РЕшение суда по гражданскому делу № 2-407/2011



К ДЕЛУ № 2- 407/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово 03 июня 2011 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Якуповой Р.С.,

с участием истца Абдрахимова Р.М.

адвоката Ягудиной А.Ф.,

представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ Аскаровой А.Н., представившей доверенность № 7 от 03.05.2011 г.,

при секретаре Тулибаевой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдрахимова ФИО7 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан об отмене решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ от 21.03.2011 г. № 2131 и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет,

установил:

Абдрахимов Р.М. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ (УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ) об отмене решения УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ от 21 марта 2011 г. № 2131 и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании истец Абдрахимов Р.М. исковые требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости. Решением УПФ РФ № 2131 от 21.03.2011 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине того, что на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости он имеет педагогический стаж работы <данные изъяты>. Периоды его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в стаж педагогической деятельности.

С вышеназванным решением № 2131 от 21.03.2011 г. УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ он не согласен. Ответчик необоснованно не засчитал в стаж педагогической деятельности период его учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>. До 1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2 –П от 29.01.2004 г. в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Считает, что период его обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляющий <данные изъяты> подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. непосредственно за учебой в училище следовала педагогическая деятельность: работа с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Ответчиком необоснованно не засчитал в стаж педагогической деятельности период его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ До 1993 года действовали
Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работ
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР
17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения
досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в coставе
Вооруженных Сил СССР и органах милиции. При этом не имеет значения, работал
человек до или после армии в педагогической деятельности. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-11 от 29.01.2004 случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Полагает, что период его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющий <данные изъяты> подлежит включению в стаж назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, ему не совсем понятно решение ответчика № 2131 в части того, какой
период его работы не засчитан в стаж педагогической деятельности. Он считает,
что стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии должны быть включены следующие периоды его работы:

- учеба в <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>;

- период его работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>;

-     период его службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
г., что составляет <данные изъяты>;

-     период его работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
что составляет <данные изъяты>;

-     период его работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>;

-     период его работы <данные изъяты>с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 12 лет 08 месяцев 16 дней;

- период его работы в МОУ дополнительного образования детей Детско- юношеская
спортивная школа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>. Всего общий стаж его педагогической деятельности на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ составляет <данные изъяты>. Руководствуясь ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе включить период его учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. И обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в Абзелиловском районе, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ Аскарова А.Н. исковые требования не признала и пояснила, что исковые требования Абдрахимова P.M. необоснованными по следующим основаниям. Абдрахимов P.M. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ К заявлению им были приложены: трудовая книжка, военный билет, справки, уточняющие льготный характер работ.

Согласно трудовой книжке истец работал:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С 01.01.2002г. назначение и выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ).

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Нормы подпунктов 19, 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать необходимые документы. Во исполнение воли законодателя постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены соответствующие Списки и Правила.

Список содержит разделы «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. При этом Список состоит из двух пунктов: 1 - общеобразовательные учреждения и 2- учреждения дополнительного образования.

Как видно из представленных документов с ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляет свою деятельность в учреждении <данные изъяты>

В соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как следует из представленных истцом документов продолжительность стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке на 01.01.2001 у Абдрахимова P.M. составляет <данные изъяты>. А в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в <данные изъяты> которая является общеобразовательным учреждением.

Управлением не могут быть засчитаны периоды работы Абдрахимова P.M. после ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с тем, что в данном случае не соблюдается ни одно из двух обязательных условий: стаж до 01.01.2001г. менее 16 лет 8 месяцев; факт работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в учреждениях дополнительного образования, указанных в п. 2 Списка отсутствует.

Работа в физкультурно-оздоровительном центре «Батыр» также не дает право на досрочную трудовую пенсию, поскольку центр не является ни общеобразовательным учреждением, ни учреждением дополнительного образования. Более того, нет никакого подтверждения, что в данном центре занимаются только дети до 18 лет.

В исковом заявлении истец не просит суд обязать Управление засчитать в его специальный стаж периоды работы, имевшие место после 01.01.2001г.

Требования истца о зачете в специальный стаж периодов обучения в педагогическом училище и службы в армии также не основаны на законе по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о порядке исчислении стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 период службы в армии и обучения в педагогическом учебном заведении засчитывался в выслугу лет педагогических работников до 01.10.1993г. и только при условии, что не менее 2/3 требуемого стажа(16лет 8 мес.) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.

Кроме того, периоду обучения должна была непосредственно предшествовать и следовать педагогическая деятельность.

В данном случае стаж работы Абдрахимова P.M., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет менее 16 лет. 8 мес, а до учебы в педучилище истец не имеет педагогического стажа. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца Абдрахимова Р.М., представителя УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ Аскарову А.Н., суд приходит к следующему:

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истец Абдрахимов Р.М. просит включить в период его педагогического стажа период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Остальные периоды, указанные в решении № 2131 от 21.03.2011 года, не включенные ГУ УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ в льготный стаж истца Абдрахимова Р.М. самим истцом не оспариваются. Соответственно судом оценка решению ГУ УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ № 2131 от 21.03.2011 года в остальной части не дана, так как суд не вправе выйти за рамки заявленных истцом требований.

Решением УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ № 2131 от 21.03.2011 года Абдрахимову Р.М. отказано в назначении досрочной пенсии по старости. В стаж педагогической деятельности не включен период учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период его службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч.1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ – на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации. Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В силу ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

С 01.01.2002г. назначение и выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствие с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: … время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. То есть суд считает, что в период обучения истца Абдрахимова Р.М. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г.

Изучив трудовую книжку Абдрахимова Р.М. установлено, что периоду обучения истца в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предшествовала педагогическая деятельность.

Периоды службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Абдрахимова Р.М. подтверждаются военным билетом , выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период прохождения истцом Абдрахимовым Р.М. службы в рядах ВС СССР) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с п.п. «г» п.1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, кроме работы по специальности, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, период службы в Вооруженных Силах СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно трудовой книжке истец работал:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Нормы подпунктов 19, 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать необходимые документы. Во исполнение воли законодателя постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены соответствующие Списки и Правила.

Список содержит разделы «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Список состоит из двух пунктов: 1 - общеобразовательные учреждения и 2- учреждения дополнительного образования.

Как видно из представленных документов с 01.01.2004г. истец осуществляет свою деятельность в учреждении <данные изъяты>

В соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как следует из представленных истцом документов продолжительность стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке на 01.01.2001 у Абдрахимова P.M. составляет <данные изъяты>. А в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в <данные изъяты>, которая является общеобразовательным учреждением.

Управлением не могут быть засчитаны периоды работы Абдрахимова P.M. после 01.01.2001 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в связи с тем, что в данном случае не соблюдается ни одно из двух обязательных условий: стаж до 01.01.2001г. менее 16 лет 8 месяцев; факт работы с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в учреждениях дополнительного образования, указанных в п. 2 Списка отсутствует.

Работа в <данные изъяты> также не дает право на досрочную трудовую пенсию, поскольку центр не является ни общеобразовательным учреждением, ни учреждением дополнительного образования. Более того, нет никакого подтверждения, что в данном центре занимаются только дети до 18 лет.

В исковом заявлении истец не просит суд обязать Управление засчитать в его специальный стаж периоды работы, имевшие место после 01.01.2001г.

В соответствии с Положением о порядке исчислении стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 период службы в армии и обучения в педагогическом учебном заведении засчитывался в выслугу лет педагогических работников до 01.10.1993г. и только при условии, что не менее 2/3 требуемого стажа(16лет 8 мес.) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.

В данном случае стаж работы Абдрахимова P.M., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет менее 16 лет 8 месяцев.

Исходя из этого, суд считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Абдрахимова ФИО8 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан об обязании ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ включить период учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный педагогический стаж. Дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в УПФР с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения судом через Абзелиловский районный суд РБ.

Председательствующий судья: Р.С.ЯКУПОВА