Решение по гражданскому делу № 2-1013/2011



К делу №2-1013/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 г. с.Аскарово РБ

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.

при секретаре Юсуповой А.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухамадиева ИО1 о признании недействительным отказа в выдаче вида на жительство, обязании выдать вид на жительство,

УСТАНОВИЛ:

Гражданин <адрес> Мухамадиев Н.Х., имеющий временное разрешение на проживание в Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа в выдаче вида на жительство и обязании выдать вид на жительство, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, он имеет намерение оформить гражданство Российской Федерации, с этой целью в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение УФМС по РБ за получением вида на жительство, однако ему отказали со ссылкой на п.4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Считает отказ незаконным, поскольку в анкете вместо гражданин Республики Таджикистан он указал гражданин Российской Федерации по ошибке из-за неграмотности, никто при заполнении бланка ему не помогал и не проверил правильность заполнения. Для повторного обращения за получением вида на жительство требуется еще 1 год, а срок временного проживания истекает ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Мухамадиев Н.Х., его представитель по устному ходатайству Хайруллин С.Г. заявление поддержали, пояснили, что о настоящих причинах отказа в выдаче вида на жительство узнали только в судебном заседании при ознакомлении с заключением УФМС, которое считают незаконным. Он-Мухамадиев Н.Х. в п.8 своего заявления указал данные его свидетельства о рождении, где правильно указано, где он родился. Он-Мухамадиев Н.Х. проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он-Мухамадиев Н.Х. временно выезжал в <адрес> с целью найти работу, однако работу ему не дали, поскольку он не имеет вид на жительство..

Представитель заинтересованного лица УФМС по РБ Туркменов А.У. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявление считает не обоснованным, пояснил, что отказ в выдаче вида на жительство Мухамадиева Н.Х. соответствует требованиям закона, последний был обязан не покидать своего места жительства, однако выехал.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица руководитель Ягафарова Г.К. заявление считает не обоснованным, пояснила, что действительно Мухамадиев Н.Х. не зачеркнул ненужное в п.8 его заявления на предоставление вида на жительство, однако его заявление было принято к рассмотрению. Проверка по заявлению проводится в течение 6 месяцев, в ходе проверки было установлено, что Мухамадиев Н.Х. не живет по указанному им адресу, следовательно, он предоставил заведомо ложные сведенья о себе.

Выслушав заявителя, изучив и оценив материалы дела, суд считает заявление обоснованным, права гражданина <адрес> Мухамадиева Н.Х. подлежащими восстановлению в полном объеме.

Статьей 62 (п.3) Конституции Российской Федерации гарантировано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 2, 8, 9, 11 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ).

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ).

Порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения (п.4 ч.1 ст. 9 данного закона).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (ст.11).

В соответствии с п.п. 3,4, 5, 10, 12, 13 Положения «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 и действовавшим на момент принятия обжалуемого решения 13.10.2011 г. вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 N 42).

Заявление составляется в 2 экземплярах на бланке, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой.

Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

При приеме заявления к рассмотрению проверяется правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя на заявлении заверяется подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной миграционной службы. На подписи должностного лица и на вклеенной в заявление фотографии заявителя проставляется печать территориального органа Федеральной миграционной службы.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 9 Закона оснований для отказа в выдаче вида на жительство.

По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 N 42).

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.

Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11525 и опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 г.

В п. 27 Административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявлений;

рассмотрение заявлений;

оформление и выдача вида на жительство (отказ в выдаче вида на жительство);

выдача вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан;

аннулирование вида на жительство;

оформление вида на жительство при его утрате или изменении имени и фамилии;

продление срока действия вида на жительство.

Согласно п. 45 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство. Максимальный срок выполнения действия составляет 30 минут. Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.

Как усматривается из материалов гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ Мухамадиев Н.Х. обратился в Отеделение УФМС России по РБ в <адрес> с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Мухамадиеву Н.Х. сообщено, что решением УФМС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании п.4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Данное решение оформлено в виде заключения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем начальника УФМС России по <адрес>.

В соответствии с данным заключением гражданину <адрес> Мухамадиеву Н.Х. отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации поскольку при обращении с заявлением о выдаче разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации Мухамадиев Н.Х. в п.8 указал, что родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве ССР, однако Мухамадиев Н.Х. родился в <адрес>, тем самым сообщил о себе ложные сведенья.

В тоже время, из п.8 заявления Мухамадиева Н.Х. следует, что последний не зачеркнул ненужное, как то предусмотрено формой заявления (Приложение №2 к Административному регламенту), написав «да», а также место своего рождения – «<адрес>» и реквизиты свидетельства о рождении, следовательно, последним ложных сведений о себе не сообщено.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 45 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство.

Заявление Мухамадиева Н.Х. было принято к рассмотрению миграционной службой, следовательно, указанием последним места своего рождения являлось достаточным и соответствует действительности.

Вторым основанием для отказа Мухамадиеву Н.Х. в выдаче вида на жительство явилось сообщение им в п. 22 заявления заведомо ложных сведений о временно проживании по адресу: <адрес>.

В данной части заключение, решение УФМС также не основано на законе по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 51,55, 56, 58 Административного регламента сотрудник, принявший заявление и прилагаемые документы к рассмотрению, проводит необходимую проверку для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство.

В этих целях в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа или его заместителем, в налоговые органы, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче вида на жительство и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место жительства или учета по месту пребывания, источник средств существования, место работы.

Указанные органы в пределах своей компетенции в двухмесячный срок представляют письменную информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче вида на жительство.

Если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в выдаче вида на жительство, принимается решение о выдаче вида на жительство.

При выявлении оснований для отказа в выдаче вида на жительство принимается решение об отказе в выдаче вида на жительство.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство принимается в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином, но не ранее чем через год со дня получения разрешения на временное проживание.

Решение об отказе в выдаче вида на жительство может быть принято только по основаниям, перечисленным в пункте 48 Административного регламента.

Пункт 48 Административного регламента согласуется со ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в выдаче вида на жительство, в том числе, такое основание, как предоставление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений.

В тоже время, согласно отметки в паспорте Мухамадиева Н.Х. последний зарегистрирован по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) сообщил о себе достоверные сведенья.

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 15, 19 Федерального закона от 18.07.2006 г. №109-Фз «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае:

1) регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства;

2) прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации;

4) вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

5) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета.

Как следует из приведенных норм регистрация иностранного гражданина по месту жительства неразрывно связана с наличием у права пользования жилым помещением и разрешения на временное проживание либо вида на жительство.

Как было указано, Мухамадиев зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, с регистрационного учета по настоящее время по адресу: <адрес> не снят, разрешение на временное проживание его не аннулировано, доказательств возникновения у Мухамадиева Н.Х. права пользования иным жилым помещением суду не представлено у миграционной службы отсутствует.

Отказывая заявителю в выдаче вида на жительство УФМС РФ по РБ сослался на рапорт полицейского –Ст.УУП Отдела МВД России по <адрес> ФИО2, который при выезде по указанному адресу не обнаружил Мухамадеева Н.Х., со слов односельчан последний не проживает по данному адресу.

В тоже время, к компетенции полиции в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» не относятся полномочия в сфере фиксации и обобщения предусмотренных Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» сведений об иностранных гражданах, то есть в сфере миграционного учета, проведение которого согласно ст.11 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» относится к компетенции Федеральной миграционной службы.

При этом, нарушение Мухамадиевым Н.Х. требований ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не является основанием для отказа в выдаче вида на жительство, перечень которых закрытый.

Доказательств того, что Мухамадиев Н.Х. был привлечен к ответственности в связи с нарушение указанной нормы суду не представлено, судом не добыто.

Следовательно, заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным заключение, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное заместителем начальника УФМС России по <адрес> об отказе гражданину <адрес> Мухамадиеву ИО1 в выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

Обязать Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> немедленно по вступлении решения суда в законную силу выдать Мухамадиеву ИО1, проживающему по адресу: <адрес> вид на жительство в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья В.Ф.Ахматнабиев