2-4033/2012



Дело № 2-4033 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи Юшиной И.П.

с участием прокурора Занько Н.В.

с участием представителя ответчика по иску ГПКК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» в лице Ю.А. Кипина, действующего по доверенности (л.д. 87) Опарина Л. В. на основании доверенности № 19 от 9.10.2012г.

при секретаре Забегаевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о понуждении руководителей к внесению в карты аттестации рабочих мест по условиям труда сведений о применении надбавки в размере 4% от тарифной ставки к заработной плате, предоставлении дополнительных дней отпуска работникам, работающим с вредными условиями труда,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГПКК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие, в котором просил обязать ГП КК «Ачинское ПАТП» внести изменения в строку в строку 080 карты аттестации № 31. 04. рабочего места по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на пригородных маршрутах), строку 080 карты аттестации № 30. 05. рабочих мест по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) подразделения № 1, автоколонны № 1, условие об установлении доплаты к тарифной ставке (окладу) в размере 4 %, также внести изменения в график отпусков работников ГП КК Ачинское ПАТП» на 2012 год изменения в части
предоставления слесарям - сборщикам двигателей ремонтной зоны бригады. № 2, моторного участка ГП КК «Ачинское ПАТП» ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью не менее 42 календарных дней, мотивируя свои требования тем, что в отношении руководителей ГП КК «Ачинское ПАТП» о нарушении трудового законодательства выявлены следующие нарушения:во –первых, водителям автомобиля (автобуса, автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) Б., В., К., Т, Х. ответчик не производит доплату за работу во вредных условиях в размере 4 % тарифной ставки (оклада), установленную Постановлением Правительства РФ от 20. 11. 2008 № 870. Согласно картам аттестации № 31. 04. рабочего места по условиям труда, водителя автомобиля (автобуса на пригородных маршрутах) подразделения № 31 автоколонны № 2, и № 30.05 водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) подразделения № 1 автоколонны № 1 условия труда на указанном рабочем месте отнесены к вредным. В строке 080 карты аттестации рабочего места в части установления доплат к тарифной ставке информация отсутствует.

Во –вторых, из строки 100 карты аттестации № 21. 02. рабочих мест по условиям труда слесаря - сборщика двигателей ремонтной зоны бригады № 2, моторного участка следует, что продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 6 дней. Следовательно, общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по указанной профессии должна составлять не менее 42 календарных дней. Приказами № 55 - о от 15. 03. 2010 «О предоставлении отпуска работнику», за период 2009 - 2010 гг, № 235 - о от 22. 07. 2011 «О предоставлении отпуска работнику», за период 2010-2011 гг, № 57 - о от
05. 03. 2012 «О предоставлении отпуска работнику» за период 2011 - 2012 гг,
слесарю по ремонту автомобилей ГП КК «Ачинское ПАТП» К.
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью 39 календарных дней. Следовательно, работодателем предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск К. общей продолжительностью менее чем, установлено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям. Просил установить срок исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что согласно постановлению правительства РФ №870 от 20.12.2008 года определено, что «Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций».

Администрация предприятия считает, что указанное постановление № 870 не может применяться непосредственно к регулированию трудовых отношений, оно только лишь фиксирует предельные минимальные значения, с учетом которых Минздравсоцразвития РФ должно было еще в 2009г. утвердить минимальные нормы компенсации в зависимости от класса условий труда.

До настоящего времени Минздравсоцразвития РФ так и не установило в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, размеры компенсаций работникам, а так же условия их предоставления.

Согласно ст. 117 ТК РФ «Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Согласно ст. 147 ТК РФ «Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Постановление № 870 не содержит норм прямого действия, им нельзя руководствоваться, по поводу чего имеется и судебная практика: решением Советского районного суда города Краснодар по делу № 2-3441/10 от 02.08.2010г. было отменено предписание государственной инспекции труда о применении постановления № 870, на основании того, что Минздравсоцразвития РФ не установлены конкретные размеры компенсаций по каждому классу вредности и предписание ГИТ выдано преждевременно.

ГП КК «Ачинское ПАТП» проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в результате у значительного количества работников (в том числе - ИТР, специалистов и т.д.) установлены вредные условия труда. Также слесарю по ремонту автомобилей Колесову A.M. в 2012 году был предоставлен ежегодный отпуск на 39 календарных дней, приказ № 57-о от 05.03.2012 года.

Согласно приложения №3 к Коллективному договору ГП КК «Ачинское ПАТП» дополнительный отпуск (7 дней) за работу во вредных и тяжелых условиях труда предоставляется, в том числе: слесарям по ремонту автомобилей (цех ГМП), слесарям-сборщикам двигателей, слесарям по ремонту автомобилей, постоянно работающим в ночное время, следовательно, к участию в процессе внесения изменений в локальный документ предприятия необходимо привлечь профсоюзный комитет ГП КК «Ачинское ПАТП». В соответствии с трудовым законодательством РФ локальные документы предприятия, также графики отпусков утверждаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, поэтому, необходимо получить и учесть соответствующее мнение профкома ГП КК «Ачинское ПАТП». (л.д. 88-89)

Третье лицо- представитель Министерства транспорта Красноярского края, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. В письменном заявлении против заявления не возражал, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в редакции от 30.06.2006 г.).

В силу ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право на, в том числе, компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда определено, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ установить работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-ти месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений работникам минимальную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения заработной платы, а также условия предоставления указанных компенсаций (л.д.17 т.1).

Письмом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 09.04.2009 г. №22-2-15\4 указано, что до принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в совокупности. ( п.п. 1,2,3 ст. 67 ГПК РФ)

В судебном заседании установлено следующее.

