о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма



2-3332(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Щигоревой Н.М.,

истицы Ю.В.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Ю.В. к Администрации г. Ачинска об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ю.В. к Администрации г.Ачинска об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, мотивируя свои требования тем, что Ю.В., 21.10.1993 г. рождения, является лицом из числа детей-сирот, в связи с лишением родительских прав ее матери М.В. решением Ачинского городского суда от 10.11.2005г. и отсутствием отца (сведения об отце внесены в актовую запись о рождении ребенка на основании заявления матери). Распоряжением Главы г. Ачинска №1100-р от 05.06.2006 г. за Ю.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу г. Ачинск, мкр.3, д.28, ком. 135, общей площадью 13. 5 кв.м., которое было предоставлено на основании договора социального найма от 09.02.2001 г. ее матери М.В. Кроме нанимателя в этой комнате имеют право пользования и проживают Ю.В. и ее сын Богдан, 19.01.2012 г. рождения. Ю.В. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении по социальному найму 27.03.2012 г., поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, ее очередь в общем списке 1283. Несмотря на наличие статуса сироты, несоблюдение нормы предоставления жилого помещения на одного человека, Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке не поставлена, хотя в силу ст. 57 ЖК РФ и разъяснений Верховного суда РФ в Определении от 07.06.2011 г. приобрела право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением. В настоящее время Ю.В. не обучается и у нее возникло право на получение жилья, однако, в нарушение требований закона Администрацией г. Ачинска Ю.В. не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор в интересах Ю.В. просит обязать Администрацию г. Ачинска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

Представитель истца Ачинского межрайонного прокурора Щигорева Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Истица Ю.В. исковые требования Ачинского межрайонного прокурора поддержала, суду дополнительно пояснила, что предоставленная ее матери М.В. комната в общежитии коридорного типа площадью 13,5 кв.м. хотя и закреплена за нею после лишения матери родительских прав и помещения ее в детское учреждение, однако это комната не может являться надлежащим обеспечением ее жильем как сироты по закону.

Представитель ответчика Администрации города Ачинска, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.58), в суд не явился, в отзыве представитель Усков К.С., действующий по доверенности от 17.02.2011 г., против исковых требований возражал, указывая на то, что Распоряжением от 05.06.2006 г. №1100-р за Ю.В. сохранено право пользования жилым помещением по Ачинск, 3-28-135, поэтому в заявленных требованиях просил отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации г.Ачинска (л.д.35, 36).

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, уведомленный о слушании дела (л.д.57), в судебное заседание не явился, в представленном отзыве представитель Малицкая С.В., действующая по доверенности от 18.01.2012 г., просит рассмотреть дело в их отсутствие, по заявленным исковым требованиям возражала, указав, что в Красноярском крае предоставление жилья детям –сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, регулируется ст. 17 Закона края от 02.11.2000 г. и Указом Губернатора от 04.04.2005 г., которыми установлены условия, определяющие обязанности органов исполнительной власти края по предоставлению жилья этой категории лиц. По порядку учета детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Решение о принятии на учет принимается Министерством с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилья детям-сиротам, поэтому обязанность у Министерства по обеспечению возникает лишь в случае последовательного совершения всех необходимых действий. Ю.В. с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию не обращалась. В документах к исковому заявлению она указана как член семьи нанимателя жилого помещения, помимо этого Администрацией г. Ачинска поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать (л.д. 63, 65).

Выслушав представителя истца, истицу, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Ю.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 г. №376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.

Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

Однако, в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.

В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 г. № 3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.) утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек - однокомнатная квартира.

Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка», предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.

Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (с изм. и доп.) установлено, что исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. Приложение № 1 к данному закону об утверждении перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления – утратило силу.

Как установлено по делу, согласно свидетельству о рождении, Ю.В., родилась 1993 года в г. Ачинске, в графе мать указана – М.В., в графе отец – В.В., согласно справке о рождении №136 от 27.05.2005 г. Ачинского ТО ЗАГС, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.29).

