12-349(2011) РЕШЕНИЕ город Ачинск Красноярского края улица Назарова 28 «Б» 26 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе судьи Антипова В.В., с участием с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Шевченко С.Ф., его защитника Н.П., действующей на основании доверенности от 16.09.2011 г., при секретаре Федоренко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Н.П., действующей в интересах директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф., на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 03.10.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф., УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя руководителя Управления по Красноярскому краю Федеральной антимонопольной службы от 03.10.2011 г. должностное лицо - директор Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, за совершение правонарушения, выразившегося в том, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» злоупотребило доминирующим положением на рынке реализации (сбыта) электрической энергии в установленных географических границах - в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в 2010 году взимало с ОАО «РУСАЛ Ачинск» плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному для потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов, вместо тарифа, установленного для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше. Защитник Шевченко С.Ф. Н.П., не согласившись с указанным постановлением, обжаловала его в суд. В жалобе просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ - возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Жалобу мотивирует тем, что в ходе рассмотрения дела № А847-14.6/2011 в отношении должностоного лица - директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф., стороны по договору № 1164 урегулировали спорные вопросы, явившиеся основанием возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. ОАО «РУСАЛ Ачинск» письмом от 22.07.2011 г. предоставила в материалы дела № 143-10-11 подтверждение сделанного перерасчета стоимости электроэнергии и сообщило о том, что интересы ООО «РУСАЛ Ачинск» не ущемляются, просило производство по делу прекратить. Решением от 29.07.2011 г. производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением со стороны ОАО «Красноярскэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства. В судебном заседании защитник ФИО6 свою жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно суду пояснила, что УФАС обоснованно и законно прекратило производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства, так как ущемление интересов ОАО «РУСАЛ Ачинск» отсутствует. Расчет ОАО «Красноярскэнергосбыт» ранее был произведен по ЧЧИМ 6001-7000. Отношения между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск» носят договорный характер. ОАО «РУСАЛ Ачинск» обратилось в УФАС по Красноярскому краю, так как ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии. Ранее у ОАО «РУСАЛ Ачинск» отсутствовали документы, необходимые для иного расчета величины заявленной мощности. После того, как заявитель (ОАО «РУСАЛ Ачинск») представил в УФАС необходимые документы, ОАО «Красноярскэнергосбыт» произвело перерасчет. То есть прямого умысла у ОАО «Красноярскэнергосбыт» на совершение правонарушения не было. Административный орган (УФАС) должен был это учесть. При производстве по делу об административном правонарушении она заявляла ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с урегулированием спора хозяйствующих субъектов. Полагает, что с учетом отсутствия вредных последствий для заявителя (ОАО «РУСАЛ Ачинск»), деяние её доверителя является малозначительным. Административным органом (УФАС) этим обстоятельствам не дана оценка. В связи с тем, что все вредные последствия устранены (перерасчет за 2010 год произведен, подписано соглашение на 2011 год), то назначать наказание за содеянное нецелесообразно, так как цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, предусмотренные статьей 3.1 КоАП РФ, уже достигнуты. Кроме того, при разрешении вопроса о размере наказания, должностное лицо административного органа (УФАС) не учло данные о личности Шевченко С.Ф., ежемесячная заработная плата которого составляет лишь 35820,15 рублей. Просит суд постановление УФАС отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью деяния. Шевченко С.Ф. жалобу своего защитника поддержал по изложенным в ней основаниям. Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю было уведомлено судом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель УФАС в судебное заседание не явился. От заместителя руководителя Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа. Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Судом установлено, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице директора Ачинского межрайонного отделения Шевченко С.Ф. был нарушен установленный порядок ценообразования при определении стоимости электрической энергии, поставленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году. Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: - протоколом об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Ачинского межрайонного отделения ОАО Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф. (л.д. 56), согласно которому, ОАО «Красноярскэнергосбыт» действует на основании Устава. ОАО «Красноярскэнергосбыт» создано в результате реорганизации ОАО «Красноярскэнерго» в форме выделения (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Красноярскэнерго» от 30.04.2005). ОАО «Красноярскэнергосбыт» является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Красноярскэнерго» в соответствии с разделительным балансом ОАО «Красноярскэнерго», утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Красноярскэнерго» (протокол от 30.04.2005). Основной целью деятельности ОАО «Красноярскэнергосбыт» является получение прибыли. Для получения прибыли ОАО «Красноярскэнергосбыт» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничных рынках - письмом управляющего директора ОАО «РУСАЛ Ачинск» А.Г. о возврате счета-фактуры и актов приема-передачи поставленной электроэнергии за январь 2010 года, в связи с неправильным применением одноставочного тарифа (л.д. 67); - письмом директора Ачинского межрайонного отделения ОАО Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф., которым повторно направляются счета-фактуры и акты приема-передачи поставленной электроэнергии за январь 2010 года (л.д. 68); - решением Комиссии Красноярского УФАС России от 29.07.2011 года, согласно которому ОАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с тем, что указанным хозяйствующим субъектом был нарушен установленный порядок ценообразования при определении стоимости электрической энергии, поставленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 143-10-11 в отношении указанного хозяйствующего субъекта прекращено, в связи с добровольным устранением ОАО «Красноярскэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий (л.д.69-79). На основании заявления ОАО «РУСАЛ Ачинск Глиноземный Комбинат» (далее - ОАО «РУСАЛ Ачинск») о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Красноярскэнергосбыт» по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при определении стоимости электрической энергии, предъявляемой к оплате в 2010 году, в форме неправомерного применения тарифов на электрическую энергию, установленных уполномоченным регулирующим органом для потребителей с числом часов использования мощности (далее - ЧЧИМ) от 6001 до 7000 часов (вместо тарифов, установленных для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше) и навязывания невыгодных условий договора энергоснабжения в части величины числа часов использования мощности в 2010 году, Красноярским УФАС России было возбуждено дело № 143-10-11, в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07^2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ № 259 от 12.05.2011 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определение о назначении дела № 143-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.05.2011). ОАО «МРСК Сибири» письмом от 23.06.2011 № 1.3/29-7616 информировало Красноярское УФАС России о том, что пунктом 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, предусмотрено, что дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя из следующих критериев: величина присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режим использования потребителями электрической мощности; категория надежности электроснабжения; уровни напряжения электрической сети; иные критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности) поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность, дифференцируется в зависимости от ЧЧИМ. Под заявленной мощностью (договорной) по смыслу методических указаний следует понимать наибольшую электрическую мощность, которую потребитель обязуется не превышать ежедневно в часы максимальной нагрузки энергосистемы. К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ОАО «РУСАЛ Ачинск». В качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах к участию в рассмотрении дела № 143-10-11 привлечены: ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее - ОАО «МРСК Сибири»); ОАО «Системный Оператор Единой Энергетической Системы» (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, 7, стр. 3) (далее - ОАО «СО ЕЭС»). В качестве эксперта к участию в рассмотрении дела № 143-10-11 привлечена Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (660133, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, 12а) (далее - РЭК Красноярского края). Дело № 143-10-11 рассматривалось при участии представителей от заявителя - ОАО «РУСАЛ Ачинск» Д.С. (доверенность от 12.11.2009 № -24 АА 045992); от ответчика - ОАО «Красноярскэнергосбыт» Н.П. (доверенность от 16.11.2011 № 337); от лица, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: ОАО «СО ЕЭС» А.