Дело № 5-1228(2010)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ачинск, улица Назарова 28 «Б» 22 декабря 2010 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Хлюпин А.Ю.,
при секретаре Локтишевой М.А.
с участием представителя МУЗ «КДЦ г. Ачинска» - главного врача Печениной Т.Г.,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях отношении:
юридического лица МУЗ «КДЦ г. Ачинска»
УСТАНОВИЛ:
8.12.2010 года в 9 часов в ходе проведения плановой выездной проверки представителями Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю деятельности юридического лица муниципального учреждения здравоохранения «Клинико-диагностический центр города Ачинска» (МУЗ КДЦ) по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 1, выявлены грубые нарушения требований и условий специального разрешения (лицензии) при осуществлении деятельности, не связанной с получением прибыли.
В нарушение требований и условий лицензирования, установленных Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 31 подпунктом «а» пункта 5 в части наличия помещений и оборудования, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, не отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. и санитарными правилами:
- в лаборатории диагностики СПИД осуществляются работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения от17.09.2002г.№4.49.04.081.М.002220.09.02, выданного ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Красноярском крае», с истекшим сроком действия (до 17.09.2007 г.), что является нарушением п. 4.14. СП 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами», в связи с чем не подтверждено соответствие используемых лицензиатом помещений и оборудования лаборатории диагностики СПИД для деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, требованиям санитарных правил, что является нарушением подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. №31;
- отсутствует оснащение окон в помещениях лаборатории диагностики СПИД, расположенной на первом этаже здания, металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности, что является нарушением п. 2.3.13. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
- имеющиеся вытяжные вентиляционные системы в микробиологических помещениях,
используемых для работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) в
бактериологической лаборатории (для санитарно-бактериологических исследований, для бактериологических исследований на кишечные инфекции, для бактериологических исследований клинических материалов, автоклавной) и в лаборатории диагностики СПИД (для приема материалов, для регистрации
материалов, для серологических исследований № 1, № 2 и № 3, автоклавной)
не оснащены фильтрами тонкой очистки на выходе, что является нарушением п. 2.3.24. СП
1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п. 13 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
- не оборудованы микробиологические помещения бактериологической лаборатории, используемые для работ с ПБА (для приема и регистрации материалов, посевная, для бактериологических исследований на капельные инфекции, для серологических исследований), автономной системой вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенной фильтром тонкой очистки на выходе, вследствие чего воздух из этих помещений посредством естественного воздухообмена поступает в помещения, не связанные с работой с ПБА, что не обеспечивает биологическую безопасность и является нарушением п. 6.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и п. 2.3.24. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п. 13 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»);
- в течение 2009 и истекшего периода 2010 года не проводился планово-предупредительный ремонт вентиляционных систем бактериологической лаборатории и лаборатории диагностики СПИД (являющихся инженерными системами обеспечения биологической безопасности), также их очистка, дезинфекция и проверка эффективности работы, что является нарушением п. 2.3.16. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» и п.п. 6.5., 6.36. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- в помещениях «заразных» зон бактериологической лаборатории и лаборатории диагностики СПИД используется лабораторная мебель (рабочие столы, шкафы, тумбы) из древесины, что не допускается и является нарушением п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
- в течение 2009 и истекшего периода 2010 года не проводились инструментальные измерения кратности воздухообмена для производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил к условиям труда в бактериологической лаборатории и в лаборатории диагностики СПИД в целях предотвращения неблагоприятного воздействия физического фактора производственной среды на работоспособность и здоровье персонала, что является нарушением п.п. 1.5., 2.7. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в редакции СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01).
В судебном заседании представитель МУЗ «КДЦ г. Ачинска» Печенина Т.Г. пояснила, что юридическое лицо вину признает частично. Так по факту осуществления деятельности с заключением, по которому истек срок действия, не может согласиться. Так как в 2008 году территориальным отделом Роспотребнадзора было выдано заключение, которое действительно до настоящего времени, что не было принято во внимание должностным лицом, составившим протокол с указанием на то, что заключение должно было быть выдано краевым подразделением. В части отсутствия решеток может пояснить, что они были сняты только во исполнение предписания пожарного надзора, и летом 2010 года была направлена смета расходов на приобретение и установку надлежащих решеток, однако они могут быть поставлены только в 2011 году. Кроме того, в здании установлена охранно-пожарная сигнализация, исключающа доступ посторонних лиц в помещение. В части отсутствия фильтров тонкой очистки в вытяжных и вентиляционных системах нарушение действительно имело место и принимаются меры к их установке, что будет предусмотрено в 2011 году. В части проведения планово-предупредительного ремонта вентиляционных систем не оспаривает правонарушения, также как и в части не проведения инструментальных измерений кратности воздухообмена. После начала проверки были приняты меру к устранению нарушений в этой части, что подтверждается представленными заявкой и договором. В части материалов, из которых изготовлена мебель, которая расположена в помещении может пояснить, что на момент получения лицензии требования в этой части были иными. Кроме того, поверхность столешниц у используемой мебели является пластиковой, что позволяет проводить надлежащую дезинфекцию и обработку. Просит с учётом изложенного при признании виновным юридического лица и назначении наказания не применять наказания в виде приостановления деятельности, а применить минимальное наказание в виде штрафа.
В судебное заседание представитель Роспотребнадзора не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя юридического лица, судья приходит к выводу, что совершение юридическим лицом правонарушения при описанных обстоятельствах нашло свое полное подтверждение по следующим основаниям.