09.02.2001 г. МУП «Коммунтехобслуживание» заключило с М.В. типовой договор найма жилого помещения на основании ордера от 15.08.1996 г. №135, в договор в качестве члена семьи включена дочь Ю.В. По договору найма М.В. предоставлена для проживания комната №135, общей площадью 13, 5 кв.м., в доме, мрк. 3 г. Ачинска (л.д.20-21).

Решением Ачинского городского суда от 10 ноября 2005 года мать истицы М.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Ю.В., с передачей Ю.В. на попечение органа опеки и попечительства Администрации г. Ачинска (л.д. 30-32).

Из представленного в материалы дела ответа Администрации г. Ачинска от 12.04.2012 г. Ю.В. следует, что в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом права на внеочередное предоставление жилого помещения как сироте отказано, поскольку Распоряжением от 05.06.2006 г. №1100-р за нею сохранено право пользования жилым помещением 3-28-135 г. Ачинска, где нанимателем является ее мать М.В. на основании типового договора найма (л.д.27-28).

Помимо этого, на основании заявления Ю.В., представленных ею документов (л.д.6-15), Распоряжением Администрации г. Ачинска от 31.01.2012 г. №0282-р Ю.В. признана малоимущей (л.д.17- 18), Распоряжением от 27.03.2012 г. №981-р, утвержден протокол №6 от 27.03.2012 г. заседания жилищной комиссии при Администрации г. Ачинска, где Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, так как обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека ниже учетной нормы, с сыном состоит на регистрационном учете в жилом помещении, общей площадью 13, 5 кв.м. по адресу г. Ачинск, 3-28, комната 135 на основании договора социального найма, всего на регистрационном учете состоят 3 чел. (л.д.23-25). Согласно сообщению Администрации г. Ачинска от 04.06.2012 г. порядковый номер Ю.В. в едином списке очереди составляет 1283 (л.д.5).

Как видно из пояснений истицы, с 2009 г. она обучалась в профлицее №40, затем перевелась в АМТТ, где проживала в общежитиях этих учреждений, с 01.09.2011 г. обучается в профлицее №8, с 16.01.2012 г. по 16.01.2013 г. находится в академическом отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается справкой КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №8», свидетельством о рождении ребенка (л.д. 15. 44), в настоящее время она проживает в предоставлении М.В. комнате вместе с малолетним ребенком и лишенной в отношении нее родительских прав М.В.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация», сведениями о правах на объекты недвижимого имущества на имя Ю.В. эти учреждения не располагают (л.д. 7-9). Иных жилых помещений по договору социального найма истице со стороны Администрации г. Ачинска не предоставлялось.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела установлено, что Ю.В. обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей с момента вступления в законную силу решения суда о лишении ее матери – М.В. родительских прав, т.е. с 26 ноября 2005 года, после окончания пребывания в образовательном учреждении вне очереди не обеспечена жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Своевременно (за год до окончания образовательного учреждения) несовершеннолетняя Ю.В. органами опеки и попечительства на учет по вопросу обеспечения жильем в Министерство образования и науки края не поставлена.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования Ачинского межрайонного прокурора предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении Ю.В. отдельного жилого помещения по тем основаниям, что она относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и имеет закрепленное жилье менее учетной нормы – являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами возражений ответчика и третьего лица Министерства науки и образования об отсутствии у Ю.В. права на получение жилья. Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ и пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения (которыми граждане пользовались до направления в специализированные учреждения и т.п.), но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства (непригодность жилого помещения для постоянного проживания, наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и т.п.).

Помимо этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», необходимо учесть, что данными нормами закона регулируется предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а потому разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

В связи с чем, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права, учитывая, что на момент утраты родительского попечения Ю.В. проживает на территории г.Ачинска, и учитывая требования п. 2 и п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которого обязанность по приобретению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, и жилые помещения предоставляются по договору найма по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, обязать Администрацию г. Ачинска предоставить истице Ю.В. на условиях договора социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г.Ачинска соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г. Ачинска предоставить Ю.В. на условиях договора социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Ачинска, Красноярского края, в пределах нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко