2-3771(2012) Именем Российской Федерации 03 сентября 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Щигоревой Н.М., представителя ответчика Белокриницкой И.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ачинска о признании незаконным бездействия по принятию мер к оборудованию остановочного пункта, обязании оборудовать остановочный пункт в соответствии с действующим законодательством, суд У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о признании незаконным бездействия по принятию мер к оборудованию остановочного пункта, обязании оборудовать остановочный пункт «Магазин «Культура жилища», входящий в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного маршрута №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» автопавильонами, указателями с информацией в соответствии с законодательством, мотивируя свои требования тем, что проведенной проверкой установлено нарушение Администрацией г. Ачинска законодательства по безопасности дорожного движения, так как указанный остановочный пункт не оборудован в прямом и обратном направлении по маршруту автопавильонами, на нем отсутствует указатель с информацией, что не соответствует ГОСТ 52766-2007, а также ОСТ 2181.002-2003. Бездействие органа местного самоуправления муниципального образования нарушает права и интересы граждан, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, создает неблагоприятные условия для ожидания маршрутных автобусов гражданами, являющимися пассажирами автобусов, следующих по этому маршруту, в связи с чем, прокурор с целью защиты интересов неопределенного круга лиц просит обязать Администрацию г. Ачинска оборудовать автопавильонами остановочный пункт «Магазин «Культура жилища», входящий в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного маршрута №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» в прямом и обратном направлении следования по маршруту, указателями с информацией о виде пассажирского транспорта, наименовании остановочного пункта, номерах маршрутов, конечных пунктах маршрута, расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты данного маршрута. В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора Щигорева Н.М. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям. Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Белокриницкая И.В., действующая по доверенности от 02.04.2012 г. (л.д.11), против заявленных требований возражала, указав на то, что Администрацией г. Ачинска действительно создан маршрут №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая», в 2009 г. оформлен паспорт этого автобусного маршрута, для чего комиссией производились замеры, исследования, однако пассажиропоток не проверялся, проведение обследования запланировано в 2013 г., помимо этого, согласно кадастровому плану, земельный участок, где находится остановочный пункт, относится к многоквартирному жилому дому ЮВР-48, однако вопрос об определении иного места расположения остановочного пункта не решался. Представитель третьего лица ГПКК «Ачинское ПАТП», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в ходатайстве представитель Кипин Ю.А., действующий по доверенности от 13.01.2012 г., просил дело рассмотреть в их отсутствие, приложив копию паспорта автобусного маршрута №10, а также копию акта обследования комиссией маршрута (л.д. 15, 19, 20). Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Статьей 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения... Разделом 5 ГОСТ Р 52766-2007 года «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст, предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных сред оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте. Пунктом 5.3.3.1. ГОСТа установлено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуарные пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения; освещение. Оборудование остановочных пунктов в районах с холодным климатом павильонами для пассажиров является обязанностью уполномоченных лиц (п.5.3.3. ГОСТа). Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утверждёнными Минтрансом РФ 29.09.1997г., определено в п.16, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов. Пункт 17 указанных Правил устанавливает, что остановочный пункт должен быть оснащен: а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация; б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части; в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров. Пунктом 3.1.1. OCT 2181.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утверждённых распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 23.05.2003г. №ОС-460-р закреплено, что в состав автобусной остановки входят, в том числе, автопавильон. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, также предусмотрено, что в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров. Как установлено по делу, Администрация г. Ачинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, действует на основании Устава. 23.05.2012 г. между Администрацией г.Ачинска и ГПКК «Ачинское ПАТП» заключён договор №01-23-303, по организации и выполнению регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту в г. Ачинске в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозки пассажиров, удовлетворения потребностей населения г. Ачинска в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, на основании которого ГПКК «Ачинское ПАТП» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по муниципальному маршруту №10 сообщением «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» в соответствии с утвержденным паспортом маршрута (л.д.4-5). Схема автобусного маршрута №10, а также Сводное маршрутное расписание движения автобусов являются приложениями к данному договору (л.д.6). В ходе прокурорской проверки установлено, что на остановочном пункте «Магазин «Культура жилища», входящем в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного транспорта № 10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» в прямом и обратном направлении следования по маршруту отсутствуют автопавильоны, а также отсутствуют указатели с информацией о виде пассажирского транспорта, наименовании остановочного пункта, номерах маршрутов, конечных пунктах маршрута, расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты данного маршрута (л.д. 7). Отсутствие на указанном остановочном пункте автопавильонов и указателей с информацией не отрицалось представителем ответчика. Помимо этого в ответе начальника Управления экономического развития и планирования Администрации г. Ачинска от 31.08.2012 г. указано на расположение этого остановочного пункта на придомовой территории жилого дома №48 Юго-Восточного района г. Ачинска, подтверждено представленными в материалы дела планом территории и кадастровым планом земельного участка с разрешенным использованием для жилого дома с прилегающей территорией (л.д.40-44). Однако, как видно из паспорта маршрута, данный маршрут открыт 25.04.2000 г., при составлении в 2009 г. паспорта автобусного маршрута №10 производились замеры протяженности маршрута, комиссией специалистов Администрации г. Ачинска и надзорных служб до заключения договора на организацию перевозок проводилось обследование автобусного маршрута №10, в акте от 11.05.2012 г. указано заключение комиссии о соответствии автобусного маршрута требованиям безопасности движения (л.д.22). При этом, судом не могут быть приняты во внимание возражения представителя ответчика о невозможности оборудования остановочного пункта автопавильонами в связи с его размещением на придомовой территории, поскольку решение о создании автобусного маршрута «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая», решение о размещении конечного остановочного пункта этого маршрута «Магазин «Культура жилища» у дома 48 Юго-Восточного района принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий. При формировании земельного участка дома 48 ЮВР и составлении кадастрового плана земельного участка в 2003 г., перенос остановочного пункта не произведен, при заключении договора по организации перевозок пассажиров по этому маршруту и обследовании места расположения остановочного пункта эти обстоятельства не учтены. Также, суд полагает, представителем ответчика не представлено доказательств отсутствия необходимости оборудования остановочного пункта автопавильонами в прямом и обратном направлении следования по маршруту, так как из сообщения Управления экономического развития и планирования Администрации г. Ачинска от 31.08.2012 г. усматривается планирование обновления и размещения указателей с информацией и проведение обследования пассажиропотоков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на будущее время. Таким образом, допущенное бездействие Администрации г Ачинска не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Ачинска, иных лиц, находящихся в г.Ачинске. Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что указанные недостатки и нарушения не устранены на момент рассмотрения дела в суде, а отсутствие автопавильонов на остановочном пункте создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества в результате дорожно-транспортных происшествий, создает неблагоприятные условия для ожидания маршрутных автобусов в зимний период времени, при неблагоприятных погодных условиях, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить, обязать Администрацию г. Ачинска оборудовать остановочный пункт «Магазин «Культура жилища», входящий в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного маршрута №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» автопавильонами, указателями с информацией в соответствии с законодательством. По правилам ст. 206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Администрации г. Ачинска по принятию мер к оборудованию остановочного пункта «Магазин «Культура жилища», входящего в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного маршрута №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» автопавильонами, указателями с информацией. Обязать Администрацию г. Ачинска оборудовать остановочный пункт «Магазин «Культура жилища», входящий в состав маршрута внутригородского регулярного автобусного маршрута №10 «Магазин «Культура жилища» - Кольцевая» автопавильонами, указателями с информацией в соответствии с законодательством в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.