Из материалов дела следует, что Государственное предприятие Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» (до 2002 г. КГУП «Ачинское ПАТП») является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОГРН 1 в МРИ ФНС РФ № 4 по Красноярскому краю, действует на основании Устава, Приказом Агентства транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края № 41 от 26.06.2008 г. директором ГП КК «АПАТП» назначен Халалеев Е.М.

До 14.05.2011 г. на предприятии существовал коллективный договор.

Б., В., К., Т, Х. состоят в трудовых отношениях с ГП КК «АПАТП» в должности водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах или автобуса на пригородных маршрутах), с ними заключены трудовое договора и дополнительные соглашения. Доплаты за работу во вредных условиях в размере 4 % тарифной ставки (оклада), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20. 11. 2008 № 870, работникам не установлены.

Представитель ответчика не отрицал, что согласно картам аттестации № 31.04. и № 30. 05. условия работы на рабочем месте водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и автобуса на пригородных маршрутах) отнесено к вредным условиям труда. В строке 080 указанной карты аттестации отсутствуют сведения о доплатах к тарифной ставке.

Как видно из пояснений представителя ответчика, ранее коллективным договором ГП КК «АПАТП» были определены виды компенсаций работникам предприятия в зависимости от их условий труда, в том числе водителям в виде 14 дней дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78, однако доплата за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями труда в виде процента от тарифной ставки не производится, как не предусмотренная коллективным договором. Новый договор находится в стадии согласования.

Суд не может согласиться с данной позицией ответчика, так как нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными правовыми нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями не подлежат применению в силу ст. 8 ТК РФ.

Таким образом, исходя из Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870, установившего работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, и представленных в материалы дела карт аттестации рабочего места водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и автобуса на пригородных маршрутах) ГП КК «АПАТП», где вредные условия труда, суд полагает у истца имеется право на получение доплаты за вредные условия труда, определенной указанным Постановлением Правительства РФ.

Данным Постановлением также определено Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-ти месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений минимальный размер повышения заработной платы, а также условия предоставления указанных компенсаций.

Вместе с тем, условия предоставления компенсаций до настоящего времени Министерством здравоохранения и социального развития РФ не разработаны, при этом письмом от 09.04.2009 г. №22-2-15\4 указано на продолжение действия законодательства бывшего СССР, регламентирующего эти вопросы.

Однако, в связи с изменением федеральным законодательством определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не могут применяться, поскольку противоречат ТК РФ и являются недействующими, поэтому суд считает возможным признать за Толкачевым Ю.М. право на доплату в предусмотренном Постановлением №870 минимальном размере 4 %.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика и об отсутствии оснований для взыскания доплаты к заработной плате за вредные условия труда исходя из Постановления №870 в связи с отсутствием разработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ порядка и условий предоставления указанных компенсаций, так как право истца на минимальный размер повышения оплаты труда как работнику, занятому на работе с вредными условиями труда определено трудовым законодательством и указанным Постановлением Правительства РФ, в чьи полномочия отнесен данный вопрос ТК РФ.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 20. 11. 2008 № 870, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, устанавливается повышение оплаты труда не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, подлежит включению в строку 080 карты аттестации № 31. 04. рабочего места по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на пригородных маршрутах), строку 080 карты аттестации № 30. 05. рабочих мест по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) подразделения № 1, автоколонны № 1, условие об установлении доплаты к тарифной ставке (окладу) в размере 4 %.

Кроме того, с 01 марта 2008 года в должности слесаря-сборщика двигателей на предприятии работает К. Согласно п.7.1. трудового договора работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарный дней согласно ст.14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года за № 4520-1 и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с условиями коллективного договора.

Из строки 100 карты аттестации № 21. 02. рабочих мест по условиям труда слесаря - сборщика двигателей ремонтной зоны бригады № 2, моторного участка следует, что продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 6 дней. (л.д. 40) Должность переименована на «слесарь по ремонту автомобилей»

Между тем, приказами № 55 - о от 15. 03. 2010 «О предоставлении отпуска работнику», за период 2009 - 2010 гг, № 235 - о от 22. 07. 2011 «О предоставлении отпуска работнику», за период 2010-2011 гг, № 57 - о от 05. 03. 2012 «О предоставлении отпуска работнику» за период 2011 - 2012 гг,
слесарю по ремонту автомобилей ГП КК «Ачинское ПАТП» К.
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью 39 календарных дней.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда определено, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ установить работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

Следовательно, работодателем предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск К. общей продолжительностью менее чем, установлено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по указанной профессии должна составлять не менее 42 календарных дня.

Кроме того, в соответствии ст. 103 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 223-ФЗ), указывающей на то, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, и ч.1 ст. 333.19 НК РФ, взыскивает с ответчика в бюджет города Ачинска Красноярского края госпошлину в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать ГП КК «Ачинское ПАТП» внести изменения в строку в строку 080 карты аттестации № 31. 04. рабочего места по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на пригородных маршрутах), строку 080 карты аттестации № 30. 05. рабочих мест по условиям труда водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах) подразделения № 1, автоколонны № 1, условие об установлении доплаты к тарифной ставке (окладу) в размере 4 %, также внести изменения в график отпусков работников ГП КК Ачинское ПАТП» на 2012 год изменения в части
предоставления слесарям по ремонту автомобилей ГП КК «Ачинское ПАТП» ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью не менее 42 календарных дней в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» в бюджет города Ачинска Красноярского края государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ачинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.П. Юшина