Дело № 2-3493(2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 сентября 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рагулиной О.А., с участием истца Поповой В.В. при секретаре Шабаевой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Повой ВВ к Администрации г.Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л: Попова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что она ….. года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители в 1996г. решением Ачинского городского суда были лишены родительских прав. Она на основании распоряжения Администрации г. Ачинска от 27.05.1996г. определена в государственное учреждение для детей-сирот, жилье за ней не закреплялось. После окончания школы поступила в ПЛ-84, а после в ПЛ-8, которое окончила в 2012г. Собственного жилья не имеет, проживает в комнате общежития на условиях коммерческого найма. Неоднократно обращалась в Администрацию г. Ачинска по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, поскольку является сиротой. Однако, ей в этом было отказано по причине отсутствия регистрации в г. Ачинске. В связи с чем, вынуждена обратиться в суд, и просит обязать администрацию г. Ачинска на условиях социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (л.д. 3-8). Определением суда от 03.08.2012г. в качестве соответчика по делу привлечено Министерство образования и науки Красноярского края (л.д.36). Истец Попова В.В. в судебном заседании исковые требования к обоим ответчикам поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что она с семьей проживала в г. Ачинске по ул……, …. В 1996г., будучи несовершеннолетней, ее, а также братьев Анатолия, Артема и Ивана изъяли из семьи и поместили сначала в детскую больницу, а потом в Ачинскую школу-интернат № 2. В 1996г. родителей лишили родительских прав. В 1997г. мать Попова Е.И. был признана безвестно отсутствующей, отец Попов В.И. умер в 2004г. До 2004г. она находилась в школе-интернате, потом ее в 16 лет вместе с братьями взяла под опеку Шемелина Т.М. и увезла в г. Красноярск. Отношения с Шемелиной у нее не сложились, через полгода в отношении нее прекратили опеку и в 2004г. она вернулась в г. Ачинск, поступила в ПЛ-84 г. Ачинска, однако 01.01.2005г. была отчислена из лицея. Жилья у нее не было, некоторое время жила у бабушки, где была зарегистрирована по месту пребывания. В 2008г. родила сына, в 2009г. поступила в ПЛ-8 г. Ачинска, который окончила в 2012г. В настоящий момент ей 25 лет, на очереди в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо, из числа детей-сирот она не состоит. Поскольку она является лицом из числа детей-сирот, просит обязать Администрацию г. Ачинска и Министерство образования и науки Красноярского края предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска. Представитель ответчика Администрации г. Ачинска, будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д.33,56). Ранее участвуя в судебном заседании 03.08.2012г. представитель ответчика Ефимова Т.Г., действующая по доверенности от 10.01.2012г.) по иску возражала, поскольку Попова, будучи лицом, из числа детей-сирот, обратилась в суд с целью обеспечения ее жилым помещением. Учет данной категории граждан- сирот и лиц из их числа, и финансирование осуществляется Министерством образования и науки края. Финансирование расходов на приобретение жилья сиротам и лицам из их числа, также является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки администрации Красноярского края. Попова В.В. на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в Администрации г. Ачинска не состоит. В связи с чем, в исковых требованиях к Администрации г. Ачинска отказать. Представитель Министерства образования и науки Красноярского края, будучи уведомленным о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился (л.д.59). Ранее представитель ответчика Малицкая С.В., действующая по доверенности от 18.01.2012г. (л.д.51) представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому по исковым требования возражала, указав, что в силу закона Министерство осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов. Основанием исковых требований истец указывает свой статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако Поповой В.В. на момент обращения с иском в суд исполнилось 25 лет. Поскольку срок постановки на учет, ограниченный 23 годами, пропущен, в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края следует отказать (л.д.60). Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования предъявленные к Администрации г. Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении Поповой В.В. жилого помещения на условиях договора социального найма как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста. Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию по месту жительства с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Судом установлено, что истица Попова ВВ относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Так, истица родилась ….. года рождения, что подтверждается свидетельством о ее рождении. Родителями указаны Попов ВИ и Попова ЕИ (л.д.18). Попов ВИ и Попова ЕИ решением Ачинского городского суда от 01 апреля 1996г. лишены родительских прав, в том числе и в отношении истицы Поповой В (л.д.14). Впоследствии мать –Попова Е.И. решением суда от 14.04.1998г. признана безвестно отсутствующей, отец –Попов В.И. 29.03.2004г. умер, что подтверждается решением суда и свидетельством о смерти (л.д. 9,68). На основании Постановления Администрации г.Ачинска № 457-п от 27.05.1996г. Попова В.В. помещена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Закрепленного жилого помещения истица не имела (л.д.13). В период с 18 марта 1996г. по 12 марта 2004г. Попова В.В. находилась на полном государственном обеспечении в МОУ «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.16). Впоследствии проходила обучение в КГБОУ НПО ПЛ-8 с 01.09.2009г. по 30.06.2012г., где также находилась на полном государственном обеспечении (л.д.17). Права собственности на объекты недвижимого имущества на территории Красноярского края за Поповой В.В. не зарегистрированы (л.д.44). В настоящее время Попова В.В. и ее несовершеннолетний ребенок Жданкевич Е.А. 29.06.2008г.р. проживают в жилом помещении по адресу в г.Ачинске микрорайон * д.** кв.**, предоставленном на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования (л.д.27-31). При этом, как следует из представленных сведений Попова В.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при Администрации г.Ачинска не состоит, в Министерство образования и найки Красноярского края с вопросом о постановке на учет и предоставлении. Жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась (л.д.45,63). Исходя из того, что Попова В.В., достигшая к моменту обращения в суд 25-летнего возраста, в установленный законом срок, то есть до достижения ею 23 лет, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, оставшиеся без попечения родителей, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращалась, то в настоящее время у нее отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренных ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По достижении 23 лет она утратила свой статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства, в том числе и право на внеочередное получение жилья. Требование о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носит заявительный характер. Вместе с тем, суду не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что государственные учреждения в период обучения в них Поповой В.В., либо сама Попова В.В. после окончания обучения и до достижения возраста 23 лет обращались в Администрацию г.Ачинска, Министерство образования и науки Красноярского края по вопросу обеспечения ее жильем во внеочередном порядке как лица, оставшегося без попечения родителей. Сама Попова В.В. пояснила, что с письменными заявлениями о постановке на учет она не обращалась, а лишь приносила документы в Администрацию г.Ачинска, подтверждающие ее социальный статус. Однако в принятии документов для постановки на учет ей в устном порядке отказывалось, поскольку отсутствовала справка о регистрации в г.Ачинске. Однако пояснения истца в данной части противоречат ее же пояснениям о том, что в феврале 2005г. она была зарегистрирована у своей бабушки в г.Ачинске пер.Д д.* кв.*, а впоследствии имела регистрацию в ПЛ-8 в период с 26.02.2010г. В связи с чем, имела реальную возможность обратиться с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья, представив документы о регистрации по месту пребывания. При этом, действия Администрации г.Ачинска в части отказа принятии документов и постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Поповой В.В. ни обжаловались. Кроме этого, каких-либо доказательств истцом, подтверждающих факт обращения с заявлением о постановке на учет и отказа в этом Администрации г.Ачинска- истцом не представлено и судом не установлено. Представителем ответчика Ефимовой Т.Г., участвующей в судебном заседании 03.08.2012г. данный факт отрицается (л.д.37). Таким образом, указанные доказательства не подтверждают факт обращения Поповой В.В. в установленном законом порядке в органы местного самоуправления или Министерство образования и науки Красноярского края по вопросу обеспечения ее жильем во внеочередном порядке как лица, оставшегося без попечения родителей. При таких обстоятельствах, учитывая, что значимым моментом для данной категории дел является возраст заявителя на момент обращения с требованием о предоставлении жилого помещения, а Попова В.В. с таковым требованием обратилась достигнув 25-ти летнего возраста, удовлетворении исковых требований суд считает необходимым отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Поповой ВВ в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья О.А. Рагулина