Согласно Положению о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 31 Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из п.3 указанного выше Положения, - лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Под грубым нарушением понимается требований и условий разрешения (лицензии) в силу требований п.6 рассматриваемого Положения понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в том числе подпунктами "а", "д" пункта 5 настоящего Положения:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) соблюдение лицензиатом установленных статьей 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний, а также нарушение, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью человека и (или) окружающей среде.
В соответствии со ст. 24 ФЗ-52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта предполагают:
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Как следует из ст. 26 указанного выше закона - санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами предполагают:
1. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека.
2. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В соответствии с п.5 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители. В соответствии с п.9 такого Порядка, срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет на виды деятельности, работы, услуги - бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения.
В соответствии с п.п. 3.6,3.7 СП 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами», главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации выдают Заключения всем организациям, расположенным на обслуживаемой административной территории, о возможности проведения работ: с ПБА II группы - на диагностические исследования, за исключением организаций и лабораторий, указанных в пункте 3.4; с ПБА III и IV групп - на все виды работ, за исключением организаций и лабораторий, указанных в пункте 3.4. Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации могут делегировать права выдачи заключений на работу с ПБА III и IV групп главным государственным санитарным врачам по районам и городам.
Согласно СП 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, а именно: п.п. 6.5. - системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования и п.п. 6.36. - воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается. Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже 1 раза в месяц, а воздухозаборных шахт не реже 1 раза в полгода. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматривается не реже 1 раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно.
Исходя из положений п.2.3.13 СП 1.3.2322-08, окна и двери помещений "заразной" зоны лаборатории должны быть герметичными. Допускается заполнение оконных проемов стеклоблоками. Окна цокольного и первого этажей независимо от наличия охранной сигнализации должны быть оснащены металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности. Двери должны иметь запирающие устройства.
В соответствии с положениями п. 2.3.24 СП 1.3.2322-08, помещения блока для работы и содержания инфицированных животных, боксированные помещения, микробиологические комнаты должны быть оборудованы автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенными фильтрами тонкой очистки на выходе, проверяемыми на защитную эффективность, или боксами биологической безопасности II класса.
В силу положений п. 2.3.17 СП 1.3.2322-08, лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.
Вина юридического лица МУЗ «КДЦ г. Ачинска» в совершении правонарушения при описанных выше в постановлении обстоятельствах подтверждается протоколом об административном правонарушении(л.д.1-5), в котором фактические обстоятельства, изложенные в протоколе, представитель юридического лица не оспаривала, указывая только на формальное отсутствие нарушений в части деятельности без продления срока санитарно-эпидемиологического заключения и отсутствия решеток на окнах, копиями распоряжений о проведении плановой выездной проверки МУЗ «КДЦ г. Ачинска»(л.д.6-18),копией устава юридического лица (л.д.19-23), копиями лицензий и санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.27-29),копиями программы производственного контроля МУЗ «КДЦ»(л.д.30-36), копиями журналов в части сведений об осуществлении в проверяемый и предшествующий период исследований, относящихся к лицензируемому виду деятельности(л.д.37-44).
Доводы представителя юридического лица об отсутствии в действиях общества ряда из перечисленных в протоколе нарушений, судья оценивает как необоснованные. Так, в части наличия на момент проверки действующего санитарно-эпидемиологического заключения на рассматриваемый вид деятельности сведения не могут соответствовать действительности, так как срок ранее выданного в установленном порядке при получении лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнением диагностических исследований с ПБА 3-4 групп патогенности санитарно-эпидемиологического заключения не продлевался и новое заключение не получалось. Получение заключения, которое было выдано при оформлении лицензии на право осуществления медицинской деятельности не освобождало МУЗ «КДЦ» от необходимости продления срока заключения от 17.09.2002 года. Кроме того, в силу вышеизложенных норм соответствующее заключение может быть выдано только главным санитарным врачом по субъекту РФ, а не подчиненными ему лицами. Доводы об отсутствии решеток на окнах с учётом выданного ранее предписания пожарного надзора не освобождали юридическое лицо от соблюдения требований соответствующих пунктов санитарных правил, содержание которых требует наличия не нарушающих норм пожарной безопасности решеток на окнах даже при наличии охранно-пожарной сигнализации. Указание руководителя юридического лица на то, что имеющаяся в лабораторных помещениях мебель имеет пластиковые крышки и только в остальной части является деревянной, что обеспечивает возможность многократной эффективной дезинфекции, судья не может принять во внимание, так как исходя из рассматриваемых положений санитарных правил, исключается использование любой мебели из дерева, что обусловлено спецификой осуществляемых работ и необходимостью многократной дезинфекции не только непосредственно контактирующих с возбудителями поверхностей, т.е. крышек столов, но иных.
Доводы руководителя МУЗ «КДЦ г. Ачинска» об отсутствии средств на осуществление соответствующих работ, приобретение мебели, установку необходимых решеток на окнах, отвечающих санитарным требованиям и правилам не может являться основанием для вывода об отсутствии в действиях юридического лица признаков состава правонарушения.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, судья квалифицирует действия юридического лица МУЗ «КДЦ г. Ачинска » по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При и определении вида и размера наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое в значительной части финансируется за счет бюджетных средств.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств судья учитывает частичное признание вины юридическим лицом, то, что ранее такое лицо к административной ответственности не привлекалось. Обстоятельств отягчающих ответственность, судьёй не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Муниципальное учреждение здравоохранения «Клинико – диагностический центр города Ачинска» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в доход бюджета КБК 1411690040040000140, ИНН 2466127415, КПП 246601001 (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю), Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 040407001, ОКАТО 04403000000, номер счета получателя 40101810600000010001.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи через Ачинский городской суд.
Судья А.Ю. Хлюпин