решение №2-3411/2012



Дело № 2-3411(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.

с участием помощника прокурора Лазовской А.В.,

представителя ответчика МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» Пасечник А.В., действующей на основании доверенности от 27.07.2012 года,

при секретаре Резун Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение центральной библиотеки им. А.С. Пушкина по адресу: г. Ачинск ……………, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства « О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система». В ходе проведенной проверки установлено, что нарушение указанных требований законодательства у входа в помещение центральной библиотеки им. А.С. Пушкина, расположенной по адресу: г. Ачинск ….., являющейся согласно договору №88-ОУ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект. Своим бездействием МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» нарушает права инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры; социальную защиту (систему гарантированных государством экономических. правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам для преодоления, замещения9 компенсаций) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества) и социальную поддержку( систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законом иными нормативными правовыми актами)( л.д. 2-4).

Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Лазовская А.В. в судебном заседании поддержала свои требования по аналогичным основаниям.

Представитель МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» А.В. Пасечник не возражала против удовлетворения требований Ачинского межрайонного прокурора. В представленном отзыве указала, что по постановлению Администрации г. Ачинска, библиотека включена в реестр мероприятий долгосрочной городской целевой программы на 2013 года на обустройство пандусом и поручнями для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов, разработана проектно – сметная документация, стоимость работ 443000 рублей, источник финансирования – местный бюджет. Документы находятся в управлении социальной защиты населения Администрации г. Ачинска.

Представитель администрации г. Ачинска, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещения, в судебное заседание не явился.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации (пункт 2).

На основании п. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно- строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно- методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что вслучаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» зарегистрировано в качестве юридического лица, 07 мая 2003 года поставлена на учет в МИ ФНС России №4 по Красноярскому краю (л.д. 15).

Устав Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» утвержден распоряжением главы Администрации г. Ачинска от 27.02.2011 года №0155-р(л.д.16-20).

Основными видами деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» является в том числе обслуживание индивидуальных пользователей, коллективных абонентов. предоставление основного и дополнительного набора библиотечных, библиографических и информационных услуг, обеспечение альтернативных условий и режима пользования ими (в том числе, бесплатно, на льготных условиях, за плату), при этом учреждение организует приоритетное обслуживание групп населения, нуждающихся в социальной защите(инвалиды, пожилые люди, многодетные семьи, дети и др.).

Согласно договору №88-07 от 01 июля 2003 года, за Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» собственником, а именно, муниципальным образованием г. Ачинск, закреплено на праве оперативного управления помещение центральной библиотеки им. А.С. Пушкина, расположенное по адресу: г. Ачинск …………. ( л.д. 9-13).

Как установлено в судебном заседании и не отрицается представителем Муниципального бюджетного учреждением культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система», у входа в помещение центральной библиотеки им А.С. Пушкина, расположенной по адресу: г. Ачинск ………….. отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на указанный объект.

При таких обстоятельствах, МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» до настоящего времени использующее помещение для эксплуатации под объект социальной инфраструктуры и не принимающее никаких мер по решению вопроса обустройства помещения специальными приспособлениями (пандусами) для инвалидов-колясочников, безусловно нарушает права и законные интересы этой группы населения.

Отсутствие указанных приспособлений для входа в помещение центральной библиотеки им. Пушкина МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора являются обоснованными.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая указанные обстоятельства и положения закона, лицами, обязанным нести бремя содержания помещения, в котором расположена библиотека им. А.С. Пушкина в соответствии со ст. 296 ГК РФ и положениями 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" несет МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», в связи с чем, исковые требования Ачинского межрайонного прокурора к Администрации г. Ачинска являются необоснованными.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и требований закона, суд полагает необходимым признать бездействие ответчика МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение центральной библиотеки им. А.С. Пушкина МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», незаконным.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга в помещение центральной библиотеки им. А.С. Пушкина по адресу: г. Ачинск …………

Обязать МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система», Администрацию г. Ачинска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять меры к обустройству входа в помещение центральной библиотеки им А.С. Пушкина, расположенной по адресу: г. Ачинск ………… пандусами.

В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора к Администрации г. Ачинска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со для вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.Ю. Кушнарева.