П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
с. Аскарово 26 января 2010 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Итикеева А.З.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Абзелиловского района РБ Тулибаева Д.Н.,
подсудимого ФИО2,
защитников Ильгамова Т.Р., представившего удостоверение №1455, ордер №1712,
Гибадатова Р.А., представившего удостоверение №150, ордер №030384,
при секретаре Ильясовой Г.Ю.,
а также потерпевшей Ялаловой Г.А.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении ФИО2, родившегося Дата обезличена года в ... района РБ, зарегистрированного и проживающего там же по ..., ..., работавшего ... «ФИО10», образование 10 классов, разведенного, имеющего на иждивении 2 несовершеннолетних детей, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Дата обезличена года, около 11 часов 30 минут, в ... района РБ, по ..., ..., Кутуев, совместно с Аслаевым у него дома употреблял спиртные напитки. Затем, около 12 часов, Кутуев прошел в зал и с находившейся там Ялаловой, выражая свое недовольствие тем, что она находится у Аслаева, устроил скандал. В ходе ссоры и возникших на этой почве личных неприязненных отношений, Кутуев, умышленно, с целью причинения тяжких телесных повреждений, нанес ей множественные удары руками и ногами по различным частям тела и головы, причинив Ялаловой повреждения в виде кровоподтеков и кровоизлияний в мягких тканях лобной, теменной и затылочной областях, кровоизлияния под твердую мозговую оболочку в области правого полушария, кровоизлияния в веществе мозга, ушибленной раны лба, кровоподтеки в мягких тканях головы, лицевого черепа, туловища и конечностях, которые в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Смерть Ялаловой наступила от отека головного мозга, развившегося в результате тяжелой черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием под оболочки мозга, на месте происшествия, спустя незначительный промежуток времени.
В судебном заседании подсудимый Кутуев виновным себя в умышленном убийстве Ялаловой не признал. Признал вину лишь в причинении ей умышленных телесных повреждений. Суду показал, что Дата обезличена года, до обеда, он с бутылкой самогона зашел к Аслаеву и с ним начал его распивать. Затем, выйдя в зал, с Ялаловой начал ссориться. Он был недоволен тем, что Ялалова в пьяном виде находится в чужом доме. Ялалова ответила «знай свою гулящую жену» и стала в его адрес выражаться нецензурными словами. Он разозлился, ничего не соображая, нанес ей по телу несколько ударов руками, ногами. Ялалова упала на пол. Избиение прекратил, когда вмешался Аслаев. Ялалову кочергой не бил. Во время оформления явки с повинной об этом также не говорил. Протокол явки с повинной не читал, так как без очков он плохо видит.
Потерпевшая Ялалова суду показала, что Дата обезличена года, она находилась в ... у своей бабушки. Дата обезличена года с ней они приехали в ... к матери, где от сотрудников милиции узнали, что ее мать нашли убитой в доме у Аслаева. В ее смерти они подозревали Кутуева. В связи с причинением смерти матери она просит взыскать с Кутуева моральный вред в сумме 500000 рублей, материальный ущерб в сумме 25500 рублей и в связи с потерей кормильца по 2000 рублей ежемесячно до окончания учебного заведения ей и ее брату ФИО15 до достижения им совершеннолетия.
Свидетель обвинения Аслаев суду показал, что Дата обезличена года, до обеда, у него дома он, Ялалова, братья Зайнитдиновы Аслям и Зайнитдин употребляли спиртные напитки. Когда Зайнитдиновы ушли, пришел Кутуев с бутылкой самогона. Во время распития Кутуев прошел в зал. Он, услышав, что Кутуев с Ялаловой ругаются, зашел к ним. Увидел, как Кутуев наносит Ялаловой руками и ногами удары по телу, а когда она упала на пол, начал наносить удары ногами. Чтобы прекратить избиение, он вмешался. В ответ Кутуев пригрозил избиением и один раз ударил его по голове. После этого он вышел во двор, покурил. Когда зашел обратно, увидел, что Ялалова лежит на полу, все ее лицо было в крови. Перед печкой лежала кочерга, которая обычно висит у него за печкой. Ялалова стонала. Кутуев ушел. Затем он привел к нему в дом Галлямова, показал ему избитую Ялалову. Через некоторое время Кутуев привел к нему в дом Зайнитдинова, а позже Кутуев пришел с дочерью Олесей. Дочь Кутуева сказала им, что Ялалова не дышит. Он подошел к ней, пощупал пульс, Ялалова была уже мертва. Ялалову в его доме кроме Кутуева никто не избивал. Он не видел как Кутуев кочергой избивал Ялалову.
