Дело № 2 - 1125 (2011)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2011 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием истца Сильченко А.И.,
при секретаре Карельской Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сильченко к Администрации города Ачинска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сильченко А.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав.
В данное время он не имеет никакого места жительства, хотя ему пришло письмо из министерства образования и науки Красноярского края, на основании статьи 37 до 01 марта 2005 года Администрации г. Ачинска обязана была вселить его по старому месту жительства по адресу: микрорайон 1, д. 28, комната или 3-й Привокзальный микрорайон, д. 14, комната.
Администрация г. Ачинска выделила ему койко-место по адресу: г. Ачинск, микрорайон 1, д. 28, комната сроком на 5 месяцев. В течение всего времени он оплачивал жилищно-коммунальные услуги, каждые 5 месяцев продлевал прописку, просил предоставить постоянную прописку, заключить договор социального найма. Однако, вместо этого, Администрация г. Ачинска выселила его. Другого жилья он не имеет.
Встать на очередь на получение жилья как сирота до 23-х лет он не мог, так как у него никогда не было постоянной прописки и с 16-ти до 32-х лет он находился в основном в местах лишения свободы.
Просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края и Администрацию города Ачинска предоставить ему на условиях договора социального найма изолированное жилое помещение по месту жительства в г. Ачинске, соответствующее санитарным и техническим нормам (л.д. 3).
В судебном заседании истец Сильченко А.И. заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, пояснил, что с заявлением в администрацию города Ачинска о постановке его на учет для получения жилья как ребенку-сироте он не обращался, так как не знал, что имеет право на получение жилья как сирота.
Кроме того, он длительное время находился в местах лишения свободы.
Сначала он не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, так как у него была комната в общежитии в 3-м Привокзальном микрорайоне г. Ачинска, дом 14. Однако, когда он находился в местах лишения свободы его с регистрационного учета в общежитии сняли, и после освобождения он обнаружил, что комната занята другими людьми. Затем ему предоставили временно комнату в общежитии в микрорайоне 1, дом 28, потом регистрацию продляли. Долга по квартплате не было, так как он его погасил до судебного заседания, тем не менее его всё - равно было принято решение о выселении. Он продолжает жить сейчас в этой комнате, исполнение решения суда отсрочено. Никакого другого жилья у него нет.
Представитель ответчика Администрации города Ачинска Красноярского края – Андрианова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменные отзывы, согласно которых ответчик исковые требования не признает, в отзыве указывает, что право на меры социальной поддержки в соответствии с законом, имеют лица, которым не исполнилось 23 года. Законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки не достигших 18- летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на лиц достигших 18-леьнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Сильченко на момент подачи искового заявления уже не обладал статусом лица из числа детей-сирот и не может претендовать на получение во внеочередном порядке жилого помещения по указанному основанию. На учете в Министерстве образования и науки Красноярского края и в администрации города Ачинска, как лицо из числа детей-сирот, он не состоит. Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных истцом исковых требований считая их не обоснованными, кроме того, просит отказать и по тому основанию, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд (л.д. 22, 26, 44, 46).
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя. В материалах дела также представлен письменный отзыв, составленный представителем ответчика – Малицкой С.В., действующей на основании доверенности, согласно которого заявленные исковые требования не признает, считает что права Сильченко А.И. не нарушены. Согласно закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В Красноярском крае предоставление жилья детям-сиротам регулируется Законом Красноярского края и Указом Губернатора Красноярского края. Этими актами устанавливаются условия, выполнение которых предшествует у органов исполнительной власти обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Министерство осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов. Таким образом, обязанность Министерства по обеспечению жильем возникает лишь в случае последовательно совершенных всех необходимых действий, установленных Указом Губернатора края. Только несоблюдение вышеназванной процедуры может расцениваться как нарушение прав детей-сирот. Иной порядок не установлен. Сильченко А.И. с заявлением о постановке его на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений с соответствующим заявлением не обращался. Доказательств устного обращения не представлено. В графике приема посетителей Министерства Сильченко А.И. не числится. Право на обращение с заявлением о постановке на учет в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа не имеющим жилого помещения не сохранилось за Сильченко А.И., так как на момент обращения в суд ему исполнилось 34 года (л.д. 32, 33-35, 36).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
ч.1 ст. 671 ГК РФ предусматривает, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Как следует из ч.1 ст. 673 ГК РФ, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.
Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
Как установлено ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.
В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Кроме того, согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.
Согласно Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления, значится и город Ачинск.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Сильченко, родившийся 1976 года (л.д. 5), остался без попечения родителей в 1981 году. Поскольку его родители: мать – Семашко и отец – Сильченко по решению Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ 1981 года были лишены родительских прав в отношении истца, и он был передан органу опеки и попечительства (л.д. 4).
