2-4041/2012



Дело №2-4041 /2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием истцов Вотякова Е.П., Арляповой М.Л.,

при секретаре Забегаевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Арляповой, Вотякова к ОАО «Славянка», администрации Ключинского сельского совета, администрации Ачинского района о признании права пользования жилым помещением, о признании Вотякова членом семьи нанимателя,

У С Т А Н О В И Л:

Вотяков Е.П. и Арляпова М.Л. обратилась в суд с иском к ОАО «Славянка», администрации Ключинского сельского совета, администрации Ачинского района о постановке Вотякова Е.П. на регистрационный учет в квартире в д. Каменка Ачинского района (л.д. 2-3)

В дальнейшем были уточнены требования, Арляпова М.Л. просила признать ее проживающей на условиях социального найма спорного жилого помещения, Вотяков Е.П. признать его членом семьи Арляповой М.Л., признать за ним право пользования жилым помещением.

Свои требования мотивировали тем, что Арляпова М.Л. обратилась к наймодателю ОАО «Славянка» за получением согласия на вселение и регистрацию супруга Вотякова Е.П. по постоянному месту жительства по указанному адресу. Специалистами ОАО «Славянка» и Ключинского сельсовета ей было отказано. Считает действия ответчиков незаконными, поскольку с марта 2012 года со дня регистрации брака по настоящее время истцы проживают вместе в указанном жилом помещении, ведут совместное хозяйство (л.д. 2-3).

Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Арляпова М.Л. пояснила, что она работала в войсковой части № 74008 на гражданской должности. В 1983 году ей предоставили жилье, за которое в полном объеме оплачивает ЖКУ, задолженности не имеет. В настоящее время зарегистрировала брак с Вотяковым, который проживает с ней с марта 2012 года, в квартиру вселился с согласия жены.

Представитель ответчика – и.о. главы Ключинского сельского совета Козук В.П., уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель соответчика в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.126), об отложении слушания дела не просил, возражений по иску не представил.

Представитель соответчика администрации Ачинского района также в суд не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда. В реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района спорная квартира не значится.

Представитель соответчика ОАО «Славянка» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, по иску представил отзыв, в котором против иска возражал, пояснив, что

квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, является федеральной собственностью, была закреплена на праве оперативного управления за ФГУ «Красноярская КЭЧ района» МО РФ, в настоящее время, в связи с реорганизацией ФГУ «Красноярская КЭЧ района» с 1 октября 2011 г., правом оперативного управления имуществом Министерства обороны обладает Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской в лице ФГУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» МО РФ. В соответствии с контрактом 1-УЖФ от 02.08.2010 года и актов приема жилых домов военного городка № 13 ОАО «Славянка» взяло на себя обязательства на оказание услуг по управлению специализированным жилым фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации с 01 ноября 2010 года. Ремонтно-эксплуатационный участок № 5, (далее РЭУ № 5) является подразделением филиала «Красноярский» ОАО «Славянка» (юридическим лицом не является). РЭУ № 5 с ноября 2010 года осуществляет обслуживание специализированного жилого фонда в военном городке № 13 дер. Каменка,Ачинского р-на, Красноярского края, на основании контракта 1-УЖФ от 2.08.2010 г., заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка».

Согласно п. 2.2. контракта 1-УЖФ от 2.08.2010 года Управляющая компания обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений (далее именуемые - Наниматели), осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность..»

Обеспечение жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в 1983 году регулировались нормами Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте". Так в соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы. Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" был установлен порядок и правила обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебную жилую площадь, подлежали выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. В последующем, с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, было предусмотрено, что только работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Действующий, в настоящее время, приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и не затрагивает вопросов обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными приказами Министра обороны оформление ордера на служебное жилое помещение, а в последующем договора найма служебного жилого помещения, осуществлялось исключительно жилищными группами. Подписывались данные документы в ФГУ «Центррегионжилье», подпись заверялась печатью. Соответственно, надлежащим образом оформленный ордер на служебное жилое помещение или договор найма служебного жилого помещения являются основанием для регистрации граждан в служебных жилых помещениях, предоставленных Министерством обороны.

Истец, обратившись в ОАО «Славянка», предоставил документы для регистрации по месту жительства, которые представителем ОАО «Славянка» были направлены в администрацию Ключинского сельсовета. Так как предоставленные документы, а именно договор социального найма отсутствует, администрацией Ключинского сельсовета Истцу было отказано в постановке на учет по месту жительства.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства являются органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В соответствии со ст. 6. регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении: паспорта, а также документов, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Выслушав пояснения истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п.1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные помещения.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Согласно ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

В силу ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

На основании ст. 4. Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Исходя из п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно п. 17 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета, которые в силу п. 18 регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

К должностным лицам, ответственным за регистрацию относятся лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно материалам дела, стороны не отрицали, что в 1983 году Арляповой М.Л. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: Ачинский район д. Каменка

Из выписки из домовой книги видно, что с 08 июня 1987 и по настоящее время она зарегистрирована в указанном жилом помещении (л.д. 4). Однако, договор найма служебной квартиры с наймодателем не заключен. Между тем, с этого времени она постоянно проживает в спорной жилье, оплачивая необходимые платежи, в том числе за ЖКУ.

22 марта 2012 года между Вотяковым Е.П. и Арляповой М.Л. заключен брак. (л.д. 5)

С согласия нанимателя в квартиру по адресу: Ачинский район д. Каменка вселился супруг, который до настоящего времени проживает в квартире вместе с Арляповой М.Л. в качестве члена ее семьи. С целью его регистрации по месту жительства в спорном жилом помещении, Арляпова М.Л. обратилась в ОАО «Славянка», однако в приеме заявления о регистрации Вотякова ей было отказано.

Статьёй 101 действующего на момент предоставления Арляповой М.Л. жилого помещения Жилищного Кодекса РСФСР, установлено, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Действующим в настоящее время жилищным законодательством также предусмотрено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами

В соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 г. ( в ред. от 11.06.2008 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, расположенные в домах закрытых военных городков.

Военный городок, в котором проживают истцы, Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2001г. № 1779-р, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на отсутствие какого-либо договора, исходя из представленных доказательств, следует, что Арляпов М.Л. вселена и проживает в спорном жилье на законных основаниях, несет бремя его содержания и оплаты коммунальных услуг, что не оспорено ответчиками. Поскольку доказательств того, что квартира по адресу: Красноярский край, Ачинский район, деревня Каменка, в установленном порядке включена в число служебных, суду представлено не было, Арляпова имеет право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма.

Кроме того, согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 69 ЖК РФ.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.

В связи с этим, с учетом установленного порядка регистрации граждан по месту жительства, ОАО «Славянка», являющаяся организацией осуществляющей контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, обязано было принять у Арляповой М.Л. заявление о регистрации Вотякова Е.П. по месту жительства в спорной квартире и вместе с документами, указанными в пункте 16 Правил регистрации передать в орган регистрационного учета, которым в данном случае является ОАО «Славянка», которая с учетом установленного порядка регистрации граждан по месту жительства должна была в 3-дневный срок со дня обращения гражданина передать документы для регистрации.

На основании изложенного, учитывая, что Вотяков Е.П. является в силу закона членом семьи нанимателя, вселен в спорную квартиру с согласия нанимателя, исковые требования Вотякова о признании права пользования жилым помещением и регистрации по адресу: Ачинский р-он, д.Каменка, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Арляповой, Вотякова удовлетворить.

Признать Вотякова членом семьи Арляповой

Признать за Арляповой и Вотяковым право пользования жилым помещением по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д.Каменка, на условиях социального найма.

Решение является основанием для регистрации Вотякова по месту жительства по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д.Каменка.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Юшина И.П.