В. (доверенность №3-1 от 14.02.2011). На заседании Комиссии представитель ОАО «РУСАЛ Ачинск» представил ходатайство о прекращении производства по настоящему делу, ввиду того обстоятельства, что между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск» урегулированы ранее существовавшие разногласия по Договору на При таких обстоятельствах, суд считает, что вина должностного лица - директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка ценообразования, установлена. Постановление заместителя руководителя Управления по Красноярскому краю Федеральной антимонопольной службы от 03.10.2011 года законно и обоснованно. Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу и его защитника в той части, в которой они указывают, что производств по делу должно быть прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения, суд не принимает. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной им в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. В результате неправомерных действий виновного лица, дополнительные расходы (убытки) ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 1 полугодии 2010 года составили 799763,62 рублей. Данный размер вреда не позволяет отнести совершенное административное правонарушение к малозначительному. Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу и его защитника в той части, в которой они указывают, что связи с тем, что все вредные последствия устранены (перерасчет за 2010 год произведен, подписано соглашение на 2011 год), то назначать наказание за содеянное нецелесообразно, так как цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, предусмотренные статьей 3.1 КоАП РФ, уже достигнуты, суд не принимает по следующим основаниям. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Целью административного наказания, указанной в статье 3.1 КоАП РФ является не только предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем, но и предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Данная цель может быть достигнута лишь при условии назначения наказания лицу, совершившему правонарушение. Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу и его защитника в той части, в которой они указывают, что при назначении наказания должностное лицо не учитывало материальное положение Шевченко С.Ф., ежемесячная заработная плата которого составляет 35820,15 рублей, суд не принимает, так как должностным лицом административного органа назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ для должностных лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление заместителя руководителя Управления по Красноярскому краю Федеральной антимонопольной службы от 03.10.2011 г. в отношении должностного лица - директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф. по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Н.П. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья В.В.Антипов
электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); получение (покупку) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности); получение (покупку) электроэнергии у производителей; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов, а также развитие энергосистемы; предоставление коммунальных услуг населению; выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Положения). Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии. В соответствии со статьей 3 указанного закона, гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. В соответствии с пунктом 25 Положений, гарантирующим поставщиком может быть любая коммерческая организация независимо от формы собственности и осуществляемых ею на розничных рынках электрической энергии функций, удовлетворяющая определенным требованиям, в том числе: показателям финансового состояния гарантирующего поставщика. Перечень организаций, получивших статус гарантирующих поставщиков на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласован Решением правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 12.10.2006. Указанным решением ОАО «Красноярскэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика - зоны деятельности соответствуют административным границам Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков на территории Красноярского края. Исходя из вышеизложенного, ОАО «Красноярскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии (коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию). ОАО «Красноярскэнергосбыт» приказом Красноярского УФАС России от 24.05.2000 № 122 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, полномочия по ведению которого в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 6, возложены на Красноярское УФАС России, на рынке реализации (сбыта) электрической энергии с долей более 50 % в географических границах, определенных территорией Красноярского края. Комиссией определено, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеназванном товарном рынке. Между ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» заключен Договор на электроснабжение от 01.01.2009 № 1164 (далее - Договор). В соответствии с пунктом 2.1 Договора, Гарантирующий поставщик (ОАО «Красноярскэнергосбыт») подает электроэнергию (мощность) в точки поставки Абонента (ОАО «РУСАЛ Ачинск»), указанные в Приложении № 3 к договору, в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) с помесячной и почасовой