Решение суда по гражданскому делу № 2-689/2012 по заявлению Габбасова С.М. о признании отказа начальника Управления МВД России по г. Магнитогорску Челябинской области в ознакомлении с личным делом незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово 09 июля 2012 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бураншина Т.А.,

с участием заявителя Габбасова С.М.,

представителя Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области Андриянова А.В. (доверенность № 1 от 04.01.2012 г.),

при секретаре Ильясовой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Габбасова ФИО7 о признании отказа от 05.06.2012 г. начальника Управления Министерства внутренних дел России по <адрес> ФИО9 в ознакомлении с личным делом незаконным, обязании предоставить личное дело для ознакомления и снятии копий документов из личного дела,

УСТАНОВИЛ:

Габбасов обратился в суд о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области ФИО10 в ознакомлении с личным делом незаконным, обязании предоставить личное дело для ознакомления и снятии копий документов из личного дела, указывая, что работал в <данные изъяты> в различных должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ После увольнения написал заявление на имя начальника о предоставлении возможности для ознакомления со своим личным делом, предоставлении копий личного дела, хранящиеся в <данные изъяты> по день увольнения. 05.06.2012 г. получил ответ, в котором ему было отказано в ознакомлении с личным делом с мотивировкой, что в соответствии с п. 5 ст. 39 ФЗ от 30.11.2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Просит признать отказ от 05.06.2012 г. начальника Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области Иванова М.В. в ознакомлении с личным делом незаконным, обязать предоставить личное дело для ознакомления и снять копий документов из личного дела.

В судебном заседании заявитель Габбасов доводы заявления поддержал, дал пояснения соответствующие вышеизложенному.

Представитель Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области Андриянов А.В. требования заявления не признал, указав, что материалы, содержащиеся в личном деле <данные изъяты>, являются конфиденциальной информацией. Для ознакомления с ними необходимо иметь допуск к государственной тайне по соответствующей форме. У Габбасова данного допуска не имеется, более того на сегодняшний день он не является сотрудником органов внутренних дел.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Габбасов в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>, о чем свидетельствует представленная заявителем копия трудовой книжки (л.д.9-10).

ДД.ММ.ГГГГ Габбасов обратился с заявлением на имя начальника Управления МВД России по г. Магнитогорск с просьбой ознакомить с личным делом (л.д. 7).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. начальника Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области ФИО11. Габбасову было отказано в ознакомлении с личным делом с мотивировкой, что в соответствии с п. 5 ст. 39 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Как следует из представленной представителем Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области Андрияновым выписки из приказа МВД РФ от 25 августа 2007 года «Об утверждении развернутых Перечней сведений, подлежащих засекречиванию Министерства внутренних дел Российской Федерации» N 750 дсп к секретным сведениям относятся личные дела сотрудников, материалы специальной проверки сотрудников, а также лиц, оформляемых на службу (работу) в органы внутренних дел.

Каких-либо доказательств, подтверждающих запрет на ознакомление сотрудников МВД с их личными делами представителем Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области не представлено, в вышеуказанной выписке из приказа МВД РФ от 25 августа 2007 года таких запретов также не содержится.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, из изложенных положений Конституции Российской Федерации следует, что в Российской Федерации признается и гарантируется право гражданина на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, ограничение такого права допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 25 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Таким образом, отнесение тех или иных сведений к государственной тайне само по себе не может исключать права лиц, чьи законные интересы непосредственно затронуты отнесенной к охраняемой законом тайне информацией, на ознакомление с ней.

В силу пунктов 3, 5 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в личные дела государственных служащих вносятся персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы. Такие данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

С учетом изложенного, сведения, содержащиеся в личных делах сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, являющихся государственными служащими (преамбула к Положению о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1), представляет собой персонифицированную информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы сотрудников.

При этом согласно статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, а также единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, представляют собой основные принципы построения и функционирования системы государственной службы.

Правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел с 1 марта 2011 года определяются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", который предоставляет право сотруднику полиции на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (пункт 8 части 1 статьи 28).

Право на ознакомление с материалами личного дела предоставлено и государственным гражданским служащим (пункт 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ"), и прокурорским работникам (пункт 2 статьи 41.2 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Таким образом, действующее федеральное законодательство о государственной службе устанавливает право государственного служащего на ознакомление с материалами его личного дела в качестве одной из организационных основ построения и функционирования службы, в связи с чем аналогичные принципы должны распространяться и на лиц, проходящих службу в органах внутренних дел.

С учетом изложенного правовых оснований для отказа Габбасову в ознакомлении с материалами его личного дела у должностных лиц Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области не имелось, следовательно, заявление Габбасова подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Габбасова ФИО8 о признании отказа от 05.06.2012 г. начальника Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области ФИО13 в ознакомлении с личным делом незаконным, обязании предоставить личное дело для ознакомления и снятии копий документов из личного дела – удовлетворить.

Признать незаконным отказ от 05.06.2012 г. начальника Управления Министерства внутренних дел России по г. Магнитогорск Челябинской области ФИО12 в ознакомлении с личным делом, обязав предоставить личное дело для ознакомления и снятии копий документов из личного дела.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 30 дней со дня оглашения через Абзелиловский районный суд РБ.

Судья Т.А. Бураншин