Решение №2-3236/2012



Дело № 2-3236 (2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2012 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б.

с участием представителя процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика администрации г. Ачинска Ефимовой Т.Г., действующей по доверенности от 10.01.2012 г., сроком до 31.12.2012 г.,

представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска Ефимовой Т.Г., действующей по доверенности от 10 января 2012 года.,

представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» и.о. директора Гринберг М.С., действует согласно приказа № 87 от 21.06.2012 г. о возложении обязанностей (л.д. 32),

представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» директора Стахинюк Е.В., действует согласно приказа №79-л от 20.07.2012 г.,

представителя ответчика Управления образования администрации г. Ачинска Кургановой Н.А., действует на основании доверенности от 22.06.2012 г. сроком на один год (л.д. 41),

при секретаре Шевченко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ачинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15», Управлению образования администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности обустроить вход в здание пандусом, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Ачинска, муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» (далее по тексту - МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»), о признании незаконным бездействия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание, возложении обязательств обустроить вход в здание пандусом, мотивируя свои требования тем, что проведенной проверкой установлено, что в нарушении требований законодательства в здании МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», расположенном по адресу: являющегося муниципальной собственностью администрации г. Ачинска отсутствуют приспособления (пандусы) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов. Учредителем МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» является муниципальное образование г. Ачинск. Полномочия и функции учредителя Центра согласно договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, переданы Управлению образования администрации г. Ачинска. Недвижимое имущество, в том числе здание Центра передано учреждению в оперативное управление. Обязанность проведения текущего и капительного ремонта данным договором возложена на МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей». Однако вопрос об оборудовании входа в здание специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в настоящее время не решен, в связи с чем, данное бездействие является незаконным, нарушающим права инвалидов, поэтому прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию г. Ачинска, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» оборудовать пандусом вход в здание, расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 5, строение 14 (л.д. 2-4).

18 июля 2012 года от Ачинского межрайонного прокурора поступило уточненное исковое заявление, в котором прокурор по аналогичным основаниям просит признать незаконным бездействие и обязать администрацию г. Ачинска, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» в срок до 01.09.2013 г. обустроить здание по адресу:.

В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, просит возложить обязательства по установлению пандуса на администрацию г. Ачинска, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15».

Представитель ответчиков администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска Ефимова Т.Г., действующая на основании доверенностей, против исковых требованиях возражала в полном объеме, суду пояснила, что по договорам об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, нежилое здание, расположенное по адресу: передано его собственником - КУМИ администрации г. Ачинска в оперативное управление МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15». Пунктом 4.4. данных договоров предусмотрена обязанность названных Учреждений осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, закрепленного за Учреждениями. Каждому из учреждений передавалось в оперативное управление конкретная часть здания. Именно крыльцо в передаточных документах не указывалось, его площадь в общую площадь передаваемых частей нежилого помещения не входит, однако крыльцо является неотъемлемой частью здания, эксплуатация здания без которого невозможна, в связи с чем считает, что обязанность по обустройства пандусом должна быть возложена на МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», которыми данное здание фактически используется на праве оперативного управления.

Представитель ответчика МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» против исковых требований возражала, суду пояснила, что в здании, расположенном на размещается МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15». Крыльцо на входе в здание является единым, и используется детьми, посещающими оба учреждения. Однако крыльцо по договору о передаче имущества в оперативное управление в МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» не передавалось. В случае установления принадлежности крыльца к зданию, с целью избежания ответственности за нецелевое использование денежных средств, они не будут возражать против оборудования крыльца пандусом.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» против исковых требований возражала, суду пояснила, что среди обучающихся в МОУ «СОШ № 15», детей-инвалидов, передвигающихся при помощи инвалидных колясок, не имеется, в связи с чем обустройства крыльца пандусом не требуется. Однако, если им будут выделены денежные средства, они не возражают против установки пандуса.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Ачинска против исковых требований прокурора не возражала, пояснив, что к 2013 году учебному году деньги на данные цели будут выделены.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 9 указанного закона определено, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (ст. 15 закона).

