РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 г. с.Аскарово
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.
с участием прокурора Хабибуллиной Э.Р., истцов ФИО1 ФИО29 ФИО15, ФИО9. Кунсбаевой (Мустаевой) Ю.Р., ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО5, ФИО7, ФИО6, представителя ответчика Администрации МР Абзелиловский района РБ Миянова А.Б. (доверенность от 07.07.2010 г.), представителя Органа опеки и попечительства по Абзелиловскому району РБ Нигматовой Э.Ф. (доверенность от 11.01.2011 г.)
при секретаре Сабитовой Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, Кунсбаевой ФИО30 к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абзелиловского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к Администрации МР Абзелиловский район РБ об обязании ответчика предоставить сироте ФИО21 (после замужества ФИО1 –свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ) Ю.Х., 1990 года рождения, окончившей ГОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж» вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте Абзелиловского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. Требование мотивировано тем, что ФИО21 имеет право на внеочередное получение жилого помещения на основании закона.
Определениями Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан к участию в деле в качестве соответчиков на основании ст. 45 ГПК РФ Орган опеки и попечительства для дачи заключения по сути спора.
Определением Абзелиловского районного суда от 17 февраля 2011 г. 18 гражданских дел по искам прокурора в интересах 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к названным ответчикам, по одному и тому же основанию объединены в одно производство
В судебном заседании помощник прокурора Хабибуллина Э.Р. иски поддержала, утонила, что жилье должно быть предоставлено истцам в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств республиканского бюджета.
Истцы ФИО1 (Абдуллаева) Ю.Х., ФИО15, ФИО9. Кунсбаева (Мустаева) Ю.Р., ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО5, ФИО7, ФИО6 иск поддержали, пояснили, что своего жилья не имеют, окончили учебные заведения, она-Кунсбаева Ю.Р. обращалась к Президенту РФ о предоставления ей жилья ДД.ММ.ГГГГ, ранее -до обращения в суд с рассматриваемым иском, другие истцы не обращались в какие либо органы о предоставления им жилья.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО16, ФИО17 в судебное заседание не явились, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
Представитель ответчика Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянов А.Б. (доверенность от 07.07.2010 г.) иск не признал, пояснил, что все истцы включены в список для предоставления жилья внеочереди, данный список с заявкой на выделении средств из республиканского бюджета был направлен в Министерство образования Республики Башкортостан 15.03.2010 г., то есть в срок. Предоставление жилья детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель Органа опеки и попечительства Нигматова Э.Ф. считает иск прокурора о предоставления истцам жилья за счет средств республиканского бюджета обоснованным, пояснила, что все истцы включены в список для внеочередного представления жилья, заявка о предоставлении им жилья направлена в Министерство образования 15.03.2010 г., никто из родителей истцов не восстановлен в родительских правах, за ФИО10, ФИО4 до достижения ими 18 летнего возраста закреплялось жилое помещение, однако, согласно акта сельсовета и ответа из детского дома данные жилые помещения непригодны для проживания, в связи, с чем они были включены в список на внеочередное предоставления жилья. По представленному в Министерство образования списку на 2010 г. жилье было предоставлено Администрацией района по выделенным из республиканского бюджета средствам сестрам ФИО25, Л.Р. и ФИО26
Представители ответчиков Правительства Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Представитель третьего лица Администрации ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Аскаровский детский дом» Каримова З.Ю, (доверенность от 01.01.2011 г.) иск считает обоснованным.
Выслушав стороны, третьего лица, заслушав заключение органа опеки и попечительства, полагавшего иск прокурора подлежащим удовлетворению, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Согласно п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.
Согласно ст. 5 данного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч.2 п.1 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Закона РБ от 07.11.2005 N 222-з, поскольку закон РБ от 30.12.2010 г. о внесении изменений в данную статью не вступил в силу на день подачи исков прокурором).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 N 415) в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Башкортостан постановляет: Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:
33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;
42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;
18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Установить, что: финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 N 415)
Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что истцы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кунсбаева Ю.Р., ДД.ММ.ГГГГ относятся к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Так, из списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья администрации МР Абезлиловский район следует, что все названные истцы находились в детском доме либо под опекой и на момент обращения в суд с иском окончили учебные заведения Республики Башкортостан или Челябинской области.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 декабря 2010 г., справок БТИ от 18.02.2011 г. следует, что у истцов отсутствуют в собственности объекты недвижимости.
Как следует из выписки из похозяйственной книги администрации Альмухаметовского сельсовета МР Абзелиловский район от 09.02.2010 г. ранее закрепленное за ФИО4 жилое помещение по адресу: <адрес> не пригодно для проживания: в аварийном ветхом состоянии, нет окон, дверей, пол и потолок прогнили, газ, вода не подведены, отопления нет.
Как усматривается из материалов дела 15 марта 2010 г. Главой Администрации МР Абзелиловский район в Министерство образования Республики Башкортостан направлена заявка на финансирование из бюджета Республики Башкортостан расходов по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с приложением, в котором указаны все истцы, а также норма предоставления жилья – 33 к.м. на 1 человека или 42 кв.м. на двух братьев/сестер и расчет стоимости жилья.
Сторонами не оспаривается внеочередной порядок предоставления жилья данной категории граждан, предусмотренный ст. 57 ЖК РФ, а также то обстоятельство, что никому из истцов до настоящего времени жилье не предоставлено, следовательно, в целях защиты прав истов - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших учебные заведения и не имеющих закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения в собственности, на социальную поддержку иск прокурора в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежит удовлетворению, поскольку на день обращения истцов в суд (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) последним не исполнилось 23 года.
В соответствии с приведенным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 N 415), обязанность по предоставлению жилых помещений названным лицам возлагается на Администрацию МР Абзелиловский район РБ за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Довод представителя ответчика со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П, об отсутствии у них обязанности предоставить жилье истцам не обоснован, поскольку названным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. на органы местного самоуправления были возложены соответствующие государственные полномочия.
В тоже время иск прокурора в интересах ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кунсбаевой Ю.Р., ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит, поскольку на момент их обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ) и на момент обращения Кунсбаевой к Президенту Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) о предоставления жилья последним исполнилось 23 года.
Доказательств обращения данных истцов в компетентные органы либо в суд с заявлениями о предоставления жилья ранее, то есть до достижения ими 23 лет суду не представлено, судом не добыто.
Так, признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Названные положения закона и норм международного права нашли свое отражение в законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который не предполагает лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей старше 23 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Республики Башкортостан предоставить:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
каждому жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте Абзелиловского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.
В иске прокурора Абзелиловского района в интересах ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кунсбаевой ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения об обязании предоставить жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья В.Ф.Ахматнабиев