2-4271/2012



№ 2-4271\2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Настенко ТН, при секретаре Загребельной НВ,

с участием истца Бастан ДВ, представителя ответчика Ускова КС, действующего по доверенности от 07.12.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бастан И.Н., Бастан Д.В. к администрации г. Ачинска о признании нуждающимися в жилом помещении, о признании незаконным распоряжения и обязывании принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Бастан ДВ и Бастан ИН обратились в суд с иском к администрации г. Ачинска о признании нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет, мотивируя тем, что 26.06.2012 года им было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на том основании, что истец Бастан ДВ подарила 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу «…», ухудшив тем самым свои жилищные условия. Между тем, она участвовала в приватизации данной квартиры в несовершеннолетнем возрасте, в квартире не проживает с 2002 года, поэтому юридически она являлась собственницей доли квартиры, однако фактически доля ей никогда не принадлежала. В связи с этим, 25.11.2011 года она подарила долю своей матери ФИО. Вторым основанием для отказа в принятии на учет явилось то, что истец Бастан ИН имеет право на жилое помещение родителей по адресу «…» площадью 96,8 кв.м., семя которого является многодетной и состоит из 10 человек, которые формально имеют право на эту площадь, но в собственности у него ничего нет и не было (л.д.3).

Уточнив исковые требования Бастан ДВ просит признать незаконным распоряжение администрации г. Ачинска от 26.06.2012 г. об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию г. Ачинска принять ее на учет (л.д. 26).

В судебном заседании истец Бастан ДВ исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

Истец Бастан ИН, он же третье лицо, в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.53).

Представитель ответчика администрации г. Ачинска Усков КС против исковых требований возражал, указав, что Бастан ДВ может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении через 5 лет, поскольку, подарив долю в праве собственности в квартире «…» в г. Ачинске, ухудшила свои жилищные условия, а ее супруг Бастан ИН является собственником жилого помещения площадью 96,8 кв.м. (л.д. 27).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Администрации г. Ачинска Красноярского края от 21.12.2011 N 450-п (ред. от 26.07.2012) утверждена долгосрочная городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012 - 2015 годы", в соответствии с п.6 подраздела 3.1 раздела 3 которой, участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, все члены которой имеют постоянное место жительства на территории города Ачинска Красноярского края, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на дату утверждения министерством строительства и архитектуры Красноярского края (далее - министерство) сводного списка молодых семей - участников программы на планируемый год, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не превышает 35 лет (включительно);

б) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 7 настоящего подраздела программы;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 подраздела 3.1 раздела 3 Программы, применительно к настоящей программе под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи:

- поставленные на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года;

- признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановка молодых семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в рамках программы не производится, в связи с чем, признание семей малоимущими, не требуется.

Согласно п.2 подраздела 3.2 раздела 3 Программы от имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего подраздела, могут быть поданы одним из совершеннолетних членов семьи либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.

Согласно п.4 подраздела 3.2 раздела 3 Программы, основаниями для отказа в признании молодой семьи участником программы является: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пунктах 6, 7 подраздела 3.1 настоящей программы;

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 50 ГК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 N 3-6р (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования"
утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м на одного человека.


Из материалов дела следует, что Бастан (до брака Сагина) ДВ являлась собственницей 1/3 доли квартиры общей площадью 54,6 кв.м., в т.ч. жилой площадью 31,1 кв.м., расположенной в «…» на основании договора приватизации от 29.01.2002 года (л.д.44), которую по договору дарения от 25.11.2011 года подарила своей матери ФИО (л.д.19,20), при этом состоит в ней на регистрационном учете с 03.04.2001 года по настоящее время (л.д.45).

Также Бастан ДВ принадлежала на праве собственности в порядке наследования 1/8 доли в квартире по адресу «…», общей площадью 47,5 кв.м., которую она продала, в связи с чем, произведена государственная регистрация прекращения права 15.06.2011 года (л.д.38).

С учетом принадлежащих ранее Бастан ДВ долей в праве собственности, суммарная общая площади всех указанных жилых помещений пропорционально доле в праве собственности составляла 24,13 кв.м., что больше учетной нормы.

Истец Бастан ИН является долевым собственником жилого помещения площадью 96,8 кв.м., расположенным по адресу «…», на основании договора приватизации от 30.01.1996 года, в которой с учетом равенства долей каждого сособственника ему принадлежит 1/7 доли, что соответствует 13,8 кв.м., что также больше учетной нормы (л.д. 42).

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ.

26.06.2012 г. Бастан ДВ обратилась в администрацию г. Ачинска с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.33).

Распоряжением администрации г. Ачинска от 26.02.2012 г. № 2237-р Бастан ДВ отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на том основании, что истец Бастан ДВ подарила 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу «…», ухудшив тем самым свои жилищные условия, а ее супруг Бастан ИН является собственником жилого помещения в п. «…» Ачинского района, дом 64 (л.д.48).

В обоснование причины отчуждения принадлежащих ей долей в праве собственности на жилые помещения Бастан ДВ пояснила, что она не имела реальной возможности проживать в 1/8 доли квартиры по «…», ввиду возражений со стороны родственников бывшего мужа. В договор приватизации квартиры, расположенной в г. Ачинске, «…», она была включена в несовершеннолетнем возрасте, вместе с родителями. Поскольку ее сестра в приватизации квартиры не участвовала, по просьбе отца, она подарила свою долю матери с целью обеспечения равенства своих наследственных прав и своей сестры, после смерти родителей. В квартире, принадлежащей на праве долевой собственности ее супругу Бастан ИН, по адресу «…»(прежний адрес «…»), проживать невозможно, поскольку семья мужа является многодетной, в составе которой имеется инвалид.

Анализ ст. 53 ЖК РФ с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Администрация г. Ачинска обоснованно отказала в принятии истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку истец Бастан ДВ, будучи обеспеченной жильем и имея на праве долевой собственности жилые помещения, площадь которых превышает учетную норму, произвела их отчуждение, а ее супруг Бастан ИН в настоящее время является долевым собственником квартиры, площадь которой соразмерно его доле, также превышает учетную норму.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бастан И.Н., Бастан Д.В. к администрации г. Ачинска о признании нуждающимися в жилом помещении, признании незаконным распоряжения, обязывании принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.

Судья Т.Н. Настенко