2-3624(2012) Именем Российской Федерации 08 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Филипповой Л.Я., представителя ответчика Юршевич Р.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Мамышевой Ф.Н. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия по обеспечению техническим средством реабилитации незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить техническим средством реабилитации, суд У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мамышевой Ф.Н. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации незаконным, нарушающим его права и обязании обеспечить ее средством технической реабилитации – креслом-коляской комнатной с ручным приводом, с шириной сиденья 90 см., мотивируя требования тем, что Мамышева Ф.Н. на основании справки МСЭ является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья нуждается в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации в виде кресло-коляски комнатной. Инвалид обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технического средства реабилитации. Ответчик принял заявление, однако ТСР в виде кресло-коляски до настоящего времени инвалида не обеспечил. Данное бездействие ответчика нарушает права Мамышевой Ф.Н., не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалида. В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям. Истец Мамышева Ф.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, по месту жительства, в зал суда не явилась по состоянию здоровья, в телефонограмме исковые требования прокурора поддержала, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 16, 17). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Юршевич Р.В., действующая по доверенности от 19.12.2011 г. (л.д. 18), против заявленных исковых требований не возражала, ссылаясь на то, в соответствии с действующим законодательством инвалид Мамышева Ф.Н. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлена на учет для обеспечения средством реабилитации в виде кресло-коляски, ей выдано уведомление о постановке на учет. Однако, по заключенному государственному контракту направление на поставку ТСР организацией-поставщиком не исполнено, кресло-коляска Мамышевой Ф.Н. еще не выдано. Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Мамышевой Ф.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Мамышева Ф.Н. на основании справки ВТЭ-190 №045554 от 10.01.1994 г. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (л.д.13). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 1022 от 23 июня 2008 г. (л.д. 11-12) Мамышева Ф.Н. нуждается в техническом средстве реабилитации: кресло – коляске комнатной, с ручным приводом, с шириной сиденья 90 см, и получила право на обеспечение ее техническим средством реабилитации. С этой целью Мамышева Ф.Н. 10.09.2008 г. обратилась в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ с заявлением об обеспечении ее техническим средством реабилитации (л.д.9). Согласно уведомлению от даты обращения истца, документы, поданные Мамышевой Ф.Н., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (л.д.10). По заключению №17 от 14.05.2012 г. медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации ГУ КРО ФСС средство реабилитации кресло-коляска комнатная, выданная по программе реабилитации 16.10.2008 г., признана не подлежащей дальнейшей эксплуатации, ремонт не рентабелен, в связи с чем принят решение о досрочной замене кресло -коляски (л.д.7-8). Однако до настоящего времени техническое средство реабилитации в виде кресло- коляски по выданному направлению на ее получение в ООО «Техносистема» истцом ГУ КРО ФСС РФ не получено (л.д.19). Непредставление Мамышевой Ф.Н. указанного технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза ее здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Мамышевой Ф.Н. техническим средством реабилитации следует признать незаконным, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязания ответчика выдать не предоставленное техническое средство реабилитации в виде кресло-коляски комнатной с ручным приводом. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства выдано в ООО «Техносистема» 14.05.2012 г., в организацию, обязанную по государственному контракту обеспечить техническим средством (изделием) инвалида, однако исполнение обязательств данным поставщиком не проконтролировано фондом, суд считает необходимым по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда ответчику в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Мамышевой Ф.Н. техническим средством реабилитации незаконным. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Мамышеву Ф.Н. техническим средством реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом, комнатной, с шириной сиденья 90 см., в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд. Копия верна: Судья Н.В. Панченко