Дело № 2 - 4224 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 октября 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Загребельной Н.В., с участием процессуального истца помощника прокурора Картышовой ЕА, истца Петронис АС, представителя ответчика Ускова КС, действующего по доверенности от 07.12.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Петронис А.С. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Петронис АС к Администрации г.Ачинска о предоставлении на территории г. Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения в соответствии с установленными нормами, мотивируя тем, что он является лицом из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, т.к. его родители решением суда от 12.08.1999 года лишены родительских прав. Петронис АС воспитывался в МОУ «Школа-интернат»№2 для детей сирот и детей, оставшихся без родителей» с 12.09.1997 года по 06.12.2001 года и выбыл из 5-го класса в связи с осуждением. Отбывал наказание периодически с 2001 года по 2012 год, на момент достижения 23 лет находился в местах лишения свободы и не имел возможности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье и собрать необходимые документы. При определении в интернат жилого помещения за Петронис АС закреплено не было, поскольку на момент утраты родительского попечения какого-либо жилья у родителей не имелось. Своевременно за год до окончания образовательного учреждения законным представителем на учет в Министерство образования и науки поставлен не был (л.д.2). В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Картышова ЕА и истец Петронис АС исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Петронис АС пояснил, что по возвращении из мест лишения свободы он обращался в орган опеки и попечительства по вопросу обеспечения его жильем, где ему пояснили, что данным вопросом должна заниматься администрация Профессионального лицея №40, в котором он получал профессиональное образование. В связи с этим, он передал все документы из личного дела, полученные в школа-интернат, в Профессиональный лицей №40, и ему пояснили, что вопрос о предоставлении ему жилья будет решен по окончании лицея. Также он обращался в администрацию г. Ачинска, где ему сказали, принести паспорт, поскольку на руках у него была справка об освобождении из мест лишения свободы. Социальный педагог Профессионального лицея №40 на его просьбу об оказании помощи в оформлении паспорта, пояснил, что все документы будут оформлены по окончании лицея. Однако, в связи с очередным осуждением к лишению свободы, из лицея он был отчислен, а паспорт впервые ему был оформлен администрацией колонии, где он отбывал наказание, только в 2011 году. Представитель ответчика администрации г. Ачинска Усков КС, по исковым требованиям возражал, пояснив, что Петронис АС до достижения 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращался. Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в суд не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против иска возражает (л.д.39). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 год, утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма. Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 года №3-6р ( с изм. от 30.01.2009 г.), утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек- однокомнатная квартира, на состав семьи из двух-трех человек- двухкомнатная квартира. Из материалов дела следует, что Петронис АС, 10.07.1986 года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители решением Ачинского горсуда от 12.08.1999 года лишены родительских прав (л.д. 14). Постановлением г Администрации г.Ачинска от 28.08.99 года № 1304п Петронис АС был определен в МУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение, при этом, жилого помещения за ним закреплено не было, поскольку на момент утраты родительского попечения какого-либо жилья у родителей не имелось (л.д.15,19). В период нахождения в школе-интернат Петронис АС был осужден, в связи с чем, не окончив обучение, выбыл из 5-го класса и отбывал наказание в местах лишения свободы с 24.07.2001 года по 14.02.2002 года (л.д. 8), затем был снова осужден и отбывал наказание с 16.02.2002 года по 12.07.2004 года (л.д. 9). С 01.09.2004 года Петронис АС поступил в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №40», куда было передано его личное дело из школы-интернат и вопрос об обеспечении его жильем был отложен до окончания данного образовательного учреждения. В период обучения Петронис АС лично обращался в администрацию г. Ачинска для постановки на учет, где ему было предложено представить паспорт, поскольку на руках у него имелась только справка об освобождении из мест лишения свободы. Также в период 2004-2005 годы Петронис АС обращался в орган опеки и попечительства, где ему пояснили, что вопросом предоставления жилья должна заниматься администрация Профессионального лицея №40. В 2005 году Петронис АС был снова осужден и с 30.06.2005 года по 29.12.2007 года отбывал наказание в местах лишения свободы (л.д.34), в связи с чем, не окончив обучение, был отчислен из КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №40» с 01.10.2005 года (л.д. 43). В 2008 году был снова осужден и отбывал наказание с 02.04.2008 года по 03.12.009 года, затем снова осужден и отбывал наказание с 21.04.2010 года по 20.07.2012 года (л.д. 10,11). Из объяснений Петронис АС следует, что в 2011 году по его просьбе социальный педагог колонии обращался с письмом в администрацию г. Ачинска по вопросу об обеспечения его жильем, на что был получен отрицательный ответ. В настоящее время Петронис АС проживает в квартире своей бабушки без регистрации, поскольку бабушка, являющаяся нанимателем жилья, в регистрации по месту жительства и предоставлении жилья на праве постоянного пользования отказывает (л.д. 44 ). В связи с этим, Петронис Ас обратился в прокуратуру с просьбой защитить его права в судебном порядке (л.д.4,5). В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Согласно ст. 34 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. До внесения изменений в ст. 34 ГК РФ в 2006 году, органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления. До принятия Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, специальный порядок учета детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений, законодательством субъекта РФ урегулирован не был, в связи с чем, применялся общий порядок, предусмотренный федеральным законодательством, по которому согласно ст. 31 ЖК РСФСР, принятие на учет производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, Судом установлено, что законный представитель Петронис АС – МОУ «Школа-интернат №» 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 28.04.2004 года направил в администрацию г. Ачинска список детей, заканчивающих обучение в 2004 году для постановки их на учет для получения жилья (л.д.20), на которое администрацией г. Ачинска направлен ответ от 24.05.2004 года и указано, что Петронис АС может лично обратиться в отдел по учету и распределению жилья для постановки на учет в списки граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья (л.д.28). При этом, Петронис АС, который на тот момент являлся несовершеннолетним, поскольку ему было 17 лет и его попечителем в силу закона являлось указанное учреждение для детей-сирот, на учет поставлен не был, равно, как и не было принято решения об отказе в принятии на учет. На основании изложенного, доводы ответчика о том, что Петронис АС до 23-х лет не обращался в администрацию г. Ачинска по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд считает несостоятельными, поскольку с данным вопросом своевременно в 2004 году, т.е. до утраты им статуса сироты, обращался его законный представитель. В связи с этим, то обстоятельство, что Петронис АС в настоящее время не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, не может являться обстоятельством, препятствующим обеспечению его как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, так он необоснованно не был своевременно поставлен на учет ответчиком. Согласно материалам дела у Петронис АС жилых помещений на праве собственности или социального найма не имеется (л.д.16-18). На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Ачинска по предоставлению жилого помещения Петронис АС, как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПУ РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать Администрацию города Ачинска предоставить Петронис А.С. на условиях договора социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение по месту жительства в г. Ачинске Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления установленной в г. Ачинске. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский горсуд. Федеральный судья Т.Н. Настенко
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского рая.