№2-3079(2012)



Дело №2- 3079/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием истицы Мороз В.К., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края Маслак С.А., действующей на основании доверенности от 10 января 2012 года сроком по 31 декабря 2012 года,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороз В.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Мороз В.К. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ачинску и Ачинскому району о включении в льготный трудовой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости. Исковые требования мотивировала тем, что решением от 10.05.2012 г. УПФ РФ в г.Ачинске и Ачинском районе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, а именно, не приняты к зачету в необходимый стаж период с 06.10.1992г. по 30.09.1993г. – отпуск по уходу за ребенком до трех лет. С указанным решением истица не согласна, полагает, что ей необоснованно не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости указанные периоды, в связи с чем, истица обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит включить указанные периоды в льготный стаж (л.д.3-5).

02.07.2012 года истица уточнила свои исковые требования и просила дополнительно обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске и Ачинском районе назначить ей пенсию с момента наступления права на досрочную пенсию (л.д.16).

В судебное заседание истица Мороз В.К. поддержала свои требования по аналогичным основаниям.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе Маслак С.А., действующая на основании доверенности от в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством-Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истице зачтено 29 лет 00 месяцев 21 день. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ, льготная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Однако, на дату обращения с заявлением, у истицы требуемый стаж отсутствовал. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав работникам, осуществляющим лечебную деятельность при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, действовавшего на 31.12.2001г. С учетом Постановления 2-П в стаж истице зачтено 26 лет 10 месяцев 19 дней. Зачету в пенсионный стаж подлежат периоды, только в том случае, если это прямо предусмотрено Правилами № 516 или иными нормативно правовыми актами. Таким образом, нет оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 30.04.1993г. т.к. не предусмотрены Правилами № 516. При условии включения указанных периодов в льготный трудовой стаж, пенсия может быть назначена с момента обращения истицы с заявлением о назначении пенсии.

Аналогичная позиция изложена и в отзыве представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края на исковые требования Мороз В.К., согласно которому УПФР в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края возражает против исковых требований по тем же основаниям (л.д. 23-24).

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мороз В.К. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Действующее пенсионное законодательство призвано обеспечивать стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере роста благосостояния трудящихся. Именно для этих целей совершенствуется пенсионное законодательство, обновляются Списки должностей и профессий, расширяется перечень должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с п.п. 20 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 435 было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Как установлено по делу, в период с 05.04.1982 года по настоящее время Мороз В.К. работает в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи, что подтверждается копией трудовой книжки, справкой МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и не оспаривается представителем ответчика (л.д.7-8, 10-13).

23 декабря 1991 года у истицы родился сын (л.д.14), в связи с чем, приказом от 28.02.1992 года Мороз В.К. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет на срок с 14.02.1992 года по 23.06.1993 года, приказом от 03.08.1993 года Мороз В.К. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет на срок с 16.09.1991 года по 30.04.1993 года (л.д.7).

03 мая 2012 года Мороз В.К. обратилась с заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске и Ачинском районе для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ (л.д. 18-20).

Решением ГУ УПФ РФ в г.Ачинске и Ачинском районе от 10 мая 2012 года, Мороз В.К. в досрочном назначении трудовой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет). Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан установлено, что стаж истицы составил 29 лет 00 месяцев 21 день (л.д. 6).

Согласно решению ГУ УПФ РФ в г.Ачинске и Ачинском районе и протокола заседания комиссии от 10.05.2012 года, не приняты к зачету в стаж, дающий право Мороз В.К. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992г. по 30.09.1993г. (л.д.6,21-22).

По вышеуказанным основаниям истице Мороз В.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению весь период отпуска по уходу за ребенком - до трех лет, если отпуск имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Мороз В.К. в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 года по 30.09.1993 год (до достижения ребенка возраста трех лет) суд считает возможным включить в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Исходя из вышеуказанных норм закона, требования Мороз В.К. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 по 30.09.1993 год, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом включения в трудовой стаж Мороз В.К. указанных периодов, требуемый стаж будет составлять 30 лет с момента подачи заявления, в связи с чем, истица имеет права на назначение пенсии по выслуге лет с момента возникновения права на досрочную пенсию, т.е. с 03.05.2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мороз В.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Ачинске и Ачинском районе включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, Мороз В.К. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 по 30.09.1993 год, и назначить Мороз В.К. пенсию с учетом указанных периодов с момента возникновения права на досрочную пенсию с 03 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская