№ 5- 1(2011)
Постановление
город Ачинск Красноярского края,
улица Назарова 28 «Б» 18 января 2011 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Хлюпин А.Ю.,
при секретаре Локтишевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.12 КоАП РФ в отношении Сорокиной Ю.Ф.
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.12.2010 г., составленному ст. инспектором ОБППР и ИАЗ МУВД «Ачинское» Дугиной М.П., 30.10.2010 г. в 14 ч. 10 минут в ходе проведения проверки в торговом отделе «мир Магикс», расположенном по адресу: г.Ачинск, ул.Гагарина, 14, принадлежащим ИП Цукановой было установлено, что продавец-кассир торгового отдела «Мир Магикс» Сорокина Ю.Ф. осуществляет реализацию ДВД дисков «Человек паук. Смертельная ловушка», «Лунтик. Волшебный голос Пупсеня», «Клуб Винкс. Выпуск 19», согласно заключению эксперта № 1722 с признаками контрафактного изготовления. Указанные действия Сорокиной Ю.Ф. квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.7.12 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сорокина Ю.Ф., уведомленная судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении слушания дела суду не заявила. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Представитель административного органа – МУВД «Ачинское», уведомленный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении слушания дела суду не заявил. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУВД «Ачинское».
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Сорокиной Ю.Ф. состава административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, произведениям науки, литературы и искусства, как результатам интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) предоставляется правовая охрана. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами.
В ходе судебного заседания установлено, что Сорокина Ю.Ф. работает по трудовому договору продавцом-кассиром у индивидуального предпринимателя Цукановой Т.Г. (л.д.10-11). Цуканова Т.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.9). ИП Цукановой Т.Г. принадлежит отдел «Мир Магикс», расположенный по адресу: г. Ачинск, ул.Гагарина, стр. 14. Данная торговая точка принадлежит ИП Цукановой Т.Г. (л.д.21-22). В ходе проверки отдела выявлено, что на реализации находились DVD диски с признаками контрафактного изготовления. Согласно заключению эксперта № 1722 от 15.11.2010 года следует, что у представленных на исследование 3 дисков имеются признаки контрафактного изготовления (л.д.34-35). Согласно счет-фактур и товарных накладных, реализуемые в отделе Ди-Ви-Ди диски принадлежат ИП Цукановой Т.Г.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что Сорокина Ю.Ф. принимала участие в обороте Ди-Ви-Ди дисков (их продаже), как наемный работник. Собственником данного товара, также как и собственником торговой точки, в которой осуществлялась продажа дисков, является индивидуальный предприниматель Цуканова Т.Г.
Необходимым признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, является незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода. При продаже данных дисков, цель извлечения дохода преследует не продавец, а его работодатель – индивидуальный предприниматель, так как целью предпринимательской деятельности является именно извлечение дохода от этой деятельности. Деятельность же наемного работника (в том числе продавца-кассира), не направлена на извлечение дохода.
Таким образом, продавец-кассир Сорокина Ю.Ф. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, и в её действиях нет состава правонарушения.
Кроме того, судом установлено следующее.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Внеплановые проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, проводятся в соответствии с Федеральным законом РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (далее по тексту – закон). В соответствии с частью 2 статьи 10 указанного закона, основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Проверка деятельности торгового отдела «Мир Магикс» была произведена на основании анонимного обращения неустановленного лица, согласно информации которого, в отделе на втором этаже по реализации DYD в ТД «Империя», осуществляется продажа Ди-Ви-Ди дисков с признаками контрафактного производства.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются авторские, смежные, изобретательские и патентные права, а не права потребителей. Деятельность, направленная на реализацию Ди-Ви-Ди дисков с признаками контрафактного изготовления, не создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 3 статьи 10 вышеприведенного закона, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Из системного анализа вышеприведенных норм следует, что у сотрудников милиции не было оснований для проведения внеплановой проверки деятельности торгового отдела.
Кроме того, в соответствии со статьей 14 вышеприведенного закона, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении Сорокиной Ю.Ф. не содержат никаких сведений о том, что руководитель органа государственного контроля (надзора) издавал какие-либо приказы или распоряжения о проведении проверки, определял круг лиц, правомочных проводить проверку, определял цели, задачи, предмет проверки, сроки её проведения, правовые основания проведения проверки, перечень мероприятий и т.д.
Согласно статьи 16 указанного закона, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Материалы дела не содержат сведений о том, что акт проверки составлялся, и его копия была вручена либо направлена индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Согласно статье 3 такого закона, одним из основных принципов защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 21 закона, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Сорокина Ю.Ф. и Цуканова были уведомлены проверяющими о проводимой проверке, знакомились с актом проверки и т.д.
Таким образом, судом установлено, что проверка деятельности торгового отдела была проведена с грубыми нарушениями.
Согласно части 3 статьи 1 закона, положения рассматриваемого Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования. Однако началом административного расследования является вынесение правомочным лицом определения о проведении административного расследования. Проверка деятельности индивидуального предпринимателя, осмотр помещений, изъятие вещей, были проведены до вынесения определения об административном расследовании, следовательно, при их проведении необходимо было руководствоваться Федеральным законом РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Согласно статьи 20 закона, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В качестве доказательств вины Сорокиной Ю.Ф. в совершении правонарушения положены документы и материалы, полученные с нарушением указанного закона, в связи с чем, они не могут быть признаны судьёй допустимыми. При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия иных доказательств, полученных с соблюдением закона, судьёй не может быть сделан вывод о наличии в действиях Сорокиной Ю.Ф. состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что экспертом установлено, что 3 экземпляра произведений, указанных в приложении к заключению эксперта № 1722 под порядковыми номерами 1,2,3 имеют признаки контрафактного изготовления, то есть, являются предметом административного правонарушения, судья приходит к выводу, что в соответствии с требованиями ч.3 ст.3.7 КоАП РФ следует решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения к административной ответственности. Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указанные контрафактные диски подлежат уничтожению.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.7.12 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.12. КоАП РФ, в отношении Сорокиной Ю.Ф. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Изъять из незаконного владения контрафактные DVD-диски в количестве 3 штук, указанные в приложении к заключению эксперта № 1722 от 15.11.2010 года под номерами 1,2,3 находящиеся на хранении в МУВД «Ачинское», и уничтожить их.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд.
Судья А.Ю.Хлюпин