по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 8 Ачинского о признании действий по необеспечению техническими средств



2-3623(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика Юршевич Р.В.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Заринского О.В. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Заринского О.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить его техническими средствами реабилитации – абсорбирующим бельем, кресло-коляской комнатной, базовой, с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, с управлением правой рукой, с шириной сиденья 46 см., мотивируя требования тем, что Заринский О.В. на основании справки МСЭ является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации в виде абсорбирующего белья и кресло-коляски. Инвалид обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако ТСР в виде абсорбирующего белья и кресло-коляски до настоящего времени инвалида не обеспечил. Данное бездействие ответчика нарушает права Заринского О.В., не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида.

В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям.

Истец Заринский О.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в зал суда не явился по состоянию здоровья, в телефонограмме его опекун Дятчина Е.И., исковые требования прокурора поддержала, дело просила рассмотреть в их отсутствие, указав на получение Заринским О.В. от поставщика подгузников в количестве 120 шт. и 94 шт. (л.д. 12).

Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Юршевич Р.В., действующая по доверенности от 19.12.2011 г. (л.д.13), с исковыми требованиями согласилась частично, ссылаясь на то, в соответствии с действующим законодательством инвалид Заринский О.В. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлен на учет для обеспечения средствами реабилитации в виде абсорбирующего белья и кресло-коляски, ему выдано уведомление о постановке на учет. Однако, по заключенным государственным контрактам направления на поставку ТСР организациями-поставщиками не исполнены, кресло-коляска и простыни (пеленки) в необходимом количестве Заринскому О.В. еще не выданы.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Заринского О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что Заринский О.В., 22 сентября 1949 г. рождения, на основании справки МСЭ от 03.05.2012 г. является инвалидом первой группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 559 от 03 мая 2012 г. (л.д. 8-9) Заринский О.В. нуждается в технических средствах реаби­литации: абсорбирующем белье и кресло-коляске комнатной, базовой, с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, с управлением правой рукой, с шириной сиденья 46 см., и получил право на обеспечение его техническими средствами реа­билитации. С этой целью Заринский О.В. 14.05.2012 г. обратился в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации (л.д.6).

Согласно уведомлению от даты обращения истца, документы, поданные Заринским О.В., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (л.д.7).

Однако до настоящего времени техническое средство реабилитации в виде кресло-коляски по выданному направлению на ее получение в ООО «Техносистема» истцом ГУ КРО ФСС РФ не получено (л.д.16), из абсорбирующего белья по направлению поставщиком ООО «Белла Сибирь» выданы памперсы (подгузники), как видно из сообщения опекуна инвалида, подгузники получены в количестве 120 шт. и 94 шт., однако по направлению на получение от ООО «Медконтракт» впитывающее простыни, пеленки в количестве 30 шт. в месяц с мая по июль 2012 г. включительно до настоящего времени не поступили (л.д.15).

Непредставление Заринскому О.В. указанных технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и созда­ется угроза его здоровью.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Заринского О.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконным, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленные технические средства реабилитации в виде кресло-коляски и впитывающих простыней (пеленок).

Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технических средств выдано в ООО «Техносистема», в ООО «Медконтракт» 14.05.2012 г., в организации, обязанные по государственным контрактам обеспечить техническими средствами (изделиями) инвалида, однако исполнение обязательств данными поставщиками не проконтролировано фондом, суд считает необходимым по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда ответчику в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Заринского О.В. техническими средствами реабилитации незаконным.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Заринского О.В. техническими средствами реабилитации – впитывающими простынями (пеленками) в количестве 30 шт. на месяц с мая по июль 2012 г. включительно, креслом-коляской комнатной базовой с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, с управлением правой рукой, с шириной сиденья 46 см., в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2012 г.