детализацией (Приложение № 1, 1а) и категории надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации. Согласно нормам, регулирующим правоотношения в сфере электроэнергетики и действующим в 2010 году, и в соответствии с Разделом 3 Договора, оплата потребителями электрической энергии осуществлялась по регулируемым тарифам в объемах, приобретаемых гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничном рынках, и по нерегулируемым ценам в части остальных объемов электрической энергии (мощности). Регулируемые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «Красноярскэнергосбыт», на период 2010 года были установлены Приказом РЭК Красноярского края от 18.12.2009 № 282-пр. Указанным приказом тарифы на электрическую мощность были установлены дифференцированно в зависимости от диапазона годового числа использования заявленной мощности: от 7001 и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов. Согласно Приказу РЭК Красноярского края от 18.12.2009 № 282-пр в зависимости от количества ЧЧИМ розничные потребители, за исключением населения и потребителей, приравненных к категории «население», оплачивающие электроэнергию по тарифам разделены на 4 категории: потребители с ЧЧИМ свыше 7001 часа; потребители с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов; потребители с ЧЧИМ от 5001 до 6000 часов; потребители с ЧЧИМ менее 5000 часов. На 2010 год одноставочный тариф для потребителей электрической энергии с ЧЧИМ свыше 7001 часа составлял 868,13 руб/МВт.ч., а для потребителей электрической энергии с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов 899,12 руб/МВт.ч. В соответствии с пунктом 5.1.10 Договора ОАО «РУСАЛ Ачинск» приняло на себя обязательства представлять предварительные заявки электропотребления на очередной год с помесячной детализацией по каждой точке присоединения не позднее 1 мая текущего года. В рамках исполнения указанного пункта Договора ОАО «РУСАЛ Ачинск» направило в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» предварительную заявку электропотребления на 2010 год с помесячной детализацией, согласно которой объем электропотребления общества в 2010 году составит 137000 тыс. кВтч. Указанная заявка была согласована ОАО «Красноярскэнергосбыт» (письмо от 10.12.2009 №227/12-3038). ОАО «Красноярскэнергосбыт» 11.12.2009 направило в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» проект Приложения № 1 к Договору, в котором объем электропотребления соответствовал заявленному, величина ЧЧИМ предлагалась в диапазоне от 6001 до 7000 часов. При этом, ОАО «Красноярскэнергосбыт» информировало Красноярское УФАС России о том, что исходя из величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств на 2010 год, согласованной сторонами (ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «РУСАЛ Ачинск») в соответствии с пунктом 13.2 Договора, а также данных об электропотреблении и мощности потребителей, присоединенных к сетям ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2009 года, величина ЧЧИМ составляет менее 5000 часов. Красноярским УФАС России установлено то обстоятельств, что ОАО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии потребителям г. Ачинска. Приказом РЭК Красноярского края от 16.11.2009 № 65-пр тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «РУСАЛ Ачинск», были рассчитаны исходя из затрат на оплату электрической энергии по тарифу для диапазона от 6001 до 7000 часов, ОАО «Красноярскэнергосбыт» при расчете стоимости электрической энергии, потребленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году применялся тариф, установленный для диапазона от 6001 до 7000 часов - в размере 899,12 руб./МВт.ч ОАО «РУСАЛ Ачинск» не согласилось с условиями Приложения № 1 к Договору в части величины ЧЧИМ и вернуло приложение в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» без подписи. При определении стоимости поставленной электрической энергии по регулируемым ценам в 2010 году ОАО «Красноярскэнергосбыт» надлежало применять тариф в размере 868,13 руб./МВт.ч, который соответствует диапазону ЧЧИМ свыше 7001 часа. В соответствии с расчетами, представленными ОАО «РУСАЛ Ачинск», дополнительные расходы (убытки) общества от неправомерных действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» в первом полугодии 2010 года составили 799763,62 руб. Красноярским УФАС России установлено, что между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 23.11.2009 № 016/3-105 (РА-Д-10-332). Приложением 46 к указанному договору стороны согласовали объем собственного потребления электрической энергии и мощности ОАО «РУСАЛ Ачинск» (заявленная мощность в размере 6,494 МВт). Кроме того, договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2009 № 18.24.0923.09 заключен между ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «МРСК Сибири». Предметом регулирования указанного договора является оказание ОАО «МРСК Сибири» услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через электрические сети, принадлежащие ОАО «МРСК Сибири» на праве собственности и (или) ином законном основании, и обязательства ОАО «РУСАЛ Ачинск» по оплате услуг по передаче электрической энергии в порядке и сроки, установленные договором. Приложением № 3 стороны определили плановые объемы потребляемой мощности и электрической энергии с разбивкой по месяцам, в пределах которых Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках поставки. Мощность, потребляемая ОАО «РУСАЛ Ачинск», указанным Приложением определена в размере 6,494 МВт. ОАО «РУСАЛ Ачинск» письмом от 14.07.2009 № 84-0043-657 для расчетов за поставленную электрическую энергию в 2010 году был выбран одноставочный тариф. В соответствии с пунктом 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, определение расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам, осуществляется ЭСО и производится в следующей последовательности: а) по каждой группе потребителей определяется состав представительной выборки. По каждому потребителю, вошедшему в выборку, рассматривается следующая информация: наименование предприятия (организации); вид выпускаемой продукции (для промышленных предприятий); коэффициент сменности (для промышленных предприятий); основные направления использования электроэнергии; суточный график электрической нагрузки в день годового максимума совмещенного графика нагрузки ОЭС (если суточный график по какой-либо тарифной группе отсутствуют, то организуется выборочные замеры нагрузки в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки ОЭС); годовой объем электропотребления; б) по каждому потребителю в указанном суточном графике определяется нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В дальнейших расчетах
используется один (утренний или вечерний) наибольший суммарный совмещенный максимум нагрузки рассматриваемой группы потребителей; в) посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки определяется среднегодовое число часов использования максимума нагрузки рассматриваемой группы потребителей. Таким образом, величина ЧЧИМ определяется расчетным способом - как отношение годовой величины электропотребления на согласованную величину мощности. Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа). В соответствии с требованиями части 2 статьи 26 Федерального закона 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании публичного договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, который является обязательным к заключению для сетевой организации. Пунктом 13 Правил недискриминационного доступа определены существенные условия, которые должен содержать договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемый сетевой организацией с потребителем, которые включают, в том числе величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. Правила недискриминационного доступа определяют: заявленная мощность - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах. Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору. Таким образом, согласованная в рамках договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии величина мощности энергопринимающих устройств ОАО «РУСАЛ Ачинск» на 2010 год составила 6,494 МВт. Исходя из которой, величина ЧЧИМ ОАО «РУСАЛ Ачинск» превышает 7001 час. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Указанная норма является императивной и несет прямой запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Из материалов дела № 143-10-11 следует, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» злоупотребило доминирующим положением на рынке реализации (сбыта) электрической энергии в установленных географических границах - в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в 2010 году взимало с ОАО «РУСАЛ Ачинск» плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному для потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов, вместо тарифа, установленного для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше. Резолютивная часть решения по делу № 143-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства объявлена 26.07.2011. В полном объеме решение по делу № 143-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства изготовлено 29.07.2011. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. При рассмотрении настоящего дела установлено то обстоятельство, что ОАО «РУСАЛ Ачинск» полагая, что в отношении общества неправильно применен установленный размер тарифа на электрическую энергию (после получения документов на оплату поставленной ОАО «Красноярскэнергосбыт» в январе 2010 года электроэнергии) направило в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» письмо от 15.02.2010 исх. № 84-0043-178 с просьбой о переоформлении финансовой документации и применении к обществу (ОАО «РУСАЛ Ачинск») надлежащий одноставочный тариф, предусмотренный в отношении групп потребителей с ЧЧИМ свыше 7001 часа. ОАО «Красноярскэнергосбыт» письмом от 02.03.2010 исх. № 227-12-479 отказало в применении в отношении ОАО «РУСАЛ Ачинск» одноставочного тарифа, предусмотренного в отношении групп потребителей с ЧЧИМ свыше 7001 часа. Указанное письмо было подписано директором Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» Шевченко С.Ф. ОАО «Красноярскэнергосбыт» в 2010 году взимало с ОАО «РУСАЛ Ачинск» плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному для потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов, вместо тарифа, установленного для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше. ОАО «Красноярскэнергосбыт», в лице директора Ачинского межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» С.Ф. Шевченко, злоупотребило доминирующим положением на рынке реализации (сбыта) электрической энергии в установленных географических границах - в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в 2010 году взимало с ОАО «РУСАЛ Ачинск» плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному для потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов, вместо тарифа, установленного для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше, чем совершило административное правонарушение, за которое частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
электроснабжение от 01.01.2009 № 1164, заключенному между указанными
хозяйствующими субъектами (далее - Договор). Стороны (ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск») подписали Приложение №1 к Договору, в котором согласовали заявленный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией в 2010, 2011 годах с ЧЧИМ более 8000 часов. В связи с этим, ОАО «Красноярскэнергосбыт» произвело перерасчет ОАО «РУСАЛ Ачинск» стоимости потребленной электроэнергии за 2010, 2011 годы по тарифу, предусмотренному для потребителей с ЧЧИМ свыше 7001 часа. Комиссия, рассмотрев представленные сведения (документы и материалы), установила следующее. ОАО «Красноярскэнергосбыт» действует на основании Устава. ОАО «Красноярскэнергосбыт» создано в результате реорганизации ОАО «Красноярскэнерго» в форме выделения (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Красноярскэнерго» от 30.04.2005 г.). ОАО «Красноярскэнергосбыт» является правопреемником в отношении
части прав и обязанностей ОАО «Красноярскэнерго» в соответствии с
разделительным балансом ОАО «Красноярскэнерго», утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Красноярскэнерго» (протокол от 30.04.2005 г.). Основной целью деятельности ОАО «Красноярскэнергосбыт» является получение прибыли. Для получения прибыли ОАО «Красноярскэнергосбыт» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных
рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка
электрической энергии (мощности); получение (покупка) электроэнергии у производителей; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов, а также развитие энергосистемы; предоставление коммунальных услуг населению; выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством
Российской Федерации. Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Положения). Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии. В соответствии со статьей 3 указанного закона гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. В соответствии с пунктом 25 Положений, гарантирующим поставщиком может быть любая коммерческая организация независимо от формы собственности и осуществляемых ею на розничных рынках электрической энергии функций, удовлетворяющая определенным требованиям, в том числе: показателям финансового состояния гарантирующего поставщика. Перечень организаций, получивших статус гарантирующих поставщиков на территории Красноярского края, с указанием зон их деятельности, согласован
Решением правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края
от 12.10.2006. Указанным решением ОАО «Красноярскэнергосбыт» присвоен статус
гарантирующего поставщика - зоны деятельности соответствуют административным границам Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков на территории Красноярского края. Исходя из вышеизложенного, ОАО «Красноярскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии (коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию). ОАО «Красноярскэнергосбыт» приказом Красноярского УФАС России от 24.05.2000 № 122 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, полномочия по ведению которого в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 6, возложены на Красноярское УФ АС России, на рынке реализации (сбыта) электрической энергии с долей более 50 % в географических границах, определенных территорией Красноярского края. Комиссией определено, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на вышеназванном товарном рынке. Между ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» заключен Договор. В соответствии с пунктом 2.1 Договора Гарантирующий поставщик (ОАО «Красноярскэнергосбыт») подает электроэнергию (мощность) в точки поставки Абонента (ОАО «РУСАЛ Ачинск»), указанные в Приложении № 3 к договору, в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) с помесячной и почасовой детализацией (Приложение № 1, 1а) и категории надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации. Согласно нормам, регулирующим правоотношения в сфере электроэнергетики и действующим в 2010 году, и в соответствии с Разделом 3 Договора оплата потребителями