2-4141\2012



Дело № 2-4141(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2012 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего федерального судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием истца Казачкова А.В., его представителя – Шкодиной Е.Б., действующей на основании ходатайства Казачкова А.В., в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ (л.д. 46),

представителя ответчика ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» - Кузьминской Л.В., действующей на основании доверенности, выданной 04.10.2012 г. на срок до 31.12.2013 г. (л.д. 71),

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казачкова к Федеральному государственному казенному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» и Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконными решения жилищной комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 от 10 ноября 2010 года; обязании ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить в списке очередников, признать нуждающимся в жилом помещении, обязать включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Казачков А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» и ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконными решения жилищной комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 от 10 ноября 2010 года; обязании ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить в списке очередников, признать нуждающимся в жилом помещении, обязать включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Исковые требования мотивированы тем, что с июня 1996 года он является сотрудником ГУ «ОФПС-5», что подтверждается выпиской из послужного списка (служба в вооруженных силах, МВД, МЧС) выслуга лет в календарном исчислении составляет более 18 лет.

03 февраля 2001 года им был подан рапорт о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки очередников на получение жилья. Согласно выписки из протокола № 2 заседания жилищно – бытовой комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 от 03 февраля 2001 года он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 12 декабря 2005 года на основании протокола № 3 заседания комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 ему и членам его семьи была предоставлена в пользование квартира (из разряда служебных), находящаяся в городе Ачинске Красноярского края, проспект Лапенкова, дом 3 (1), квартира.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец относится к категории «сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», признан нуждающимся в жилом помещении с 03 февраля 2001 года, жилья для постоянного проживания он и члены его семьи не имеют. Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 от 10 ноября 2010 года принятое ранее 03 февраля 2001 г. решение было отменено и он был исключен из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий считает, что его право данными действиями было нарушено (л.д. 3).

В судебном заседании истец Казачков А.В. и его представитель Шкодина Е.Б. заявленные исковые требования поддержали, подтвердив вышеизложенное. Пояснили, что истец должен быть восстановлен в списках очередников на получение жилья, и включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку он и члены его семьи являются нуждающимся в жилом помещении, был исключен из списков очередников на получение жилья незаконно, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 18 лет, занимает должность финансируемую из федерального бюджета.

Представитель ответчика ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» - Кузьминская Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Как следует из пояснений представителя в судебном заседании, и письменного отзыва, Казачков А.В. и члены его семьи состояли в ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю» на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 03.02.2001 г. В связи с проведением организационно - штатных мероприятий по переименованию подразделения в ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» и перехода с краевого бюджета на финансирование за счет средств федерального бюджета с 01.01.2009 г. сотрудники, состоящие в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и Казачков А.В. были исключены из данного списка 10.11.2010 г. С 01.12.2011 г. функции постановки на учет и ведению учета сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Суммарная продолжительность службы, финансируемой из федерального бюджета составляет у Казачкова А.В. 05 лет 08 месяцев. Согласно Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., право на получение социальной выплаты, удостоверяемой Государственным жилищным сертификатом имеют сотрудники, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по указанным в постановлении обстоятельствам, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Поэтому в настоящее время нет оснований для включения Казачкова А.В. в число участников подпрограммы на получение жилищного сертификата (л.д. 72-73).

Представитель ответчика ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в лице Сибирского филиала) – Скакун В.В., действующий на основании доверенности, выданной 11.012012 г. на срок один год, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Согласно представленного письменного отзыва, ответчик не признает заявленные Казачковым А.В. исковые требования, указывает что с 1 марта 2005 года по настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ГПС МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до 1 марта 2005 года. После 1 марта 2005 года уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников на учет нуждающихся в получении жилых помещений исключительно на условиях найма служебного жилого помещения.

Право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» имеют сотрудники, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по указанным основаниям, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Однако, Казачков А.В. проходит службу по настоящее время. Суммарная продолжительность службы на федеральном бюджете по состоянию на 27.09.2012 г. составляет 5 лет 8 месяцев. Таким образом, истец не соответствует установленным законодательством требованиям, в частности продолжительности службы, составляющей менее 10 лет на федеральном бюджете и более в календарном исчислении. Сотрудники, содержащиеся за счет средств областного, краевого бюджета, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом не обладают. Право истца на жилище ГУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю» не нарушило и не могло нарушить, поскольку у ответчика отсутствует установленная законом обязанность восстановить истца в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и включении его в число участников подпрограммы (л.д. 41-44).

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично, по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные требования предусматривала ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Указом Президента Российской Федерации «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае (в редакции до 15.11.2005 г.) было установлено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие в личной собственности жилые дома или квартиры, и другие граждане, проживающие в них, обеспечиваются с 01.01.1982 г. жилыми помещениями на общих основаниях в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (пункт 4).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п. 10 Постановления исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 N 63/3 (ред. от 15.11.2005) "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае" и ст. 30 ЖК РСФСР, была предусмотрена обязанность ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях по месту работы.

В соответствии со ст. 7, 8 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 г.) "О пожарной безопасности", на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Пунктами 2, 3 Приказа МВД РФ от 24.05.2003 N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", предусмотрено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

Как установлено по делу, истец Казачков– старший сержант внутренней службы, по настоящее время проходит службу в ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю» в должности старшего пожарного 15 пожарной части (л.д. 30).

ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю», является юридическим лицом, ранее именовавшимся ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю», в котором была создана жилищно-бытовая комиссия, и ранее организовывался учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Казачковым А.В. в феврале 2001 года был представлен в жилищно-бытовую комиссию рапорт о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки очередников на улучшение жилищных условий. В рапорте он указал состав семьи: супруга - Казачкова и его ребенок – дочь Казачкова, родившаяся 2000 года (л.д. 4, 47, 48).

03 февраля 2001 года состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ПЧ-15 ОГПС-5. Комиссией Казачков А.В. был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, было принято решение о постановке истца, с членами его семьи, на учет (по месту работы) на получение жилой площади, в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае (л.д. 5).

В 2005 году состав семьи истца увеличился в связи с рождением у него 2005 года второго ребенка - дочери Казачковой (л.д. 49).

В ноябре 2005 года истцу и членам его семьи было предоставлено по договору найма служебное жилое помещение – 4-х комнатная квартира по адресу: г. Ачинск, проспект Лапенкова, д. 1 (в дальнейшем адрес дома был изменен на номер 3), кв. (л.д. 6, 7-8, 14). В этом же жилом помещении истец, его супруга и две дочери зарегистрированы по месту жительства с 14.12.2005 г. (л.д. 11).

Как указано в п. 2.2 данного договора, предоставленное истцу служебное жилое помещение не подлежит приватизации, обмену, передаче в аренду, в поднаем, переустройству и перепланировке.

Субсидий либо денежных компенсаций на покупку и строительство жилья истец и члены его семьи не получали (л.д. 20). До настоящего времени они продолжают оставаться нуждающимися в получении жилого помещения.

Согласно представленной в материалах дела выписки из послужного списка службы в вооруженных силах, МВД, МЧС, представленных ответчиком справок, выслуга лет истца на 22 августа 2012 года в календарном исчислении составляет- 18 лет 01 месяц 16 дней (л.д. 12, 13, 60). Суммарная продолжительность службы истца на должности, финансируемой из федерального бюджета на 27 сентября 2012 года составляет 5 лет 8 месяцев. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель ответчика и не отрицал истец.

10 ноября 2010 года на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю», было принято решение об отмене ранее принятого решения о постановке истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений, и принято решение об исключении Казачкова Андрея Викторовича и троих членов его семьи (супруги и двоих детей) из списков нуждающихся в жилых помещениях сотрудников ГУ «ОФПС-5», что подтверждается выпиской из протокола № 11 от 10 ноября 2010 года (л.д. 59).

Решение комиссии об исключении истца из списков нуждающихся в жилых помещениях было мотивировано проведением организационно – штатных мероприятий по переименованию подразделения ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» в ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю», и переходом с краевого бюджета на финансирование за счет средств федерального бюджета (л.д. 59).

Согласно п. 1 и 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право по получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положения настоящей части.

Таким образом, с 1 марта 2005 года закон не предусматривает принятие граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет по месту их работы. Порядок принятия на учет регламентирован статьей 52 Жилищного кодекса РФ. Согласно части 3 данной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Однако, в данном рассматриваемом случае, в ходе судебного разбирательства было установлено, что истец был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения жилищной комиссией еще до 1 марта 2005 года, а именно 03 февраля 2001 года. И на момент принятия на учет, и на настоящий момент Казачков А.В. и члены его семьи являлись и являются нуждающимися в получении жилого помещения. Как было указано выше, семья истца проживает в служебном жилом помещении. Ни истец, ни члены его семьи не имеют ни в собственности, ни в пользовании по договорам социального найма каких-либо жилых помещений.

В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, в порядке, установленном законом, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления граждан.

На учет нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ачинска истец и члены его семьи приняты не были, им было отказано по мотивам, что они не были признаны малоимущими (л.д. 99).

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справками ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» (л.д. 9, 10, 15, 16, 17, 18, 99).

Ни Жилищным кодексом РСФСР не было предусмотрено, ни Жилищным кодексом РФ, ни Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, не предусмотрено такого основания для снятия с учета нуждающихся в жилом помещении, как проведение организационно - штатных мероприятий по переименованию юридического лица.

Каких-либо иных оснований, послуживших причиной снятия истца с учета, исключения из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищно-бытовая комиссия не указала.

Как установлено пунктом 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе, проживающие в служебных жилых помещениях (кроме совхозов) (пункт е).

