№2-2831(2012)



Дело № 2 – 2831/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.

с участием истицы Першиной Е.А.,

представителя ответчика Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 22.02.2012г. сроком до 31.12.2012 года,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Першиной Е.А., Першиной Н.А. к Администрации Ачинского района, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Першина Е.А., Першина Н.А. обратились в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что они являются лицами из числа детей-сирот. Их мать Першина Т.В. умерла 04.05.2005г., отец Першин А.А. умер 13.12.2005г. Постановлением Администрации Ачинского района от 22.06.2005г. над ними была установлена опека, опекуном назначен дедушка. До поступления в Ачинский техникум нефти и газа, они проживали совместно с дедушкой, после чего, встали на регистрационный учет по месту проживания в общежитии, которое принадлежит техникуму. После обращения в органы опеки Министерством образования и науки Красноярского края они были поставлены на очередь, в качестве нуждающихся в жилом помещении. Закрепленного за ними жилья они не имеют, по достижении совершеннолетия из-под опеки вышли. В настоящее время Першина Н.А. за собственные средства арендует квартиру, Першина Е.А. проживает отдельно с гражданским мужем, находится на восьмом месяце беременности. В связи с чем, истицы обратились в суд с вышеуказанным заявлением, просят обязать Министерство образования и науки Красноярского края представить на территории Ачинского района на условиях социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям данного населённого пункта (л.д.2-3).

Определением суда от 08.06.2012г. в качестве соответчика привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края (л.д.1).

Истица Першина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дополнительно пояснила, что с сестрой у них отдельные семьи, проживают они раздельно, она сама ждет ребенка.

Истица Першина Н.А., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д.43).

Представитель ответчика Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности (л.д.42), против удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что после выделения денежных средств в течение двух-трех месяцев Першиным будет предоставлена благоустроенная квартира на территории Ачинского района.

В представленном отзыве на исковое заявление Першиных Глава Администрации Ачинского района по существу исковых требований также не возражал, указал, что Першина Е.А. и Першина Н.А. были приняты Министерством образования и науки края на учет 07.03.2012 года, как лица из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, что тем самым подтверждает право истиц на получение жилого помещения на территории Ачинского района. Согласно Закона Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г., исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка». Между Администрацией района и Министерством образования и науки Красноярского края 28.11.2011г. заключено Соглашение о взаимодействии по реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225, в соответствии с положениями которого, министерство обязуется перечислить бюджету муниципального образования Ачинского района субвенцию на приобретение и предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края и по решениям судов. Таким образом, Администрация Ачинского района за счет средств краевого бюджета при поступлении финансирования на указанные цели обязуется предоставить Першиным благоустроенное жилое помещение. В настоящее время не представляется возможным предоставить истицам жилое помещение, в связи с отсутствием финансирования. При поступлении субвенции истцы будет обеспечены благоустроенным жилым помещением, расположенным на территории Ачинского района (л.д.18-19).

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (л.д.47), в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что полномочия по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Подтвердил, что Першина Е.А. и Першина Н.А. решением комиссии от 07.03.2012г. поставлены на учет, как нуждающиеся в жилье. Просил признать ответчиком по делу Администрацию Ачинского района, в удовлетворении исковых требований в отношении Министерства образования и науки Красноярского края отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д.30-31,32).

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Ачинского района, извещенный о дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, возражений по исковым требованиям не представил (л.д.25).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования к Администрации Ачинского района о предоставлении истцам жилых помещений на условиях договора социального найма как лицам из числа детей-сирот подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Как установлено по делу, Першин А.А. и Першина Т.В. являлись родителями Першиной Н.А. (л.д.15) и Першиной Е.А. (л.д.45).

Согласно копий свидетельств о смерти, Першина Т.В. умерла 04 мая 2005 года (л.д.4), Першин А.А. умер 13 декабря 2005 года (л.д.5).

Постановлением администрации Ачинского района от 22.06.2005г. над несовершеннолетними Першиной Е.А. и Першиной Н.А. была установлена опека, опекуном назначен Ш. (л.д.6).

Данным постановлением, а также каким-либо иным распоряжением жилье за опекаемыми не закреплялось.

Как установлено судом, после смерти родителей опекуном несовершеннолетних был назначен дедушка Ш., с которым они проживали до окончания школы, после чего, поступили в Ачинский техникум нефти и газа и проживали в общежитии по месту учебы, где были поставлены на регистрационный учет по месту пребывания.

Согласно Формы №2П, Першина Е.А. до настоящего времени состоит на регистрационном учете по месту пребывания в общежитии техникума (л.д.12).

Таким образом, судом достоверно установлено, что какие-либо жилые помещения за Першиной Е.А. и Першиной Н.А. ни в момент установления опеки, ни впоследствии не закреплялись.

Из представленных Ачинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Ачинским отделением ФГУР «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сведений по состоянию на июль 2012 года следует, что сведения о правах Першиной Е.А., Першиной Н.А. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.40,41,46). Согласно справки Малиновского сельсовета Ачинского района от 20.03.2012г., у Першиной Н.А., Першиной Е.А. право пользования жилыми помещениями на праве собственности, по договорам социального найма на территории Малиновского сельсовета также отсутствует (л.д.11).

Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Министерства образования и науки Красноярского края от 07.03.2012 года, Першина Е.А. и Першина Н.А. поставлены на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.8,9,10,30-31).

Однако, до настоящего времени, право на получение жилого помещения истцами не реализовано, несмотря на то, что Першины имеют статус сирот, отсутствуют закрепленные за ними жилые помещения, а также иное жилье на праве собственности либо по договору социального найма, нуждаемость истиц в жилых помещениях подтверждена, опека над истицами прекращена.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Гражданскому кодексу РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 1 ст. 33). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения, в частности по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет (п. 3 ст. 40).

По смыслу приведенных правовых норм вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении попечительства, которое в свою очередь прекращается, в частности по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

Следовательно, у Першиной Е.А. и Першиной Н.А., как нуждающихся в жилом помещении, достигших совершеннолетия и не имеющих над ними попечительства, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей с 01.01.2005 года, предусмотренные этим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно Закону Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (ст. 17).

Согласно Закону Красноярского края №13-6580 от 01.12.2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», именно исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены на 2012 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к Закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления значится и город Ачинск.

Указом губернатора от 4 апреля 2005 года № 25-уг (в ред. от 11.08.2011 г.) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений таким детям, в соответствии с пунктами 2-5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления жилья детям по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта и предоставляется по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности на администрацию Ачинского района по предоставлению жилых помещений Першиной Е.А. и Першиной Н.А., как лицам из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма, с учетом требований ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, не исполненные фактически до настоящего времени, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации Ачинского района, обязать Администрацию Ачинского района Красноярского края предоставить Першиной Е.А., Першиной Н.А. на условиях договора социального найма отдельные изолированные благоустроенные жилые помещения на территории Ачинского района, соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

В удовлетворении требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Першиной Е.А., Першиной Н.А. к Администрации Ачинского района о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Ачинского района Красноярского края предоставить Першиной Е.А., Першиной Н.А. на условиях договора социального найма отдельные изолированные благоустроенные жилые помещения на территории Ачинского района, соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская