Дело № 2-3503(2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 августа 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю. с участием помощника прокурора Филипповой Л.Я., при секретаре Резун Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО АКБ «Росбанк» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение, обязыванию обустроить вход в помещение, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к ОАО АКБ «Росбанк» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение, расположенного по адресу: г. Ачинск ул. ……….. …………, обязыванию обустроить вход в помещение, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности Восточно – Сибирского филиала ОАО АКБ «Росбанк» дополнительное отделение «Ачинск», расположенного по адресу: г. Ачинск ул. ………………… В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательств у входа в указанное помещение, на которое согласно свидетельства о государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 28.05.2010 года оформлено право собственности, отсутствуют специальные приспособления (пандусы) до обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Согласно главе 1.1. Устава ОАО АКБ «Росбанк» является кредитной организацией и входит в банковскую систему РФ. Тем не менее, вопрос об оборудовании входа в помещение банка, расположенного по адресу: г. Ачинск ул. Свердлова, 19 специальным приспособлением беспрепятственного доступа, до настоящего времени не решен. Таким образом, бездействие ответчика выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение банка по вышеуказанному адресу, нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Процессуальный истец помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании поддержала свои требования по аналогичным основаниям. Представитель ОАО АКБ «Росбанк», уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления извещения (л.д. 28), в суд не явился. В суд поступил отзыв от представителя Восточно – Сибирского филиала ОАО АКБ «Росбанк» Шестаковой Н.Н., действующей на основании доверенности от 15 февраля 2012 года, в котором она просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в качестве приложения к исковому заявлению прокуратура указывает акт проверки. В соответствии с указанным актом в ОАО АКБ «Росбанк» проводилась проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 года №181 – ФЗ» О социальной защите инвалидов в РФ». Однако никаких документов, указывающих на основание проверки, подтверждающих начало проведения проверки, а также ее сроки, в банк не поступало. В настоящее время в банке началась работа по установке пандусов. Однако, принимая во внимание необходимость закладывания данных расходов в бюджет банка, заключение договоров на проведение работ, проведение самих работ по установке – окончание указанных мероприятий может потребовать более длительного времени (ориентировочно до 01.07.2013 года), чем то, которое запрашивается прокуратурой в исковом заявлении( л.д. 25). В дополнительном отзыве представитель ответчика указала, что в банке началась работа по установке пандусов, что подтверждается сметой на разработку проектно – сметной документации на устройство пандуса в здании учрежденческого назначения по адресу: г. Ачинск ул. ……………….. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации (пункт 2). На основании п. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно- строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно- методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке. Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов. Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах. Как следует из материалов дела, ответчику ОАО АКБ «Росбанк» принадлежит по праву собственности нежилое здание, расположенное по адресу: г. Ачинск ул. …………………., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выданным 28 мая 2010 года (л.д. 22). В соответствии с действующим законодательством к объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. В соответствии с уставом ОАО АКБ «Росбанк», ответчик может осуществлять банковские операции, в том числе привлекать денежные средства физических и юридических лиц, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) и т.п.( л.д. 11-12). Как установлено в судебном заседании и не отрицается ответчиком, у входа в здание по адресу: г. Ачинск ул. ………………., в котором находится дополнительное отделение Восточно – Сибирского филиала ОАО АК «Росбанк» «Ачинск», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на указанный объект, что подтверждается также актом проверки от 19.06.2012 года, составленным заместителем Ачинского межрайонного прокурора Булатовой О.С. и старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., копия акта получена управляющей дополнительным отделением «Ачинск» Восточно – Сибирского филиала ОАО АК «Росбанк» Мизинко Е.А. ( л.д. 6). При таких обстоятельствах, ОАО АКБ «Росбанк» до настоящего времени использующее помещение для эксплуатации под объект социальной инфраструктуры и не принимающее никаких мер по решению вопроса обустройства помещения специальными приспособлениями (пандусами) для инвалидов-колясочников, безусловно нарушает права и законные интересы этой группы населения. Отсутствие указанных приспособлений для входа в помещение ОАО АКБ «Росбанк» препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора являются обоснованными. Доводы ответчика о том, что в настоящее время началась работа по установке пандусов, что подтверждается представленной сметой на разработку проектно – сметной – документации, не является основанием для отказа в удовлетворении требований Ачинского межрайонного прокурора, поскольку представленная ответчиком копия сметы не содержит даты ее составления, представлена ответчиком после подачи искового заявления в суд. Основания проведения прокурором проверок и его полномочия закреплены в ФЗ №2201 от 17.01.1992 года «О прокуратуре в РФ», составление акта по результатам проверки соответствует требованиям закона. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Это право прокурора закреплено и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельствах нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и требований закона, суд полагает необходимым признать бездействие ответчика ОАО АКБ «Росбанк» выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение дополнительного отделения «Ачинск» Восточно – Сибирского филиала ОАО АКБ «Росбанк», расположенного по адресу: г. Ачинск ул. ……………. незаконными. Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие ОАО АКБ «Росбанк», выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга в помещение дополнительного отделения «Ачинск» Восточно – Сибирского филиала ОАО АКБ «Росбанк» по адресу: г. Ачинск ул. ………….. Обязать ОАО АКБ «Росбанк» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, обустроить вход в помещение дополнительного отделения «Ачинск» Восточно – Сибирского филиала ОАО АКБ «Росбанк», пандусами. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со для вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Г.Ю. Кушнарева.