Дело № 2 - 4137 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 октября 2012 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края, в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А., с участием представителя процессуального истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора Лазовской А.В., истца Чурбанова А.Р., при секретаре Васильченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Чурбанова к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Чурбанова с иском к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения на территории города Ачинска Красноярского края, на условиях договора социального найма, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам. Исковые требования мотивированы тем, что Чурбанов А.Р. является лицом из числа детей-сирот. Его родители умерли, в связи с чем, Чурбанов А.Р. был передан под опеку Ильиной Л.И., после смерти которой был помещен в МОУ «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом жилое помещение за ним закреплено не было. До смерти родителей Андрей проживал в жилом помещении по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, д. 59, кв., которое принадлежит на праве собственности посторонним лицам, в связи с чем право пользования не приобрел. В 2011 году Чурбанов А.Р. закончил КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40», где получил две профессии. В настоящее время обучается в КГБОУ СПО «Ачинский профессионально-педагогический колледж», собственного жилья не имеет, проживает в съемной квартире. 30.11.2011 г. решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, Чурбанов А.Р. поставлен на учет в Министерство образования и науки края в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время право на получение жилого помещения Чурбановым А.Р. не реализовано, несмотря на то, что еще в 2011 году последний закончил образовательное учреждение. Истец просит обязать администрацию города Ачинска предоставить по договору социального найма Чурбанову А.Р. изолированное, благоустроенное жилое помещение в городе Ачинске, общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в городе Ачинске, соответствующее санитарным и техническим нормам (л.д. 2-3). Представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Лазовская А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, подтвердив вышеизложенное. Истец Чурбанов А.Р. заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что является сиротой, своего жилья не имеет, состоит на учете в Министерстве образования и науки. Когда он учился в Профессиональном лицее, а затем в техникуме, то жил в предоставленном ему общежитии. За ним не закреплялось никакого жилого помещения после смерти родителей. Сейчас он переведен на обучение в Ачинский механико-технологический техникум, и ему выделено койко-место в общежитии по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 13, комн.. По этому адресу он зарегистрирован по месту жительства. Представитель ответчика Администрации города Ачинска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил. Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края - в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленного письменного отзыва, Чурбанов А.Р. поставлен на учет Министерством образования и науки 30 ноября 2011 года, однако жилым помещением до сегодняшнего дня не обеспечен, в связи с чем Министерство не находит оснований для отказа в удовлетворении иска. В связи с тем, что ответчик и третье лицо извещены о дне рассмотрения дела надлежащим образом, суд полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). В соответствии с ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим кодексом. Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. ч.1 ст. 671 ГК РФ предусматривает, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Как следует из ч.1 ст. 673 ГК РФ, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако, в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Согласно п. 2 Приложения № 4 «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» к Указу Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг (с последующими изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Как следует из приложения № 1 к данному Указу Губернатора в соответствии с указанным в приложении Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта (приложение № 4 к данному Указу Губернатора). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства. (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 11.08.2011 N 143-уг) В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 г. № 3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.) утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек - однокомнатная квартира. Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм. Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (с изм. и доп.) установлено, что исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. Приложение № 1 к данному закону об утверждении перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления – утратило силу. Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Чурбанов 1993 года, остался без попечения родителей. Его отец - Чурбанов умер 1994 года (л.д. 9), а мать - Чурбанова умерла 2003 года (л.д. 10). В связи с утратой родительского попечения Чурбанов, на основании постановления Администрации города Ачинска был передан под опеку Ильиной, а после ее смерти, согласно постановления № 0502-п от 17.12.2004 г. определен в МОУ «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение (л.д. 20). 28 мая 2009 года Чурбанов А.Р., на основании распоряжения администрации г. Ачинска № 1525-р был переведен для обучения, на полное государственное обеспечение в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40» ( л д. 19). В период обучения в лицее истец проживал в предоставленном ему общежитии КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40». Лицей окончил в июне 2011 года. Затем обучался в КГБОУ СПО «Ачинский профессионально-педагогический колледж». В настоящее время обучается в Ачинском механико-технологическом техникуме, и ему выделено койко-место в общежитии МТТ по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 13, комн.. По этому адресу он зарегистрирован по месту жительства. На сегодняшний день Чурбанов достиг 19 летнего возраста (л.д. 7). На момент утраты Чурбановым А.Р. родительского попечения не имелось никакого жилья, которое могло бы быть за ним закреплено. До утраты родительского попечения истец проживал по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, д.. Однако, данное жилое помещение за ним не закреплялось, и ему не принадлежало. Сведений о принадлежности этого жилого помещения родителям истца также не имеется. Напротив, согласно представленному в материалах дела сообщению Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация», 3/5 доли указанного дома принадлежат по праву собственности гражданке Барановой К.С., а 2/5 доли – Горбунову Э.В. (л.д. 18). Постоянным местом жительства Чурбанова А.Р. и на момент утраты родительского попечения, и на настоящий момент является город Ачинск. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано сведений о правах на объекты недвижимого имущества на имя Чурбанова. Как следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, жилого помещения на условиях социального или коммерческого найма Администрация города Ачинска Чурбанову А.Р. не предоставляла. В администрации города Ачинска Чурбанов А.Р. не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, хотя как следует из материалов дела, в 2009 году директор КГБОУ «Ачинский детский дом № 1» обращался в Администрацию города Ачинска в интересах Чурбанова и других воспитанников, с заявлением о постановке их на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку они не имеют жилья и после выпуска из лицея им жить будет негде. Тем не менее, Администрацией города Ачинска Чурбанов А.Р. не был поставлен на учет, о чем в адрес директора детского дома Администрацией города Ачинска было направлено сообщение (л.д. 21). Однако, отсутствие доказательств постановки истца на учет в администрации г. Ачинска не может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении, предъявленных к Администрации г. Ачинска исковых требований Чурбанова А.Р., имеющего право на внеочередное получение жилья, и не освобождает ответчика от обязанности предоставить истцу жилое помещение. Кроме того, как следует из сообщения Министерства образования и науки Красноярского края, Чурбанов поставлен на учет нуждающихся в жилье 30 ноября 2011 года (л.д. 22). Однако, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. Как было указано выше, законом, в частности ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилое помещения указанной категории лиц предоставляется вне очереди. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, учитывая, что истец является лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, не имеет жилого помещения ни в собственности, ни в пользовании по договору найма или на основании какого-либо иного права, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации города Ачинска, обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить истцу на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру по месту его жительства – в городе Ачинске, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Чурбанову на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Ачинска Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам, применительно к данному населенному пункту. Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Федеральный судья: Дорофеева Н.А.