Свидетель обвинения Зайнитдинов Аслям суду показал, что Дата обезличена года, днем, он вместе со своим братом Зайнитдином пришли к Аслаеву. У них с собой было две бутылки водки. Втроем они начали употреблять спиртное. Когда употребляли вторую бутылку водки, пришла Ялалова, также с ними пила. В это время к Аслаеву заходил Кутуев, постояв немного ушел. Через некоторое время они с братом ушли домой. Когда он находился дома, к нему пришел Кутуев, был выпивший, сказал, что в доме Аслаева избил Ялалову, попросил вместе с ним сходить и посмотреть на нее. Ялалова лежала на полу, лицо у нее было в крови, также кровь была на полу. Она тяжело дышала. Он ушел домой. После к нему обратно пришел Кутуев, сказал, что Ялалова умерла.
Свидетель обвинения Галлямов суду показал, что Дата обезличена года, в обеденное время, он вышел на улицу. Дом Аслаева находится напротив его дома. Оттуда вышел Кутуев, был пьяный, попросил его зайти в дом. Зайдя, в зале на полу он увидел женщину, она была в крови. Так как он боится крови, сразу же ушел оттуда.
Свидетель обвинения Муллахметов суду показал, что Дата обезличена года, он пришел к Аслаеву, чтобы забрать его в лес на делянку. Аслаева самого дома не было, у него находились Ялалова, а также братья Зайнитдиновы. При выходе из дома он встретился с Аслаевым. Он был выпивший, сказал, что работать не может.
Свидетель обвинения Исанбулатова суду показала, что она живет в .... Аслаев приходиться ей соседом. Дата обезличена года, вечером, к ним зашел Мухамадеев, попросил позвонить по телефону в ОВД по Абзелиловскому району, чтобы сообщить о том, что в доме Аслаева лежит мертвая женщина. Мухамадеев ей, а также дежурному милиции сказал, что эта женщина умерла от побоев Кутуева.
Свидетель обвинения Мелентьева суду показала, что она прожила с Кутуевым 13 лет, имеет двоих детей, дочь ФИО17 и сына ФИО18 Дата обезличена года ее в ... не было. Когда она возвратилась домой, от дочери Олеси узнала, что Кутуева подозревают в убийстве Ялаловой и что его забрали сотрудники милиции. Далее ей Олеся сказала, что в доме у Аслаева видела избитую женщину, которая лежала на полу, была в крови. Кутуев, когда находился в состоянии алкогольного опьянения, то становился агрессивным, избивал ее.
Свидетель обвинения ФИО16 суду показала, что ей 11 лет, Кутуев является ее отцом. Дата обезличена года она с отцом пришла к Аслаеву. У него в зале видела лежащую на полу женщину, лицо у нее было в крови. Женщина была живая, тяжело дышала, стонала.
Свидетель Сафиуллин суду показал, что он работает оперуполномоченным по уголовному розыску в ОВД по Абзелиловскому району. Дата обезличена года он получил от оперативного дежурного сообщение, что в ... в доме у Аслаева обнаружен труп женщины, выехал туда. В ходе оперативно - розыскных мероприятий выяснил, что к смерти Ялаловой причастен Кутуев. Он доставил его в отдел милиции, где Кутуев оформил протокол явки с повинной. Ему рассказал, что со злости избил Ялалову. О том, что наносил ей удары кочергой, не говорил. Каким образом в протоколе явки с повинной указано об этом, не может объяснить. При осмотре дома видел, что Ялалова лежит на полу, лицо и пол были в крови. Аслаев ему сказал, что Ялалову избил Кутуев и она умерла от побоев.
Свидетель Галин суду показал, что работает старшим следователем Белорецкого межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ. Он допрашивал Кутуева в качестве подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката Янузакова в связи с причинением смерти Ялаловой. Кутуев показания давал добровольно, никаких давлений на него никто не оказывал. После окончания он предоставил Кутуеву протокол допроса. Кутуев их прочитал, а затем подписал.
Свидетель защиты Сулейманов суду показал, что работает директором ООО «Стандарт». Кутуев вначале у них работал по найму, а затем по договору. Его он характеризует с положительной стороны. У Кутуева имеется двое детей, он о них заботился, а его жена - Мелентьева злоупотребляла спиртными напитками, сутками пропадала из дома, в это время за детьми присматривал Кутуев.
Свидетель защиты Багаув, суду показал, что Дата обезличена года, в ..., когда он шел из магазина встретил Ялалову, она сказала, что хочет встретиться с Кутуевым и рассказать ему, что его жена Мелентьева встречается с мужчинами, накануне уехала с ними пьянствовать. На другой день он узнал, что в доме у Аслаева Ялалова от побоев умерла.
Судебно-медицинский эксперт Абзелиловского района РБ Кусарбаев, допрошенный в качестве специалиста, суду показал, что на основании постановления старшего следователя Белорецкого межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ Галина он провел экспертизу трупа Ялаловой. На поставленные следователем вопросы ответил, что повреждения на теле Ялаловой причинены при ударе тупым предметом, что могло быть при ударе руками, ногами. Находящейся при уголовном дел,е в качестве вещественного доказательства, кочергой имеющиеся на теле Ялаловой телесные повреждения не могли быть причинены.
В соответствии с заключением эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.117-121), при судебно-медицинской экспертизе трупа Ялаловой обнаружены телесные повреждения в виде: А. Кровоподтеков и кровоизлияний в мягких тканях лобной теменной и затылочной областях, кровоизлияний под твердую мозговую оболочку в области правого полушария, кровоизлияния в веществе мозга. Б Ушибленной раны лба, кровоподтеков в мягких тканях головы, лицевого черепа, на туловище и конечностях. Все повреждения прижизненные, о чем свидетельствует кровоизлияние в окружающих тканях. Повреждения, указанные в п.А, возможно причинены при ударе тупым предметом, что могло быть при ударе руками, ногами относятся к тяжким как опасный для жизни и стоят в прямой причинной связи со смертью. Повреждения, указанные в п.Б, возможно причинены при ударе тупым предметом, что могло быть при ударе руками, ногами причинили легкий вред здоровью и в прямой причинной связи со смертью не стоят. Смерть Ялаловой наступила от отека головного мозга, развившегося в результате тяжелой черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием под оболочки мозга. Каких либо повреждений, характерных для борьбы и самообороны не обнаружено. В момент причинения телесных повреждений потерпевшая могла находится в положении стоя, лежа, сидя. После получения описанных телесных повреждений потерпевшая могла совершать самостоятельные действия, передвигаться, кричать и могла жить некоторое время, исчисляемые часами. Самой себе причинить описанные телесные повреждения не представляется возможным. По данным судебно-медицинской экспертизы потерпевшей возможно причинены более 15 ударов. Описанные телесные повреждения получить при падении с высоты собственного роста и ударе о твердую поверхность не представляется возможным.
В судебном заседании подсудимый Кутуев в умышленном причинении смерти Ялаловой не признал себя виновным. Признал вину лишь в причинении ей умышленных телесных повреждений, в связи с тем, что она оскорбила его, он не понимал что делает. Далее Кутуев суду показал, что кочергой Ялалову не бил, при оформлении протокола явки с повинной работнику милиции Сафиуллину об этом не сообщал.
Суд, проверяя доводы Кутуева, что он Ялалову кочергой не бил, допросил в судебном заседании в качестве специалиста судебно-медицинского эксперта Абзелиловского района РБ Кусарбаева, который сообщил, что имеющиеся на теле Ялаловой телесные повреждения причинены ей не кочергой, а руками и ногами.
Также в судебном заседании оперуполномоченный уголовного розыска при ОВД по Абзелиловскому району РБ Сафиуллин суду показал, что протокол явки с повинной оформлял он, при этом Кутуев ему про кочергу не говорил. Каким образом он указал в протоколе явки с повинной кочергу, не может объяснить. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Аслаев показал, что видел лишь лежащую возле печи кочергу, которая до этого у него висела за печкой и что не видел как Кутуев ударил Ялалову кочергой.
