№2-4361/2012



Дело № 2-4361/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2012 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,

с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора ФИО4

представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16),

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу «Ачинский» о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 2 группы ФИО1 с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиалу «Ачинский» (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе костылях подмышечных с устройством противоскольжения, трости опорной, регулируемой длины с устройством противоскольжения, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Однако техническими средствами реабилитации инвалид не обеспечен. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида ФИО1 техническим средством реабилитации, а именно: костылями подмышечными с устройством противоскольжения, тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, креслом-коляской комнатной с ручным управлением (л.д. 2-4).

Истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, согласно телефонограммы пояснил, что в настоящее время требования об обеспечении его креслом-коляской комнатной с ручным управлением ответчиком ГУ КРО Фонд социального страхования исполнены (л.д. 25).

В судебном заседании истец помощник Ачинского межрайонного прокурора ФИО4 исковые требования поддержала частично по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 средствами технической реабилитации, а именно: костылями подмышечными с устройством противоскольжения и тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Креслом-коляской комнатной с ручным управлением ФИО1 обеспечен.

Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем было выдано уведомление. Таким образом, фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил, также в настоящее время инвалиду выдали кресло-коляску комнатную, с ручным управлением. Однако трость опорная регулируемой длины с устройством противоскольжения, костыли подмышечные с устройством противоскольжения инвалиду поставлены не были.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида ФИО1 подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, ФИО1 является инвалидом второй группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нуждается в технических средствах реаби­литации, в том числе трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, костылях подмышечных с устройством противоскольжения, кресле-коляске комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес (л.д. 10-11,12).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации. На основании указанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано направление в ФГУП «<данные изъяты>» России на получение технических средств реабилитации – костылей подмышечных металлических с устройством противоскольжения, трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения (л.д. 17,18). Также было выдано направление ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» для получения кресла-коляски комнатной для взрослых (л.д.19).

Как установлено в судебном заседании, техническое средство реабилитации - кресло-коляска комнатная с ручным управлением, приводимая в движение поворотом колес, истцу ФИО1 предоставлена. В связи с чем, суд полагает, что в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, до настоящего времени средствами технической реабилитации костылями подмышечными металлическими с устройством противоскольжения, тростью опорной металлической с устройством противоскольжения, регулируемой длины истец ФИО1 не обеспечен.

Непредставление ФИО1, технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и созда­ется угроза здоровью.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида первой группы ФИО1 техническими средствами реабилитации - костылями подмышечными с устройством противоскольжения, тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации, незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, костылями подмышечными с устройством противоскольжения, в остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: А.К. Шиверская