Дело № 2-3647/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2012 года г.Ачинск Красноярский край Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Щигоревой Н.М. представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 19.12.2011 года сроком по 31.12.2012 года, при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Гаврилец В.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида первой группы Гаврилец В.С. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить Гаврилец В.С. техническими средствами реабилитации – креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес. Исковые требования мотивированы тем, что Гаврилец В.С. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Гаврилец В.С. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Гаврилец В.С. Фондом социального страхования кресла-коляски комнатной с ручным управлением. 03 мая 2012 года Гаврилец В.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако креслом-коляской комнатной до настоящего времени инвалид не обеспечен. Не предоставление Гаврилец В.С. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, создается угроза его жизни и здоровью, в связи с чем, Гаврилец В.С. обратился к Ачинскому межрайонному прокурору с заявлением о необходимости обращения с иском в суд в его интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего, Ачинский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд в защиту интересов Гаврилец В.С. (л.д.2-4). Помощник Ачинского межрайонного прокурора Щигорева Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Гаврилец В.С., извещенный о дате судебного заседания (л.д.15), в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.15). Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 19 декабря 2011г. сроком по 31 декабря 2012г. (л.д.17) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме. Указал, что 03 мая 2012 года Гаврилец В.С. обратился в Филиал с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы, в тот же день ему было выдано уведомление о постановке на учет. Отделение Фонда исходя из финансирования ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку кресел-колясок, заключен контракт с ООО «ОТТО БОКК Мобилити» на поставку кресел-колясок. В настоящее время средства реабилитации еще не поступили. Когда средства реабилитации поступят, именно на поставщике лежит обязанность обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации. Фонд социального страхования не поставляет изделия, в обязанности Фонда входит поставить инвалида на учет, выдать ему направление на получение технических средств реабилитации, заключить контракт с поставщиком и оплатить. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Гаврилец В.С. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, согласно справки серии МСЭ, Гаврилец В.С. является инвалидом, дата очередного освидетельствования 01.04.2014г. (л.д.10). Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 16 апреля 2012 года, Гаврилец В.С. нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес (л.д.8-9). Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Гаврилец В.С. креслом-коляской комнатной с ручным управлением, согласно программе ИПР. Таким образом, согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Гаврилец В.С. получил право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью Гаврилец В.С. 03 мая 2012 года обратился в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением его креслом-коляской комнатной (л.д.6). Документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, Гаврилец В.С. был поставлен на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации, о чем инвалиду выдано уведомление от 03.05.2012г. о постановке на учет (л.д.7). В настоящее время Гаврилец В.С. оформлено направление от 03.05.2012 года на получение в ООО «ОТТО БОКК Мобилити» кресла-коляски комнатной (л.д.18). Вместе с тем, до настоящего времени креслом-коляской комнатной Гаврилец В.С. не обеспечен. Не предоставление инвалиду технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего создается угроза его здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти своевременно не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Гаврилец В.С. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Гаврилец В.С. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Гаврилец В.С. техническими средствами реабилитации - креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес. Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд. Федеральный судья Е.П. Матушевская