2-3506/2012



Дело № 2-3506 (2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.

с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Ключникова Н.С.,

представителей ответчика Стрельникова В.А.- Старцевой Н.А., действующей на основании доверенности от 22.06.2012 года, выданной сроком на три года (л.д.14), и Гребенюк Б.И., допущенного к участию в процессе по устному ходатайству,

при секретаре Кирилловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Стрельникову В.А. о понуждении к установлению заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Красноярском крае и проведению аттестации рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Стрельникову В.А. о понуждении к установлению заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Красноярском крае и проведению аттестации рабочих мест. Исковые требования мотивировал тем, что ходе проверки исполнения трудового законодательства у индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. было установлено, что ответчиком не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствует аттестационная комиссия для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствует полный перечень рабочих мест в организации для проведения работ по их аттестации по условиям труда. Кроме того заработная плата продавца ответчиком установлена в размере ниже минимального размера оплаты труда, заработная плата начисляется и выплачивается с нарушением норм трудового законодательства. В связи с чем, прокурор обратился с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, просит обязать ответчика привести в соответствие с действующим трудовым законодательством размер оплаты труда продавца, установив в штатном расписании для указанных должностей размер оплаты труда 7377 рублей 60 копеек в месяц, а также обязать провести аттестацию рабочих мест по условиям труда (л.д. 2-3).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Ключников Н.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Ответчик Стрельников В.А., будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

В судебном заседании представители ответчика - Старцева Н.А. и Гребенюк Б.И. по заявленным требованиям возражали, поскольку договор о проведении аттестации заключен и нет необходимости понуждать Стрельникова В.А. к проведению аттестации. Считают, что требования прокурора об установлении в штатном расписании размера оплаты труда продавца в сумме 7377,60 рублей не основанными на законе, поскольку минимальный размер оплаты труда определен в сумме 4611 рублей. Размер заработной платы продавца у индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. установлен выше предусмотренного законодательством, а именно 5500 рублей в месяц с учетом северного и районного коэффициента. В связи с чем, просили в иске отказать.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям и в следующем объеме.

Истец просит установить минимальный размер оплаты труда в сумме 7377 рублей 60 копеек, исходя из минимального размера оплаты труда с начислением районного коэффициента 30% и северного 30%, что противоречит требованиям трудового законодательства.

В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19июня2000года N82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц (в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ).

С учетом вышеприведенных норм закона, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из материалов дела, согласно Штатному расписанию № 2 от 31.07.2009 года, у индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. введены 2 должности работников киоска «Славица», размер заработной платы определен 150 руб. в день+3,5% от сданной выручки, но не менее 5500 рублей с учетом северного и районного коэффициентов (л.д. 6).

Таким образом, установленный ответчиком размер заработной платы продавца выше минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, в связи с чем, исковые требования Ачинского межрайонного прокурора о понуждении индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. привести в соответствие с действующим трудовым законодательством размер оплаты труда продавца, установив в штатном расписании для указанных должностей размер оплаты труда 7377,6 рублей в месяц не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ №342Н от 26.04.2011 года утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Как установлено по делу, Стрельников В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о нем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 20 апреля 2004 года (л.д. 5).

При проведении Ачинской межрайонной прокуратурой проверки на основании обращения Катыревой Г.П. установлено, что в нарушение трудового законодательства индивидуальным предпринимателем Стрельниковым В.А. не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Согласно Перечню рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда у индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. введены 2 должности продавца киоска (л.д. 17).

15 августа 2012 года между ответчиком и ООО «Сибирский центр экспертизы и сертификации» заключен договор №319/А/12 на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 15-16). Однако аттестация рабочих мест ответчиком до настоящего времени не проведена, что нарушает права работников на безопасные условия труда.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным нарушение ответчиком требований трудового законодательства по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, принимая во внимание, что нарушаются конституционные права граждан на безопасные условия труда, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом процедура аттестации рабочих мест требует продолжительного времени, суд считает необходимым установить ответчику срок выполнения мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда до 01 ноября 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя Стрельникова В.А. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 01 ноября 2012 года, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: А.К. Шиверская