Пунктом 7 Правил определено, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Как было указано выше, истец и члены его семьи являются нуждающимися в получении жилого помещения, проживают в служебном жилом помещении.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение жилищно-бытовой комиссии от 10 ноября 2010 года об отмене ранее принятого решения о постановке истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений, и принятое решение в части исключения Казачкова и троих членов его семьи (супруги и двоих детей) из списков нуждающихся в жилых помещениях – является необоснованным и незаконным.

В период постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю», действовало на основании Положения, в соответствии с п. 6 которого являлось юридическим лицом (л.д. 101-111).

В соответствии с п. 23 ст. III Положения на ГУ «ОФПС-5» (сокращенное наименование, согласно п. 2 Положения) были возложены функции по организации учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечения их жилыми помещениями (л.д. 105).

В настоящее время в связи с проведенными с 1 января 2009 года организационными мероприятиями (Приказ МЧС № 507 от 28.08.2008г.; Приказ МЧС № 614 от 18.10.2011г.), вышеуказанное учреждение переименовано в ФГКУ «5 отряд ФПС по Красноярскому краю», и действует на основании Устава, утвержденного 18.10.2011 г., который не предусматривает функции по организации учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 61-63, 80-85).

Согласно Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 398 от 25.07.2011 г., функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований - возложены с 1 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» (Госэкспертиза МЧС России). С 1 декабря 2011 года на Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» возложены функции постановки на учет и ведения учета сотрудников федеральной противопожарной службы (во исполнение пункта 6 данного приказа) (л.д. 50, 51, 52-56).

Как следует из п. 2.2. Положения о Сибирском филиале ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» филиал осуществляет функции, в том числе, постановки на учет и ведения учета сотрудников, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке (л.д. 52-56).

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в лице Сибирского филиала восстановить, с момента первоначальной постановки на учет – с 03 февраля 2001 года, Казачкова и членов его семьи в составе 3 человек, в списках нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку, как было указано выше, функции учета в настоящее время возложены на данного ответчика (в лице соответствующих филиалов). С учета истец был снят неправомерно, без законных на то основаниий, и в период первоначальной постановки на учет – 03.02.2001 г. и по настоящее время он и члены его семьи являются нуждающимися в получении жилого помещения.

Кроме того, истцом заявлено требование обязать ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Однако, данное требование, по мнению суда не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Действующим законодательством предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилого помещения по договору социального найма, но и в том числе, с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п.п. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 - Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:

а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

Однако, в данном случае Казачков в списки участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» не включался, и с рапортом (заявлением) об участии в подпрограмме Казачков А.В. вообще не обращался и соответственно никакие документы к нему не прикладывал, а из представленных в судебном заседании документов усматривается, что истец не соответствует установленным законодательством требованиям лиц, имеющих право на участие в подпрограмме.

Тогда как, согласно п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; не представление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

При таких обстоятельствах, в настоящее время, судом не усматривается законных оснований для удовлетворения его требования о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку истец не соответствует требованиям, указанным в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме не обращался, необходимые документы, указанные в Правилах не представлял. Истец не является увольняемым сотрудником, проходит службу по настоящее время. Общая продолжительность службы истца на должностях, финансируемых из федерального бюджета составляет на настоящий момент менее 10 лет, а именно 5 лет 8 месяцев.

Однако, учитывая, что и на момент возникновения спорных правоотношений, и на момент исключения его из списков нуждающихся в жилых помещениях, и на настоящий момент истец и члены его семьи являлись и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом, учитывая, что истец снят был с учета жилищно-бытовой комиссией по месту службы неправомерно и не обоснованно, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявленные им требования. Следует признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Государственного учреждения «5 отряд государственной противопожарной службы по Красноярскому краю Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» от 10 ноября 2010 года (протокол № 11) в части исключения Казачкова и членов его семьи в составе трех человек из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений сотрудников ГУ «ОФПС-5» и отмены ранее принятого решения жилищной комиссии ГУ «ОГПС-5» о постановке его на учет на получение жилых помещений.

А также обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в лице Сибирского филиала восстановить, с момента первоначальной постановки на учет – с 03 февраля 2001 года, Казачкова и членов его семьи в составе 3 человек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казачкова удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Государственного учреждения «5 отряд государственной противопожарной службы по Красноярскому краю Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» от 10 ноября 2010 года (протокол № 11) в части исключения Казачкова и членов его семьи в составе трех человек из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений сотрудников ГУ «ОФПС-5» и отмены ранее принятого решения жилищной комиссии ГУ «ОГПС-5» о постановке его на учет на получение жилых помещений.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в лице Сибирского филиала восстановить, с момента первоначальной постановки на учет – с 03 февраля 2001 года, Казачкова и членов его семьи в составе 3 человек, в списках нуждающихся в жилых помещениях, в остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Н.А. Дорофеева