Как установлено по делу, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» создано на основании постановления администрации г. Ачинска №225-п от 04.07.2011 г. в результате реорганизации путем слияния МБОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и МБОУ ДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» (л.д. 24-25), постановлен на учет в налоговом органе в качестве юридического лица 09.11.2011 г. (л.д. 19-23).

МБОУ «СОШ№15» создано также в результате реорганизации путем присоединения к ней МОУ «СОШ №14» 19 сентября 2011 года, что следует из возражений, изложенных по существу иска И.о. директора СОШ № 15 Е.К. Гольцман (л.д. 61), и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

16 ноября 2011 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ачинска и МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» был заключен договор № 63-ОУ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и согласно акта приема-передачи, являющегося приложением к договору, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» приняло в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе, нежилые помещения, общей площадью кв.м. и кв.м., расположенные по адресу: (л.д. 26-30).

01 января 2012 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ачинска и МОУ «СОШ №15» также был заключен договор № 17-ОУ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и согласно акта приема-передачи, являющегося приложением к договору, МОУ «СОШ №15» приняло в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе, нежилые помещения, общей площадью кв.м., расположенные по адресу:.

20 июня 2012 г. Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка в МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», расположенного по адресу:, соблюдения учреждением требований закона «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. При осмотре территории здания установлено, что вход в здание МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» пандусами не оборудован, что является нарушением прав детей-инвалидов по беспрепятственному доступу детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры (л.д. 6).

Пунктами 4.4 названных выше договоров об использовании муниципального имущества, закрепленного за Учреждениями на праве оперативного управления предусмотрено, что осуществление капитального и текущего ремонта имущества, закрепленного за Учреждением, возлагается на Учреждение.

Как указывалось выше и не отрицалось сторонами в судебном заседании, в здании по адресу: располагаются два образовательных учреждения: МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «СОШ №15». Вход в данное здание является единым и осуществляется через крыльцо, которое используется детьми обоих образовательных учреждений.

Таким образом, суд полагает, что данным бездействием МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «СОШ №15» нарушают требования закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что при этом нарушаются конституционные права граждан, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «СОШ №15» в срок до 01.09.2013 г. оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: пандусами, при этом определить срок для исполнения решения суда.

То обстоятельство, что крыльцо здания не включено в акты приема-передачи муниципального общества по договорам об использовании муниципального имущества названных учреждений, не может служить основанием для освобождения названных Учреждений от данной обязанности.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, регулируются по аналогии ст. ст. 249, 289, 290 ГК РФ. В связи с этим собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

К общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

По смыслу названных правовых норм, крыльцо является неотъемлемой частью здания, и предназначено непосредственно для его обслуживания.

Как следует из анализа положений пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства представляет собой ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Также, согласно пункту 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Таким образом, капитальный ремонт заключается в замене основных частей или элементов имущества. Капитальный ремонт направлен на недопущение аварийного состояния имущества, когда использование имущества по назначению становится невозможным или опасным.

В соответствии с действующим в настоящее время приложением N 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Более того, из Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (вместе с "МДС 13-14.2000... ") видно, что в перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений входит частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, а также смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов.

При проведении капитального ремонта лестниц предусматривать устройство пандусов. ( п 4.8.8. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при обустройстве крыльца пандусами происходит существенное изменение или улучшение технических характеристик названного объекта недвижимости, именно вход в него, установка прочных и экономичных пандусов, улучшающих эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта, что относится к капитальному ремонту.

Поскольку обязанность по проведению капитального ремонта договорами об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления возложена на МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «СОШ №15», суд считает необходимым возложить обязанность по обустройства входа в здание, расположенное по адресу:, на МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» и МОУ «СОШ №15». В иске к администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска, Управлению образования администрации г. Ачинска следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей», муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» по обеспечению условий для беспрепятственного доступа граждан в помещение здания, расположенного по адресу:.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей», муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» обустроить вход в здание, расположенное по адресу:, пандусами в срок до 01 сентября 2013 года.

В иске к администрации г. Ачинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, Управлению образования администрации г. Ачинска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Н.Б. Лучина