Решение суда по граждансокму делу № 2-433/2012 по иску Давлеткиреевой М.Д. к Администрации МР Абзелиловский район РБ о признании неправомерным отказа в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий права



К делу №2-433/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2012 года с.Аскарово РБ

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.

с участием представителя истца Мухамедьянова К.М. (доверенность от 28.03.2012 г.), представителя ответчика Миянова <данные изъяты>. (доверенность от 07.07.2012 г.)

при секретаре Усмановой А.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлеткиреевой ФИО16 к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании неправомерным отказа в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Давлеткиреева М.Д. обратилась в суд с названным иском о признании неправомерным отказа в улучшении жилищных условий и признании права на улучшение жилищных условий. Требование мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В связи с этим она обратилась к главе Администрации МР Абзелиловский район РБ с заявлением об улучшении жилищных условий. В ответе Администрации МР Абзелиловский район РБ указано, что межведомственная комиссия признала ее жилищные условия удовлетворительными, износ ее жилого дома составляет 25%. С таким решением она не согласна, физический износ ее жилого дома составляет 65%. Она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего в ДД.ММ.ГГГГ году и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» она имеет право на улучшение жилищных условий.

В дальнейшем представитель истца уточнил иск, прося признать акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ недействительным поскольку диплом о высшем образовании председателя комиссии ФИО6, как было установлено приговором суда, никогда ему не выдавался, ФИО7, указанный в акте в комиссии не участвовал, за него расписался Абдуллин, отсутствовали основания для отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся. Также просит взыскать в ее пользу оплату помощи представителя <данные изъяты> руб., стоимость услуг ООО «Регион» <данные изъяты> руб., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Республики Башкортостан в сумме <данные изъяты> руб.

В судебное заседание истец Давлеткиреева М.Д., 1921 года рождения не явилась, была извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Учитывая участие в деле ее представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Мухамедьянов К.М. иск поддержал.

Представитель ответчика Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянов А.Б. иск не признал, пояснил, что ему не известно существует ли межведомственная комиссия, акт которой оспаривается истцом в настоящее время, по какой причине не исполнены определения суда о поручении межведомственной комиссии провести повторное обследование жилищных условий истца ему не известно.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Таштимеровского сельсовета МР Абзелиловский район РБ, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статьи 21 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)

В соответствии с подпунктом 3, пункта 1 статьи 51 ЖК РФ 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 33 «Положения О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства от 28 января 2006 г. основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, его эксплуатационные и технические характеристики не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, техническое состояние несущих строительных конструкций жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное, капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудно осуществим.

Как усматривается из материалов гражданского дела Давлеткиреева М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Абзелиловскому району от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации муниципального района Абзелиловский район от 03 февраля 2010 г. №15 в составе: заместителя главы администрации МР Абзелиловский район ФИО6, членов комиссии: начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Абзелиловского района ФИО10, заместителя начальника Белорецкого отдела Роспотребнадзора ФИО11, начальника Абзелиловского территориального участка ГУП БТИ ФИО12, начальника ОГПН Абзелиловского района ФИО7 по заявлению вдовы участника ВОВ Давлеткиреевой М.Д. произвела обследование жилого дома, 1987 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, о чем составлен акт .

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ названная межведомственная комиссия признала индивидуальный жилой дом, по указанному адресу пригодным для проживания.

В связи с чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ Давлеткиреевой М.Д. отказано в признании ее нуждающейся.

Тождественный ответ со ссылкой на заключение о признании дома пригодным для проживания был дан ответчиком также ДД.ММ.ГГГГ

В тоже время, приговором Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. председатель межведомственной комиссии ФИО6 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ, а именно: за то, что <данные изъяты>.

Следовательно, на момент принятия заключения межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ председатель комиссии ФИО6 не имел высшего образования.

Кроме того, судом установлено, сторонами не оспаривается, что начальник ОГПН Абзелиловского района ФИО7 фактически в комиссии не участвовал, его подпись, в акте и заключении комиссии отсутствует, что также подтверждается косой чертой, выполненной напротив фамилии ФИО7

Названные обстоятельства влекут признание акта обследования индивидуального жилого дома межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и заключение о признании жилого <адрес>, д.<адрес> пригодным для проживания недействительными.

В целях подтверждения непригодности дома по указанному адресу для проживания истцом суду представлен отчет ООО «Регион» об определении физического износа жилого дома с пристроем в размере 65%.

В тоже время частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой, в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В связи с изложенным судом неоднократно определениями от 22 мая 2012 г., от 13 июня 2012 г. межведомственной комиссии администрации Абзелиловского района поручалось провести обследования жилого помещения истца, однако истребуемые доказательства суду не представлены.

Согласно пункта 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из собранных по делу доказательств усматривается, что заключение по результатам обследования дома, в котором проживает истица, а также акт от ДД.ММ.ГГГГ подписаны неуполномоченными лицами. Данных о том, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере соответствует требованиям законодательства, а именно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, ответчиками суду не представлено. Факты, изложенные в акте от ДД.ММ.ГГГГ и заключении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Кроме того, в данных документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, хотя в них указано, что Давлеткиреева М.Д. участвовала при осмотре жилого помещения.

При этом суд полагает необходимым отметить, что наличие исключительной компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания, само по себе не может свидетельствовать о невозможности для суда установить факт необоснованного уклонения данной комиссии от выполнения возложенных на нее задач.

Из указанного следует, что межведомственная комиссия администрации надлежащим образом обследование дома не провела, заключение о пригодности для проживания жилого помещения, принадлежащего Давлеткиреевой М.Д., является недействительным, а отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает жилищные права истицы.

При данных обстоятельствах, разрешая спор, суд принимает во внимание отчет ООО «Регион», которым выявлен износ жилого дома истца в размере 65% и протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым питьевая вода из скважины по адресу: <адрес> по микробиологическим показателям не соответствует СанПиН.

Суд считает приведенные письменные доказательства достоверными, достаточно мотивированными и не противоречащими другим материалам дела.

Приведенные доказательства, в их совокупности являются достаточными для признания спорного жилого помещения непригодным для проживания, а права истца восстановлению.

Данный вывод подтверждается постановлением администрации Таштимеровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рассмотрев жилищно-бытовые условия Давлеткиреевой М.Д. орган местного самоуправления поставил истца на учет как вдову участника ВОВ, нуждающуюся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в неоднократных отказах Администрации МР Абзелиловский район в постановке Давлеткиреевой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не указаны основания такого отказа, предусмотренные пунктом 1 статьи 54 ЖК РФ, когда как в соответствии с пунктом 2 данной статьи решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Следовательно, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать акт обследования индивидуального жилого дома межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о признании жилого <адрес>, д.<адрес> пригодным для проживания недействительными.

Признать неправомерным отказ Администрации Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в постановке Давлеткиреевой ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать за Давлеткиреевой ФИО18 право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Администрации Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в пользу Давлеткиреевой ФИО19 расходы на оплату помощи представителя <данные изъяты> руб., стоимость услуг ООО «Регион» <данные изъяты> руб., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Республики Башкортостан в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан.

Судья В.Ф.Ахматнабиев