электрической энергии осуществлялась по регулируемым тарифам в объемах, приобретаемых гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничном рынках, и по нерегулируемым ценам в части остальных объемов электрической энергии (мощности). Регулируемые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «Красноярскэнергосбыт», на период 2010 год были установлены Приказом РЭК Красноярского края от 18.12.2009 № 282-пр. Указанным приказом тарифы на электрическую мощность были установлены дифференцированно в зависимости от диапазона годового числа использования заявленной мощности: от 7001 и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; менее 5000 часов. Согласно Приказу РЭК Красноярского края от 18.12.2009 № 282-пр в зависимости от количества ЧЧИМ розничные потребители, за исключением населения и потребителей, приравненных к категории «население», оплачивающие электроэнергию по тарифам разделены на 4 категории: потребители с ЧЧИМ свыше 7001 часа; потребители с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов; потребители с ЧЧИМ от 5001 до 6000 часов; потребители с ЧЧИМ менее 5000 часов. На 2010 год одноставочный тариф для потребителей электрической энергии с ЧЧИМ свыше 7001 часа составлял 868,13 руб/МВт.ч., а для потребителей электрической энергии с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов 899,12 руб/МВт.ч. В соответствии с пунктом 5.1.10 Договора ОАО «РУСАЛ Ачинск» приняло на себя обязательства представлять предварительные заявки электропотребления на очередной год с помесячной детализацией по каждой точке присоединения не позднее 1 мая текущего года. В рамках исполнения указанного пункта Договора ОАО «РУСАЛ Ачинск» направило в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» предварительную заявку электропотребления на 2010 год с помесячной детализацией, согласно которой объем электропотребления общества в 2010 году составит 137000 тыс. кВтч. Указанная заявка была согласована ОАО «Красноярскэнергосбыт» (письмо от 10.12.2009 № 227/12-3038). ОАО «Красноярскэнергосбыт» 11.12.2009 направило в адрес ОАО «РУСАЛ Ачинск» проект Приложения № 1 к Договору, в котором объем электропотребления соответствовал заявленному, величина ЧЧИМ предлагалась в диапазоне от 6001 до 7000 часов. При этом ОАО «Красноярскэнергосбыт» информировало Красноярское УФ АС России о том, что исходя из величины присоединенной мощности энсргопринимающих устройств на 2010 год, согласованной сторонами (ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «РУСАЛ Ачинск») в соответствии с пунктом 13.2 Договора, а также данных об электропотреблении и мощности потребителей, присоединенных к сетям ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2009 года, величина ЧЧИМ составляет менее 5000 часов. Красноярским УФАС России установлено то обстоятельств, что ОАО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии потребителям г. Ачинска. Приказом РЭК Красноярского края от 16.11.2009 № 65-пр тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «РУСАЛ Ачинск», были рассчитаны исходя из затрат на оплату электрической энергии по тарифу для диапазона от 6001 до 7000 часов, ОАО «Красноярскэнергосбыт» при расчете стоимости электрической энергии, потребленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году применялся тариф, установленный для диапазона от 6001 до 7000 часов - в размере 899,12 руб./МВт.ч ОАО «РУСАЛ Ачинск» не согласилось с условиями Приложения № 1 Договору в части величины ЧЧИМ и вернуло Приложение в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» без подписи. При определении стоимости поставленной электрической энергии по регулируемым ценам в 2010 году ОАО «Красноярскэнергосбыт» надлежало применять тариф в размере 868,13 руб./МВт.ч, который соответствует диапазону ЧЧИМ свыше 7001 часа. В соответствии с расчетами, представленными ОАО «РУСАЛ Ачинск» дополнительные расходы (убытки) общества от неправомерных действий ОАО «Красноярскэнергосбыт» в первом полугодии 2010 года составили 799763,62 руб. Красноярским УФАС России установлено, что между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 23.11.2009 № 016/3-105 (РА-Д-10-332). Приложением 46 к указанному договору стороны согласовали объем собственного потребления электрической энергии и мощности ОАО «РУСАЛ Ачинск» (заявленная мощность в размере 6,494 МВт). Кроме того, договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2009 № 18.24.0923.09 заключен между ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «МРСК Сибири». Предметом регулирования указанного договора является оказание ОАО «МРСК Сибири» услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через электрические сети, принадлежащие ОАО «МРСК Сибири» на праве собственности и (или) ином законном основании, и обязательства ОАО «РУСАЛ Ачинск» по оплате услуг по передаче электрической энергии в порядке и сроки, установленные договором. Приложением № 3 стороны определили плановые объемы потребляемой мощности и электрической энергии с разбивкой по месяцам, в пределах которых Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках поставки. Мощность, потребляемая ОАО «РУСА Ачинск», указанным Приложением определена в размере 6,494 МВт. ОАО «РУСАЛ Ачинск» письмом от 14.07.2009 № 84-0043-657 для расчетов за поставленную электрическую энергию в 2010 году был выбран одноставочный тариф. В соответствии с пунктом 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, определение расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам, осуществляется ЭСО и производится в следующей последовательности: а) по каждой группе потребителей определяется состав представительной выборки. По каждому потребителю, вошедшему в выборку, рассматривается следующая информация: наименование предприятия (организации); вид выпускаемой продукции (для промышленных предприятий); коэффициент сменности (для промышленных предприятий); основные направления использования электроэнергии; суточный график электрической нагрузки в день годового максимума
совмещенного графика нагрузки ОЭС (если суточный график по какой-либо
тарифной группе отсутствуют, то организуется выборочные замеры нагрузки в часы
утреннего и вечернего максимумов нагрузки ОЭС); годовой объем электропотребления; б) по каждому потребителю в указанном суточном графике определяется
нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В
дальнейших расчетах используется один (утренний или вечерний) наибольший
суммарный совмещенный максимум нагрузки рассматриваемой группы
потребителей; в) посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки
определяется среднегодовое число часов использования максимума нагрузки
рассматриваемой группы потребителей. Таким образом, величина ЧЧИМ определяется расчетным способом - как отношение годовой величины электропотребления на согласованную величину мощности. Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа). В соответствии с требованиями части 2 статьи 26 Федерального закона 26*03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании публичного договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, который является обязательным к заключению для сетевой организации. Пунктом 13 Правил недискриминационного доступа определены существенные условия, которые должен содержать договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемый сетевой организацией с потребителем, которые включают, в том числе величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. Правила недискриминационного доступа определяют: заявленная мощность -предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах. Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору. Таким образом, согласованная в рамках договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии величина мощности энергопринимающих устройств ОАО «РУСАЛ Ачинск» на 2010 год составила 6,494 МВт. Исходя из которой величина ЧЧИМ ОАО «РУСАЛ Ачинск» превышает 7001 час. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Указанная норма является императивной и несет прямой запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Из материалов дела № 143-10-11 следует, что ОАО «Красноярскэнергосбыт» злоупотребило доминирующим положением на рынке реализации (сбыта) электрической энергии в установленных географических границах - в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в 2010 году взимало с ОАО «РУСАЛ Ачинск» плату за потребленную электрическую энергию по тарифу, установленному для потребителей с ЧЧИМ от 6001 до 7000 часов, вместо тарифа, установленного для потребителей с ЧЧИМ от 7001 часа и выше. Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «РУСАЛ Ачинск» урегулированы правоотношения по Договору в части потребления последним электрической Энергии (мощности) в 2010 году. ОАО «Красноярскэнергосбыт» произвело перерасчет стоимости потребленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году, истекшем периоде 2011 года электрической энергии по тарифу, предусмотренному для потребителей с ЧЧИМ свыше 7001 часа. Комиссия в условиях полного, всестороннего исследования доказательств, принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23,частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» РЕШИЛА: 1) Признать ОАО «Красноярскэнергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с тем обстоятельством, что указанным хозяйствующим субъектом был нарушен установленный порядок ценообразования при определении стоимости электрической энергии, поставленной ОАО «РУСАЛ Ачинск» в 2010 году; 2) Предписание не выдавать в связи с тем обстоятельством, что в ходе рассмотрения дела № 143-10-11 ОАО «РУСАЛ Ачинск» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» урегулированы правоотношения по поставке электрической энергии (мощности) в 2010 году; 3) В связи с добровольным устранением ОАО «Красноярскэнергосбыт»
нарушения антимонопольного законодательства и его последствий прекратить
рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 143-10-11 в
отношении указанного хозяйствующего субъекта; 4) Передать материалы дела № 143-10-11 должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о принятии мер административной ответственности.