2-3427/2012



Дело № 2-3427(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.

с участием помощника прокурора Лянного И.О.,

представителя ответчика Администрации г. Ачинска и КУМИ Администрации г.Ачинска – Белокриницкой И.В., действующей на основании доверенностей от 02 апреля 2012 года, выданных на срок по 31.12.2012 года (л.д.43,44),

представителя ответчика МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»- директора Качан М.М.,

при секретаре Кирилловой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргаполова», Администрации г. Ачинска, КУМИ Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», Администрации г. Ачинска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц к объектам социальной инфраструктуры, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система». В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства у входа в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», расположенного по адресу: «…», являющегося согласно договору №89/1-ОУ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект. Своим бездействием МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова» нарушает права инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры; социальную защиту и социальную поддержку. В связи с чем, просит признать незаконным бездействия МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», Администрации г. Ачинска, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова» по адресу: «…», обязать МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», Администрацию г.Ачинска обустроить вход в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», расположенное по адресу: «…» со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-4).

Согласно определению от 18 июля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен КУМИ Администрации г.Ачинска (л.д.39).

03 августа 2012 года от Ачинского межрайонного прокурора поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просит признать незаконным бездействия МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», Администрации г. Ачинска, выразившееся в необеспечении условий (отсутствие пандуса) для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова» по адресу: «…», обязать МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», Администрацию г.Ачинска обустроить вход в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», расположенное по адресу: «…»пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 47-49).

Истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Лянной И.О. в судебном заседании поддержал исковые требования по аналогичным основаниям.

Представитель МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова» М.М. Качан не возражала против удовлетворения требований Ачинского межрайонного прокурора, просила учесть то обстоятельство, что здание музея является объектом культурного наследия регионального значения, в связи с чем 12 сентября 2011 года на здание оформлено охранное обязательство, все работы проводятся только на основании разрешения, для чего требуется заказывать проект и проводить техническую и историческую экспертизы, которые потребуют значительных временных затрат.

Представитель администрации г. Ачинска и КУМИ Администрации г. Ачинска Белокриницкая И.В., по заявленным исковым требованиям возражала, ссылаясь на то, что между КУМИ администрации г. Ачинска и МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С. Каргополова» заключен договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, согласно п. 1.2 которого Учреждение принимает на баланс указанное имущество и несет бремя по его содержанию. В соответствии с законодательством обустройство крыльца пандусами относится к капитальному ремонту, поскольку влечет существенное изменение или улучшение технических характеристик объекта недвижимости. Поскольку обязанность по проведению капитального ремонта договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления возложена на МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», просила в иске к Администрации г.Ачинска и КУМИ Администрации г. Ачинска отказать.

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации (пункт 2).

На основании п. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно- строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно- методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов, должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» зарегистрировано в качестве юридического лица, 20 мая 2003 года поставлена на учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Красноярскому краю (л.д. 18).

Устав Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» утвержден распоряжением главы Администрации г. Ачинска от 27.01.2011 года №0157-р, согласно которого основными видами деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» является, в том числе осуществление экскурсионного, туристического, лекционного, консультативного и музейного обслуживания посетителей, при проведении платных мероприятий Музей, в соответствии с действующим законодательством РФ, устанавливает льготы на их помещение для детей дошкольного возраста, учащихся, воспитанников интернатов и детских домов, инвалидов. (л.д.29-36).

Согласно договору №89/1-0У от 01 июля 2003 года, за Муниципальным бюджетным учреждением культур «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» собственником, а именно, КУМИ Администрации г. Ачинска, закреплено на праве оперативного управления помещение краеведческого музея, расположенное по адресу: «…». В соответствии с указанным договором Учреждение принимает на баланс имущество и несет бремя по его содержанию, а также обязано осуществлять его капитальный и текущий ремонт (л.д. 9-17).

Как установлено в судебном заседании и не отрицается представителем Муниципального бюджетного учреждением культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», у входа в помещение краеведческого музея, расположенного по адресу: «…», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на указанный объект.

При таких обстоятельствах, МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» до настоящего времени использующее помещение для эксплуатации под объект социальной инфраструктуры и не принимающее никаких мер по решению вопроса обустройства помещения специальными приспособлениями (пандусами) для инвалидов-колясочников, безусловно, нарушает права и законные интересы этой группы населения.

Отсутствие указанных приспособлений для входа в помещение МБУК ««Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова» препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора являются обоснованными.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учитывая указанные обстоятельства и положения закона, лицами, обязанным нести бремя содержания помещения, в котором расположен «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», в соответствии со ст. 296 ГК РФ и положениями 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является МБУК «Ачинский краеведческий музей им. Д.С.Каргополова», в связи с чем, исковые требования Ачинского межрайонного прокурора к Администрации г. Ачинска, КУМИ Администрации г. Ачинска являются необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и требований закона, суд полагает необходимым признать бездействие ответчика МБУК ««Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», незаконным.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие МБУК ««Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга в здание музея.

Обязать МБУК «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова», в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, принять меры к обустройству пандусами входа в помещение музея по адресу: «…».

В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора к Администрации г. Ачинска, КУМИ Администрации г. Ачинска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со для вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: А.К. Шиверская