№2-2940(2012)



Дело № 2-2940/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2012 года г.Ачинск Красноярский край

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика ГУ КРО Фонда социального страхования РФ - Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 19.12.2011г. сроком до 31.12.2012г.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Чепурова А.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида первой группы Чепурова А.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Чепурова А.В. техническими средствами реабилитации – креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением. Исковые требования мотивировал тем, что Чепуров А.В. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Чепурова А.В. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Чепурову А.В. Фондом социального страхования кресла- стула с санитарно-гигиеническим оснащением. 25 января 2012 года Чепуров А.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного технического средства реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако креслом-стулом до настоящего времени инвалид не обеспечен. Не предоставление Чепурову А.В. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, создается угроза его жизни и здоровью, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд в защиту его интересов (л.д.2-4).

Помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Истец Чепуров А.В., будучи извещенным о дате судебного заседания (л.д.15.16), в суд не явился, представил заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме (л.д.5).

Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком по 31 декабря 2012г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме. Указал, что на исполнительном органе Фонда социального страхования, по мере поступления финансирования из федерального бюджета, лежит обязанность проведения мероприятий по заключению контрактов на поставку технических средств реабилитации, оформить направление и оплатить изделие. В настоящее время отделением Фонда заключен государственный контракт с ООО «Техносистема» на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением и оформлено направление от 02.05.2012 года сроком действия до 31.12.2012 года на получение Чепуровым А.В. кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа. Согласно условиям контрактов, именно на поставщике лежит обязанность по непосредственному предоставлению Чепурову А.В. технических средств реабилитации. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Чепурова А.В. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, Чепуров А.В. является инвалидом (л.д.11).

Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 15 декабря 2011 года, Чепуров А.В. нуждается в технических средствах реаби­литации, в том числе, кресле-стуле с санитарно-гигиеническим оснащением пассивного типа с колесиками, шириной сиденья 50 см. (л.д.8-10).

Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Чепурова А.В. креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением, согласно программе ИПР.

Таким образом, согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Чепуров А.В. получил право на обеспечение его техническими средствами реа­билитации. С этой целью Чепуров А.В. 25 января 2012 года обратился в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением его креслом-стулом с санитарным оснащением пассивного типа (л.д.6).

Документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, Чепуров А.В. поставлен на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации, о чем ему было выдано уведомление от 25.01.2012г. (л.д.7).

В настоящее время на поставку кресел-стульев с санитарным оснащением Фондом заключен государственный контракт с ООО «Техносистема» и оформлено направление от 02.05.2012 года сроком действия до 31.12.2012 года на получение Чепуровым А.В. кресла-стула с санитарным оснащением пассивного типа (л.д.18).

Вместе с тем, до настоящего времени креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением пассивного типа Чепуров А.В. не обеспечен.

Не предоставление Чепурову А.В. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию с применением ТСР, в результате чего созда­ется угроза его здоровью.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что после выдачи направления именно на поставщике лежит обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации. Данная обязанность Законом возложена именно на Фонд социального страхования Российской Федерации. При разрешении настоящего спора также не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти своевременно не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Чепурова А.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Чепурова А.В. техническими средствами реабилитации, незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Чепурова А.В. техническим средством реабилитации - креслом-стулом с санитарно-гигиеническим оснащением пассивного типа с колесиками, шириной сиденья 50 см. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская