Дело № 2- 3353(2012) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2012 года г. Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П. с участием истца Емельяновой Т.Н., представителя истца по устному ходатайству, представителей ответчика Целых, Мельниковой, при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Т.Н. к УСЗН г Администрации г.Ачинска о признании действий незаконными, суд УСТАНОВИЛ: Истица Емельянова Т.Н. обратилась в суд к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Ачинска (далее - УСЗН) с иском о признании действий ответчика по удержанию денежных средств с начисляемой субсидии незаконными. Мотивировала свои требования тем, что 22.02.2012 года ее уведомили о том, что ею за период с февраля 2009 года по июль 2011 года необоснованно получена субсидия на оплату коммунальных услуг в сумме 63005,40 руб. С указанной суммой она не согласна. В период с февраля 2012 года ей была начислена субсидия, однако она не выплачивается, т.к. удерживается в полном размере. На заявление о перерасчете субсидии был дан отказ. Считает действия ответчика по удержанию незаконными, т.к. УСЗН должно было обратиться в суд (л.д.3). В судебном заседании истица Емельянова Т.Н., представитель истицы исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. От уточнения исковых требований отказались. Истица пояснила, что при получении субсидии в период с февраля 2009 года по июль 2011 года она действительно не указала на полученные дополнительные доходы, т.к. не думала, что эти небольшие доходы влияют на предоставление субсидии. Представитель истицы пояснила, что незаконность действий носит длящийся характер, т.к. каждый месяц у истицы удерживается вся сумма субсидии. Полагает, что незаконность действий выражается в том, что УСЗН удерживает необоснованно полученную субсидию без обращения в суд. Также не согласны с суммой, которую УСЗН определил в качестве необоснованно полученной. Представитель УСЗН Мельникова Е.Н. пояснила, что при проверке достоверности предоставленных сведений, 06.02.2012 в УСЗН поступила информация о доходах граждан за 2008, 2009, 2010 года из межрайонной инспекции ФНС №4 по Красноярскому краю, из которой усматривалось необоснованное получение субсидии Емельяновой Т.Н., которая в течение одного месяца после изменения материального положения не представляла документы, подтверждающие доходы, полученные в муниципальном учреждении «Городская дружина» в декабре 2008 года, с января 2009 года по декабрь 2009 года, в феврале, марте, мае и декабре 2010 года, а так же в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю в ноябре 2010 года и в НОБФ «Пенсионер» в декабре 2010 года. На основании данных сведений протоколом от 07.02.2012 года было установлено, что Емельяновой Т.Н. необоснованно получена субсидия в сумме 63005,40 рублей с 02.2009 по 07.2011г.г. по причине того, что не были предоставлены достоверные сведения о доходах. 27.02.2012г.г. Емельянова Т.Н. ознакомлена с решением о возврате необоснованно полученной субсидии. В феврале 2012 года предоставление субсидии Емельяновой Т.Н. прекращено и принято решение об удержании необоснованно полученной субсидии из последующих выплат. В настоящее время удержано 4617,47 руб. Заявление Емельяновой Т.Н. от 21.03.2012 год о перерасчете назначенной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, было рассмотрено и в адрес заявителя направлен законный и обоснованный ответ. Представитель УСЗН Целых О.Н. в судебном заседании против исковых требований возражал. Пояснил, что истицей фактически подана жалоба на действия УСЗН, но подана с нарушением срока на обжалование, т.к. 27.02.2012 специалистами УСЗН при ознакомлении с протоколом от 07.02.2012 заявителю разъяснено, что в соответствии с пунктом 49 Правил, необоснованно полученная субсидия может удерживаться из последующих выплат. Таким образом, о принятом решении об удержании с последующих выплат необоснованно полученной субсидии в размере 63005,40 руб. заявителю стало известно 27.02.2012, поэтому срок обращения в суд с заявлением о признании действий должностных лиц УСЗН незаконными истек 28.05.2012г. Размер необоснованно полученной субсидии истицей не оспорен. Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Во исполнение требований ст. 159 Жилищного кодекса РФ, были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12 2005 года № 761 Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(далее – Правила), также Приказом Минрегиона РФ № 58 и Минсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года изданы Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ( далее- Методические рекомендации) Для получения субсидии граждане и члены семей граждан, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законом, представляют в уполномоченный орган по месту жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением пакета документов, который включает в себя, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. В соответствии со ст. ст. 1,11 Правил, п.п. 4.3, 4.10 Методических рекомендаций к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относится определение полноты и достоверности представленных гражданами документов и принятие решения о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доведение принятого решения до граждан. В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В соответствии с п.42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или отказе в ее предоставлении, рассчитывая размер субсидии. Согласно п.п. 60 и 61 Правил, предоставление субсидии может быть прекращено по решению уполномоченного органа, в том числе, и в случае представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставление субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет необоснованно полученной субсидии производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 48 Правил установлено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 60 настоящих Правил (в том числе в случае изменения материального положения получателя субсидии или члена его семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. Как следует из материалов дела, Емельянова Т.Н. в период с 2009 по 2011 г.г. обращалась в управление социальной защиты населения Администрации города Ачинска с пакетом документов на продление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанной, исходя из дохода (далее - субсидия), по месту постоянного жительства (л.д. 23-27). При этом Емельяновой Т.Н. при обращениях с заявлениями от 21.01.2009г., от 16.07.2009г., от 20.01.2010г., от 22.07.2010г., от 20.01.2011г. специалистами УСЗН разъяснялся установленный порядок и условия предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В качестве доходов Емельяновой Т.Н. в заявлениях указывалась только пенсия. На основании предоставленных сведений истице рассчитывалась и выплачивалась субсидия. При проверке достоверности предоставленных сведений, 06.02.2012 в УСЗН поступила информация о доходах граждан за 2008, 2009, 2010 года из межрайонной инспекции ФНС №4 по Красноярскому краю, было установлено, что истицей не представлялись документы, подтверждающие доходы, полученные в муниципальном учреждении «Городская дружина» в декабре 2008 года, с января 2009 года по декабрь 2009 года, в феврале, марте, мае и декабре 2010 года, а так же в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю в ноябре 2010 года и в НОБФ «Пенсионер» в декабре 2010 года (л.д.29-34). Протоколом от 07.02.2012 установлено, что Емельяновой Т.Н. за период с февраля 2009 года по июль 2011года была необоснованно получена субсидия в сумме 63005,40 рублей по причине того, что не были предоставлены достоверные сведения о доходах (л.д.4). В связи с этим в феврале 2012 года предоставление субсидии Емельяненко Т.Н. было прекращено. 27 февраля 2012 года Емельянова Т.Н. была ознакомлена с решением о возврате необоснованно полученной субсидии. Емельяновой Т.Н. 29.02.2012 года было подано заявление на продление субсидии, в связи с чем, УСЗН было принято решение об удержании необоснованно полученной субсидии из последующих выплат (л.д.4). 21.03.2012 года Емельянова Т.Н. обратилась с заявлением о перерасчете суммы необоснованно удержанной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которое было рассмотрено и истице 10.04.2012 года было отказано в перерасчете (л.д.5,6). Истицей отказ в перерасчете не оспорен, сумма, установленная в качестве необоснованно полученной субсидии также не оспорена. Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителями УСЗН, и подтверждается материалами дела, в спорный период времени истица с учетом дополнительного дохода также имела право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку ее расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышали величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе. Данное обстоятельство подтверждается расчетом субсидии, выполненном УСЗН. При условии предоставления сведений о всех доходах, в том числе в муниципальном учреждении «Городская дружина», в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, а так же в НОБФ «Пенсионер», истица имела право на получение субсидии за спорный период в размере 35520,56 руб. (л.д.39-40), в связи с чем, сумма необоснованно полученной субсидии составила 27484,84 руб., а не 63005,40 рублей (63005,40-35520,56). Доводы представителя истца УСЗН о том, что в случае предоставления гражданами недостоверных сведений о своих доходах и доходах членов своей семьи, можно квалифицировать как необоснованное предоставление ему субсидии, что влечет ее удержание в полном объеме, что также указано в методических рекомендациях Министерства социальной политики Красноярского края, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Положения ст. 1102 ГК РФ дают нормативное определение неосновательному обогащению. Таковым признаются приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, если к указанным действиям не было правовых оснований. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ Частью 2 статьи 1102 ГК РФ предусмотрено, что правила предусмотренные главой 60 ГК РФ применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Исходя из смысла указанных выше норм, а также из комплексного толкования положений пунктов 48, 49, 60 и 61 вышеприведенных Правил следует, что в данном случае вся сумма полученной истицей субсидии не может считаться суммой неосновательного обогащения, и взысканию подлежит только сумма субсидии, которую истица не имела право получать, т.е. 27 484,84 рублей. Правовые основания для взыскания с ответчицы всей выплаченной за этот период времени субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 63005 рублей 40 копеек отсутствуют. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( пункт 49 Правил). Стороны не оспаривали факт того, что субсидия начислялась истице по ее заявлению и после 01.03.2012 г., однако начисляемая субсидия ей на счет не перечислялась, поскольку производилось погашение переплаты в указанном выше размере. В настоящее время по данным представителя ответчика из начисленной истице субсидии удержано 4617,47 руб., что не оспаривается истицей. Таким образом, погашение излишне выплаченной субсидии в размере 27484,84 руб. в настоящее время не произошло и произойдет через несколько лет. Исходя из ст. 11 ГК РФ, ст.ст. 3,4 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспоренные гражданские права, судебная защита должна реально способствовать восстановлению прав потерпевшего. При рассмотрении дела суд исходит из требований, заявленных истицей, которая отказалась от их уточнения или изменения. Суд, оценив установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что действия ответчика в настоящее время до момента погашения суммы необоснованно полученной субсидии в размере 27484,84 руб., удерживающего в полном размере начисляемую истице субсидию, соответствуют требованиям закона, регулирующего порядок начисления гражданам субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, в связи с чем, не нарушают права истицы. Данное обстоятельство не препятствует истице в случае ее несогласия с суммой необоснованно полученной субсидии, установленной УСЗН, обратиться в суд с оспариванием указанной суммы, а также обжалованию действий УСЗН по удерживанию субсидии после погашения необоснованно полученной субсидии в размере 27484,84 руб. Доводы истицы о том, что УСЗН необоснованно взыскивает выплаченную субсидию путем удержания из начисленной субсидии, т.к. должно было обратиться в суд с иском о взыскании, не могут быть приняты судом. Действительно 27.02.2012 года истица выразила свое несогласие с суммой необоснованно выплаченной субсидии в размере 63005,40 руб.. Однако 29.02.2012 года Емельянова Т.Н. обратилась с заявлением о продлении предоставления субсидии, субсидия ей была предоставлена на новый период, в связи с чем, на основании п. 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии. В судебном же порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации истребуются необоснованно полученные денежные средства при отказе от добровольного возврата и при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы. Также судом не могут быть приняты доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок на подачу заявления в суд, т.к. удержание производится ежемесячно, т.е. действия УСЗН являются длящимися. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Емельяновой Т.Н. к УСЗН г Администрации г.Ачинска о признании действий незаконными отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд. Судья подпись Матушевская Е.П.