РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 г. с.Аскарово
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.
с участием истца Замураева И.В., ответчика Мансуровой Г.С., ее представителя по устному ходатайству Мансурова А.Н., специалистов Дегтярева С.В., Адельмурзина И.У.
при секретаре Сабитовой Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замураева ФИО9 к Мансуровой ФИО8 о признании нежилого помещения самовольной постройкой, сносе,
УСТАНОВИЛ:
Замураев И.В. обратился в суд с названным иском о признании торгового павильона, расположенного с западной стороны нежилого здания по <адрес>, пристроенного вплотную к выходу из <адрес> самовольной постройкой, обязании ответчика снести за свой счет торговый павильон, расположенный с западной стороны нежилого здания по <адрес>. Требование мотивировано тем, что нежилое здание по <адрес> принадлежит истцу на праве собственности, торговый павильон, возведен ответчиком без получения разрешения на строительство. При его установке были нарушены правила пожарной безопасности.
В судебном заседании истец Замураев И.В. иск поддержал, пояснил, что имеется утвержденный проект перепланировки второго этажа здания, магазин «Магнит» находится на втором этаже здания. Первый этаж здания цокольный.
Ответчик Мансурова Г.С., ее представитель по устному ходатайству Мансуров А.Н. иск не признали, пояснили, что их временное сооружение – торговый павильон не создает угрозы жизни и здоровью граждан, земельный участок под него был выделен, однако до настоящего времени договор аренды земельного участка не заключен, поскольку нет согласия главархитектуры. Торговый павильон не имеет под собой фундамента и принадлежит на праве собственности Мансуровой Г.С., которая осуществляет в нем торговлю цветами.
Допрошенный в качестве специалиста начальник ОНД Абзелиловского района УНД ГУ МЧС России по РБ Дегтярев С.В. свое заключение поддержал, пояснил, что замер противопожарного расстояния производился от стены торгового павильона Мансуровой Г.С. до несущей стены здания литера А2 по <адрес> при том, что на третьем этаже данной стены имеется окно.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Допрошенный в качестве специалиста Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Абзелиловский район РБ Адельмурзин И.У., пояснил, что расположение торгового павильона Мансуровой Г.С. не согласовано Отделом архитектуры в связи с нарушением противопожарных норм и расположением торгового павильона над теплотрассой. Разрешение на организацию входной группы на второй этаж нежилого здания <адрес>) Замураеву И.В. не выдавалось.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.09.2010 г. Замураев И.В. является собственником торгового здания лит А2 по <адрес>.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что собственником временного сооружения – цветочного торгового павильона, расположенного с западной стороны здания литера А2 по <адрес> является Мансурова Г.С., которая является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ) и занимается продажей цветом в данном торговом павильоне.
Данный вывод подтверждается договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью электропотребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цветочном павильоне в <адрес>.
Как следует из справки Отдела по делам архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № Мансуровой Г.С. либо иному лицу разрешение на строительство нежилого здания по адресу: <адрес> не выдавалось, Данное здание является временным сооружением и разрешение на его строительство не требуется.
Следовательно, иск о признании временного сооружения- торгового павильона, принадлежащего Мансуровой Г.С. самовольной постройкой удовлетворению не подлежит, поскольку последний недвижимым имуществом не является.
Данный вывод согласуется с руководящим разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах,
возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которого положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из заключения главного государственного инспектора Абзелиловского района РБ Дегтярева С.В. объекты обследования представляют собой: -здание ТЦ «Абзелил» трехэтажное (один этаж цокольный) строение выполнено из кирпича перекрытия железобетонные, перегородки кирпичные соответствует 2-й степени огнестойкости; -торговый павильон расположенный согласно справки предоставленной отделом по делам градостроительства и архитектуры администрации МР Абзелиловский район от ДД.ММ.ГГГГ является временным строением. Согласно ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18 июля 2003 года п. 24 Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 метров (кроме случаев когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен. Согласно СНиП 21-01-97* п.5.12, 5.13, 5.14* противопожарными преградами являются противопожарные стены перегородки и перекрытия. Проёмы в противопожарных преградах заполняются противопожарными дверями, воротами, люками, клапанами, окнами, занавесами. Стена здания ТЦ «Абзелил» у которой усыновлен торговый павильон не является противопожарной, так как заполнения в проёмах выполнены не противопожарными дверями окнами и т.д. Согласно ФЗ-123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» таблица-11 противопожарное расстояние между зданиями сооружениями и строениями 2-й степени огнестойкости до зданий и сооружений составляет от 6-ти до 10-ти метров в зависимости от степени огнестойкости зданий. Между обследуемыми строениями расстояние составляет 2 м. 84, следовательно, расстояние между обследуемыми зданиями не соответствует требованиям Правил пожарной безопасности в Российской Федерации п. 24. а так же не соответствует требованиям ФЗ-123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». То есть, не выполнено требование о соблюдении противопожарных расстояний между зданиями сооружениями и строениями, направленное на ограничение распространения огня и других опасных факторов пожара. Данное нарушение создает угрозу распространения пожара на рядом стоящее здание. Также учитывая, что павильон расположен в непосредственной близости к эвакуационному выходу из магазина торговой сети «Магнит» данное нарушение создает угрозу для жизни и здоровья людей, находящихся в помещениях магазина «Магнит».
Суд считает заключение главного государственного инспектора Абзелиловского района РБ по пожарному надзору Дегтярева С.В. достоверным, не противоречащим другим материалам дела, в том числе плану третьего этажа здания <адрес> (техпаспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым на западной стене здания, там где находится торговый павильон Мансуровой Г.С., на третьем этаже расположено окно, выходящее на <адрес>.
Кроме того, как усматривается из материалов гражданского дела договор аренды земельного участка под торговый павильон с Мансуровой Г.С. не заключен, акт выбора земельного участка для размещения цветочного павильона не согласован комиссией. Супругу ответчицы Мансурову А.Н. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения земельного законодательства – использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов, последний уплатил штраф за данное правонарушение, что им не отрицается.
Доказательств соответствия временного сооружения торгового павильона Мансуровой Г.С. требованиям противопожарных правил суду не представлено, судом не добыто.
Как следует из согласованного проекта перепланировки нежилого здания по <адрес> (разрешение на перепланировку от ДД.ММ.ГГГГ), технического паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений специалиста Адельмурзина И.У., разрешение на перепланировку путем организации входной группы в <адрес> не содержит, проект перепланировки предусматривает только внутренние работы, в тоже время специалист Дегтярев С.В. пояснил, что замер расстояния от цветочного павильона Мансуровой Г.С. производился до несущей стены нежилого здания, принадлежащего Замураеву И.В., а не до входной группы в <адрес>
Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено, что в целях защиты прав собственника нежилого здания литера А2 по <адрес> Замураева И.В. иск об обязании Мансуровой Г.С. снести торговый павильон подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Замураева ФИО18 к Мансуровой ФИО10 о признании нежилого помещения самовольной постройкой, обязании снести постройку удовлетворить частично.
Обязать Мансурову ФИО11 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу снести за свой счет торговый павильон, расположенный по <адрес> Башкортостан, с западной стороны здания литера А2 по <адрес>.
В случае неисполнения решения суда Замураев ФИО17 вправе снести торговый павильон, расположенный по <адрес> Башкортостан, с западной стороны здания литера А2 по <адрес> за свой счет с возложением расходов по сносу на Мансурову ФИО12.
Взыскать с Мансуровой ФИО13 в пользу Замураева ФИО15 возврат государственной пошлины в сумме 200 руб.
В удовлетворении иска Замураева ФИО16 к Мансуровой ФИО14 о признании торгового павильона, расположенного по <адрес> Башкортостан, с западной стороны здания литера А2 по <адрес> самовольной постройкой отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья В.Ф.Ахматнабиев