РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово 15 февраля 2011 года
Судья Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан Бураншин Т.А., с участием представителя прокуратуры Абзелиловского района – старшего помощника прокурора Ганиева М.Х.,
представителя администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова А.Б., представившего доверенность № 2 от 07.07.2010 г.,
представителя заинтересованного лица – начальника ОУФМС России по РБ в Абзелиловском районе Ягафаровой Г.К.
при секретаре Ильясовой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Абзелиловского района РБ в интересах неопределенного круга лиц и государства к администрации МР Абзелиловский район РБ о признании бездействия незаконным и разработать нормативно-правовой акт, направленный на противодействие нелегальной миграции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абзелиловского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и государства к администрации МР Абзелиловский район РБ (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным, и разработать нормативно-правовой акт, направленный на противодействие нелегальной миграции по тем основаниям, что прокуратурой района проведена плановая проверка исполнения требований ФЗ от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закона) в сфере миграции. В ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией не принят нормативно-правовой акт в сфере противодействия нелегальной миграции на территории МР Абзелиловский район РБ, в связи с чем не проводятся мероприятия, направленные на регулирование в районе потока иностранных граждан, в том числе рабочей силы, противодействие нелегальной миграции во взаимодействии с ОУФМС России по РБ в Абзелиловском районе. Согласно ст. ст. 4,5 Закона органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Ввиду непринятия нормативно-правового акта в сфере противодействия экстремистской деятельности компетентными органами, а именно Администрацией во взаимодействии с ОУФМС России по РБ в Абзелиловском районе, в полной мере не выполняются возложенные на них полномочия, в результате чего не проводятся мероприятия, направленные на регулирование в районе потока иностранных граждан, в том числе иностранной рабочей силы, противодействие нелегальной миграции и не принимаются в приоритетном порядке профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности в сфере миграции. Согласно ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься главой местной администрации, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Просит признать незаконным бездействие Администрации, выразившейся в непринятии нормативно-правового акта в сфере противодействия нелегальной миграции и обязать разработать и внести на рассмотрение в Совет МР Абзелиловский район РБ для утверждения проект нормативно-правового акта, предусматривающего противодействие нелегальной миграции на территории района с разработкой плана мероприятий, направленных на регулирование потока иностранных граждан, в том числе рабочей силы, противодействие нелегальной миграции с принятием мер, направленных на противодействие экстремистской деятельности в сфере миграции.
В судебном заседании старший помощник прокурора Абзелиловского района РБ Ганиев М.Х. заявление поддержал и дал пояснения, соответствующие вышеизложенному.
Представитель администрации МР Абзелиловский район РБ Миянов А.Б., заявление прокурора не признал, просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями в сфере регулирования нелегальной миграции. Данные полномочия не отражены ни в федеральных законах, ни в законах субъектов РФ. По иску прокурора Администрацией были приняты программы профилактики терроризма и экстремизма за 2010-2014 г.г., которые курируются Администрацией. В п. 1.24 и 1.26 Программы установлены порядок проведения комплексных оперативно-профилактических мероприятий с целью выявления незаконных мигрантов и проведение профилактической работы, направленной на предупреждение насильственной «национальной» преступности, совершаемые в отношении иностранных граждан. Органы местного самоуправления не наделены контрольно-надзорными функциями в области нелегальной миграции, данные вопросы – это прерогатива ОФМС и ОВД.
Представитель заинтересованного лица Ягафарова Г.К. пояснила суду, что в ОУФМС по Абзелиловскому району не имеются Программы профилактики терроризма и экстремизма за 2010-2014 г.г., принятые Администрацией. Про п. 1.24 и 1.26 Программы она ничего пояснить не может, так как не ознакамливалась с ними. Совместная работа по противодействию нелегальной миграции ведется ОУФМС совместно с ОВД. По отношениям нелегальной миграции ОУФМС совместно с органами местного самоуправления не работают.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителей прокуратуры района Ганиева М.Х., администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова А.Б., ОУФМС России по РБ в Абзелиловском районе Ягафарову Г.К. суд приходит к следующему.
Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. ст. 4-5 ФЗ от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Из смысла указанных законов следует, что органы местного самоуправления, осуществляя участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, также должны взаимодействовать с органами исполнительной власти в вопросах нелегальной миграции.
К указанному выводу суд приходит на основании нижеследующего.
В настоящее время основной проблемой для Российской Федерации является нелегальная миграция. Иностранцы, законно проникая на территорию России, незаконно осуществляют здесь трудовую деятельность, зачастую порождая тем самым благоприятную почву для возникновения и дальнейшего развития преступного сообщества. Нарушая порядок и сроки пребывания, иностранные граждане переходят в разряд незаконных.
Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
В Абзелиловском районе РБ имеется отдел УФМС, следовательно, вышеуказанные обязанности возлагаются на него.
Статьей 10 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что взаимодействие органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты, содержащихся в информационных банках (базах) данных (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.04.2005 N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ "О государственной информационной системе миграционного учета" оператором информационной системы является Федеральная миграционная служба, данный орган также является обладателем сведений. Также обладателем сведений, переданных для включения в информационную систему, является поставщик таких сведений.
Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба. Кроме указанных министерств и ведомств поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Судом установлено, что в соответствии с решениями Совета МР Абзелиловский район РБ № 196 от 16.06.2010 года и № 197 от 16.06.2010 года приняты Программы профилактики терроризма и экстремизма, обеспечение безопасности населения и территории муниципального района Абзелиловский район на 2010-2014 г.г.
В п.п. 1.24 и 1.26 Программы установлены порядок проведения комплексных оперативно-профилактических мероприятий с целью выявления незаконных мигрантов и проведение профилактической работы, направленной на предупреждение насильственной «национальной» преступности, совершаемые в отношении иностранных граждан. Исполнителями являются ОУФМС и ОВД Абзелиловского района.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Абзелиловского района об обязании Администрации разработать и внести на рассмотрение в Совет МР Абзелиловский район РБ для утверждения проект нормативно-правового акта, предусматривающего противодействие нелегальной миграции на территории района с разработкой плана мероприятий, направленных на регулирование потока иностранных граждан, в том числе рабочей силы, противодействие нелегальной миграции с принятием мер, направленных на противодействие экстремистской деятельности в сфере миграции, суд находит необоснованными, поскольку в программе предусмотрены мероприятия, направленные на выявление нелегальных мигрантов.
Бездействие Администрации, выразившееся в не предоставлении отделу ФМС по Абзелиловскому району РБ Программ профилактики терроризма и экстремизма за 2010-2014 г.г., в котором непосредственными исполнителями указаны ОВД и ОФМС, а также в ненадлежащем взаимодействии с отделом ФМС по использованию, содержащихся в информационных банках (базах) данных (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, следует признать незаконным.
На основании изложенного, суд считает исковое заявление прокурора Абзелиловского района РБ в интересах неопределенного круга лиц и государства к администрации МР Абзелиловский район РБ о признании бездействия незаконным, и разработать нормативно-правовой акт, направленный на противодействие нелегальной миграции, подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких условиях государственная пошлина в сумме 4000 рублей подлежит взысканию с администрации МР Абзелиловский район РБ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Абзелиловского района РБ в интересах неопределенного круга лиц и государства к администрации МР Абзелиловский район РБ о признании бездействия незаконным и разработать нормативно-правовой акт, направленный на противодействие нелегальной миграции – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации МР Абзелиловский район РБ, выразившееся в не предоставлении отделу ФМС по Абзелиловскому району РБ Программ профилактики терроризма и экстремизма за 2010-2014 г.г., а также в части ненадлежащего взаимодействия с отделом ФМС по использованию, содержащихся в информационных банках (базах) данных (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, незаконным
В части обязания администрации МР Абзелиловский район РБ разработать и внести на рассмотрение в Совет МР Абзелиловский район РБ для утверждения проект нормативно-правового акта, предусматривающего противодействие нелегальной миграции на территории района с разработкой плана мероприятий, направленных на регулирование потока иностранных граждан, в том числе рабочей силы, противодействие нелегальной миграции с принятием мер, направленных на противодействие экстремистской деятельности в сфере миграции, в заявлении прокурора отказать.
Взыскать с администрации МР Абзелиловский район РБ госпошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня оглашения через Абзелиловский районный суд РБ.
Судья: Т.А. БУРАНШИН