Решение суда по гражданскому делу ` 2-906/2011



Дело № 2-906/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово 30 ноября 2011 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.,

с участием помощника прокурора Абзелиловского района РБ Лукманова И.А.,

при секретаре Юсуповой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Янгильский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абзелиловского района РБ обратился в суд с названным иском к администрации СП Янгильский сельсовет МР Абзелиловский район РБ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер по государственной регистрации прав на гидротехническое сооружение, указывая, что в ходе проведенной проверки установлено наличие на территории СП Янгильский сельсовет МР Абзелиловский район РБ гидротехнического сооружения – <данные изъяты>, <адрес> объемом <данные изъяты> площадью <данные изъяты> (согласно Перечню водохранилищ и прудов объемом 100 тыс. куб.м. и более, расположенных на территории Республики Башкортостан, утвержденному распоряжением Правительства РБ от 27.09.2008 г. № 1208-р). В настоящее время указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным объектом, на балансе ни у одной организации не состоит.

По причине неопределенности балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения, меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений», не принимаются. Непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, которая может повлечь человеческие жертвы и большой материальный ущерб. Считает, что в соответствии со ст. 225 ГК РФ, пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.09.2003 г. № 580 данное гидротехническое сооружение подлежит принятию на учет как бесхозяйная вещь. Однако со стороны ответчиков не принимаются действенные меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.

В судебном заседании помощник прокурора Абзелиловского района РБ Лукманов И.А. требования прокурора поддержал полностью, пояснив, что гидротехническое сооружение находится на водохранилище <адрес>, просит обязать ответчика принять меры по государственной регистрации данного гидротехнического сооружения в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу..

Представитель администрации СП Янгильский сельсовет МР Абзелиловский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, ранее представитель ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск прокурора к администрации СП Янгильский сельсовет МР <адрес> РБ признала полностью, признание иска судом не было принято.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Конкурсный управляющий привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора СПК «Дружба» Япаров Г.Х. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, обратился в суд с заявлением в котором указывает, что спорный объект принадлежит СПК «Дружба», что подтверждается актом инвентаризации. Проведена оценка спорного объекта и он готовится к реализации.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г.№68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Также к вопросам местного значения поселения в силу п. 23 ч. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за надлежащее техническое состояние гидротехнических сооружений, своевременное проведение необходимых ремонтных и профилактических работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления.

Кроме того, пунктами 9,26 части 1 статьи 3 Устава сельского поселения Янгильский сельсовет МР Абзелиловский район РБ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как следует из уведомлений Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ и от 3ДД.ММ.ГГГГ сведений о правах на объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение, водохранилище по адресу: <адрес> не имеется.

Из ответа ГУП «БТИ РБ» следует, что технического паспорта на гидротехническое сооружение, расположенное на <адрес> (водохранилище объемом 1350 тыс. куб.м., площадью 45 га) не имеется.

Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено, что названное гидротехническое сооружение является бесхозяйным, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а непринятие мер по его оформлению органом местного самоуправления является бездействием, следовательно, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

При этом, довод конкурсного управляющего СПК «Дружба» о принадлежности кооперативу данного гидротехнического сооружения не обоснован, поскольку согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, когда как, доказательств создания, регистрации права или обращения в суд с требованием о признании за СПК право собственности на данное гидротехническое сооружение суду не представлено, судом не добыто, акт инвентаризации не является правоустанавливающим документом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Янгильский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, находящегося на водохранилище на <адрес>, объемом 1350 тыс. куб. м., площадью <данные изъяты>.

Обязать администрацию сельского поселения Янгильский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, находящегося на водохранилище на <адрес>, объемом <данные изъяты>., площадью <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья: В.Ф. Ахматнабиев