Суд не может согласиться с доводами Кутуева, что он со злости, обиды, не понимая того, что делает, избил Ялалову, в результате чего она умерла и что телесные повреждения ей, от которых она скончалась, могли причинить другие лица. В действиях Кутуева отсутствует убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего душевного волнения (аффекта), вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшего. Высказанные Ялаловой Кутуеву слова что его жена гуляет с другими мужчинами, а также ее нецензурная брань не могут являться тяжким оскорблением. Опровержением доводов Кутуева, что Ялалову могли избить другие лица является показание свидетеля Аслаева, сообщившего, что он видел как Кутуев избивал Ялалову, на его попытки прекратить избиение Кутуев также его ударил и что у него в доме кроме Кутуева, Ялаловой никто телесные повреждения не причинял.
Исходя из вышеизложенного суд считает необходимым исключить из обвинения Кутуева нанесение кочергой удара по голове Ялаловой. Телесные повреждения Ялаловой причинены в результате нанесения Кутуевым множественных ударов руками и ногами по различным частям тела и голове.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.01.1999 года № 1 «О судебной практике по делам об убийстве» (в редакции от 03.12.2009 года № 27) необходимо отграничивать убийство от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, имея в виду, что при убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.111 УК РФ, отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего выражается в неосторожности. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.
Суд считает, что в действиях Кутуева отсутствует умышленное причинение смерти Ялаловой, так как умысла на причинение ей смерти у него не было, телесные повреждения он нанес руками и ногами, в последующем три раза приходил в дом Аслаева для того, чтобы убедиться, что Ялалова жива. Вместе с тем суд считает Кутуева виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни Ялаловой, повлекшее по неосторожности ее смерть.
Вина Кутуева в совершении вышеуказанного преступления подтверждается материалами дела: протоколом явки с повинной л.д.10), согласно которого Кутуев сообщил, что нанес Ялаловой удары руками и ногами по различным частям тела, свою вину признает полностью, в содеянном чистосердечно раскаивается; протоколом осмотра места происшествия л.д.13-20), согласно которого в доме у Аслаева обнаружен труп Ялаловой, на лице имеются пятна бурого цвета, похожие на кровь, имеются кровоподтеки обеих глаз, рана на лбу, возле трупа на полу имеются пятна бурого цвета похожие на кровь; заключением эксперта Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д.137-146), согласно которого кровь из трупа Ялаловой относится ко 2-й группе, кровь Кутуева к 4-й группе. На пиджаке и паре тапок Кутуева обнаружена кровь человека 2-й группы, которая могла произойти от потерпевшей Ялаловой.
Таким образом, суд считает Кутуева виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Его действие следует квалифицировать по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного. Кутуев по месту работы и жительства характеризуется положительно. Обстоятельством смягчающим наказание Кутуева является его явка с повинной, а также наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей. Вместе с тем суд, учитывая совершенное Кутуевым преступление, считает что исправление и перевоспитание подсудимого невозможно без изоляции от общества.
Гражданский иск потерпевшей Ялаловой о взыскании с Кутуева морального вреда в сумме 500000 рублей, материального ущерба в сумме 25500 рублей, а также в связи с потерей кормильца по 2000 рублей ежемесячно до окончания учебного заведения ей и ее брату Ялалову Гайсару до достижения им совершеннолетия, суд считает подлежащим передаче для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, так как по данному иску необходимо произвести расчеты, истребовать от истицы документы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л :
Признать ФИО2 виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ, и назначить ему наказание 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Меру пресечения в отношении ФИО2 до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - заключение под стражу.
Срок наказания ФИО2 исчислять с 25 августа 2009 года.
Вещественные доказательства: бутылку - уничтожить, кочергу - возвратить ФИО5, олимпийку ФИО4 - возвратить потерпевшей ФИО3; пиджак, пару тапок - возвратить родной сестре ФИО2 - ФИО1.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председатель суда: А.З.Итикеев
Копия верна: (председатель суда А.З.Итикеев)