Согласно представленной в материалах дела справки, выданной КГБОУ «Ачинский детский дом» истец пребывал в данном учреждении, откуда выбыл в соответствии с направлением городского исполнительного комитета 20.02.1982 года в школу-интернат г. Заозерный (л.д. 7).
С 27 ноября 1992 года по 05 апреля 1993 года Сильченко обучался в Ачинском среднем городском профессионально-техническом училище № 8, находился на гособеспечении (л.д. 9).
Сведений о закреплении за ребенком, оставшимся без попечения родителей - Сильченко нет, что подтверждается сообщением КУМИ Администрации г. Ачинска (л.д. 45).
Согласно сообщения директора КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 8» личное дело Сильченко, переданное из детского дома, при выпуске из училища в 1992 году было лично выдано Сильченко А.И. (л.д. 10).
Однако, истец данное обстоятельство отрицал, пояснил, что личное дело на руки ему не выдавали и сведениями о том закреплялось ли за ним какое-либо жилье он не располагает.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, не отрицалось истцом, подтверждается сообщением Администрации города Ачинска, указано в решении Ачинского городского суда от 30 августа 2010 года, кассационном определении Красноярского краевого суда от 13.10.2010 г. – Сильченко А.И. не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании истец пояснил, что не обращался в Администрацию г. Ачинска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Поскольку сначала не знал о том, что ему положено жилье как ребенку-сироте, и у него была комната в общежитии.
Кроме того, он отбывал наказания в местах лишения свободы.
Как следует из представленной в материалах дела справки, истец был арестован, затем отбывал наказания по приговорам суда в следующие периоды: с 20 августа 1993 года по 19 февраля 1998 года; с 29 декабря 1998 года по 28 декабря 2004 года; с 22 ноября 2005 года по 20 марта 2007 года (л.д. 28).
С заявлением о предоставлении ему общежития истец обращался в Администрацию города Ачинска в мае 2007 года (29). После чего ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: г. Ачинск, микрорайон 1, д. 28, к. Однако, 30 августа 2010 года Ачинским городским судом было вынесено решение о выселении Сильченко А.И. из вышеуказанной комнаты (л.д. 23-25).
Истец пояснил в судебном заседании что несмотря на то что принято решение о его выселении, тем не менее он в настоящее время проживает в данной комнате, задолженность по квартплате им была погашена и предоставлялась отсрочка исполнения решения.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Данные выводы суда основаны на следующем.
Истец, действительно после лишения его родителей родительских прав, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, и до достижения им 23-летнего возраста имел право на получение жилого помещения по договору социального найма. Действительно нет доказательств того, что за ним закреплялось какое-либо жилое помещение на момент утраты родительского попечения (л.д. 45).
Тем не менее, своим правом истец не воспользовался, к ответчикам с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения своевременно не обращался.
Обратился истец в Администрацию города Ачинска с заявлением о предоставлении ему жилья (общежития) в 2007 году, то есть когда ему исполнилось уже более 30 лет и право на получение жилого помещения по договору найма, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей было уже утрачено (л.д. 29).
Доказательств уважительности причин по которым он не реализовал свое право до достижения 23-х летнего возраста – не представлено истцом и судом не установлено.
В судебном заседании истец пояснял, что сначала у него была комната в общежитии поэтому он не обращался с заявлениями в администрацию г. Ачинска о предоставлении жилья. Кроме того, пояснил, что длительное время находился в местах лишения свободы.
Судом оценены вышеуказанные доводы истца и признаны не состоятельными. Поскольку нахождение гражданина в местах лишения свободы само по себе не лишает его права и не препятствует направлению в различные организации (в том числе к указанным по данному делу ответчикам) обращений, письменных заявлений.
Кроме того, согласно представленной в материалах дела справки и пояснений истца в судебном заседании, он проживал в городе Ачинске в периоды освобождения из мест лишения свободы: с 19 февраля 1998 года по 29 декабря 1998 года; с 28 декабря 2004 года по 22 ноября 2005 года; и с 20 марта 2007 года (л.д. 28).
Таким образом, в эти периоды проживания в городе Ачинске также имел реальную возможность обращаться с соответствующими заявлениями и требованиями, но тем не менее не обращался.
Согласно сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом, Сильченко ФИО7 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при Администрации города Ачинска не состоит и не состоял (л.д. 45).
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196,197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика – Администрации города Ачинска о пропуске истцом срока исковой давности (л.д. 46).
На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Сильченко в удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации города Ачинска и Министерству образования и науки Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 – дневный срок путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Н.А. Дорофеева