№2-2614(2012)



Дело № 2-2614/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2012 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием истца Парошина А.Л.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парошина А.Л. к Администрации г.Ачинска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Ачинска о признании права пользования жилым помещением - квартирой на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма указанного жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что в 1991 году, в связи с трудовыми отношениями, ему была предоставлена спорная квартира. С 1991 года по настоящее время он проживает в указанном жилом помещении, несет бремя расходов по его содержанию, другого жилого помещения не имеет. При обращении в администрацию г.Ачинска, в заключении договора социального найма на спорную квартиру ему было отказано, в связи с отсутствием в ордере его данных, в связи с чем истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.3).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.Ачинска, надлежаще извещенная о дате рассмотрения дела (л.д.28), в судебное заседание не явилась.

Представитель третьего лица ФГБУК «Ачинский драматический театр», надлежаще извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.28), в судебное заседание не явился, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

С учетом того, что спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым применить к ним нормы Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ч.1 ст.28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Порядок учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливался статьями 30 - 33 Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ч. 1 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Согласно ч.1 ст.43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В силу ч.1 ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст.50 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В силу ст.51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно ст.52 ЖК РСФСР, предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

Аналогичные нормы содержаться в ст.ст.69,70 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов от 24.02.1983 года спорная квартира была распределена драмтеатру в качестве общежития (л.д.21).

В настоящее время указанная квартира числится в реестре муниципальной собственности города Ачинска и составляет муниципальную казну (л.д.10).

Из сообщения директора Ачинского драматического театра от 06.06.2012 года следует, что в театре документов, свидетельствующих о том, что данное жилье является служебным не имеется, данное жилое помещение не состоит в хозяйственном ведении КГБУК Ачинский драматический театр (л.д.19).

В судебном заседании установлено, что в 1991 году истцу решением профсоюзного комитета Ачинского драматического театра по ходатайству администрации театра было предоставлено спорное жилое помещение, что подтверждается показаниями свидетелей и не опровергнуто ответчиком. При этом истцу был выдан ордер от 12.04.1983 года, оформленный на общежитие драмтеатра (л.д.7), договор найма на указанное жилое помещение не заключался.

С 1991 года истец проживает и состоит на регистрационном учете в спорной квартире, что подтверждается выпиской из домовой книги и паспортом истца (л.д. 5,11), на него открыт финансово-лицевой счет (л.д.30).

Несмотря на то, что ордер на вселение в спорную квартиру непосредственно истцу Парошину А.Л. не выдавался, тем не менее, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорной квартире истец постоянно проживает с 1991 года, несет бремя расходов по содержанию квартиры, оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается историей начисления платежей и выпиской из финансово-лицевого счета (л.д. 29-30). С требованиями о выселении истцов из данного жилого помещения никто не обращался.

Согласно финансово-лицевому счету на квартиру по состоянию на 28 апреля 2012 года, имелся долг по оплате за жилищно-коммунальные услуги, который истцом погашен, о чем представлены квитанции по гашению долга по жилищно-коммунальным платежам.

Тот факт, что истец вселился в квартиру по решению профсоюзного комитета Ачинского драматического театра и длительное время проживает в спорной квартире подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели.

Так свидетель Н. пояснил, что в 1991 году работал директором Ачинского драматического театра. Исполкомом горсовета театру было выделено около 8 квартир служебного жилья. В театре была своя очередь, жилье предоставлялось по согласованию с профкомом, для заселения выдавалась выписка из решения профкома, а также давался ордер. Ордер у нас был старый, почему в нем был указан Ачинский драматический театр, он не знает. Он сам ранее проживал в спорной квартире на основании этого же ордера. По имеющимся тогда документам, квартиры числились служебными, общежитиями они не являлись ни по документам, ни фактически.

Свидетель С. пояснил, что в 90-е годы он являлся председателем профкома Ачинского драматического театра, принимал участие при выделении спорной квартиры Парошину А.Л. Т.к. Парошин А.Л. был нуждающимся в жилье и жил в общежитии медицинского училища, то ему была выделена однокомнатная квартира, выдана выписка из решения профкома для заселения. В ордере квартира указана как общежитие, но фактически это однокомнатная квартира. Ранее все заселялись в таком порядке, некоторые уже приватизировали свои квартиры.

Таким образом, суд считает установленным, что истец Парошин А.Л. фактически проживает в спорной квартире на условиях социального найма, исполняя обязанности нанимателя, что подтверждается исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.

Согласно статьям 47 и 51 ЖК РСФСР, ордер является основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживания в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Отказывая Парошину А.Л. в заключении договора социального найма Администрация г.Ачинска указала на то, что в соответствии с ордером вышеуказанное жилое помещение является общежитием Ачинского драматического театра (л.д.6).

Проверяя доводы администрации г.Ачинска о правовом статусе жилого помещения суд исходит из того, что в соответствии с п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, общежитием), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Согласно ст. 109 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорной квартиры, общежития используются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

Во исполнение вышеуказанного положения ЖК РСФСР Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 г. N 328 утверждено Примерное положение об общежитиях (далее - Положение).

В соответствии с п. п. 8 и 10 Положения правила внутреннего распорядка в общежитии после одобрения их на общем собрании проживающих в общежитии утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом и комитетом комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения. Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР", разрешая споры о выселении из общежития, следует проверять, является ли общежитием помещение, занимаемое ответчиком, для чего необходимо выяснять следующие обстоятельства: находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении истца; построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели; имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития; выдавался ли в установленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии; укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан; имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др.

В судебном заседании установлено, что спорная квартира предоставленная истцу по решению профсоюзного комитета Ачинского драматического театра не отвечала выше перечисленным требованиям.

Кроме того, из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, занимающие указанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

При этом, отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Как было указано выше, спорная квартира числится в реестре муниципальной собственности города Ачинска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и составляет муниципальную казну, т.е. с момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. указанная квартира даже при наличии статуса общежития, утратила его, и истец Парошин А.Л., занимающий изолированное жилое помещение, приобретает в отношении данного жилого помещения все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из установленных судом обстоятельств и требований закона, суд считает, что требования истца Парошина А.Л. к Администрации г.Ачинска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 234-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Парошина А.Л. к Администрации г.Ачинска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения удовлетворить.

Признать за Парошиным А.Л. право пользования квартирой на условиях социального найма. Обязать администрацию г.Ачинска заключить с Парошиным А.Л. договор социального найма на указанную квартиру.

Ответчиком может быть подано заявление в Ачинский городской суд об отмене настоящего заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение также может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская