О запрете размещения отходов МО СП `Майорский национальный наслег `



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Белая Гора 3 октября 2011 года

Абыйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Шевелева Н.Р.,

при секретаре Хростовской А.Г.,

с участием заместителя прокурора Абыйского района Цыренжапова Ц.Д. по поручению Якутского природоохранного прокурора, представителя ответчика по доверенности Постниковой Т.К., представителя МО СП «Майорский национальный наслег» по доверенности Садовниковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Якутского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального района «Абыйский улус (район)» о запрете размещения отходов и оформлении разрешительных документов на объект размещения отходов МО СП «Майорский национальный наслег»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Якутского природоохранного прокурора Умеренко В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МР «Абыйский улус (район)» о запрете размещения отходов и оформлении разрешительных документов на объект размещения отходов наслега, указав, что на территории МО СП «Майорский национальный наслег» Абыйского улуса (района) эксплуатируется объект размещения твердых бытовых отходов площадью 16 800 кв.м., который не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов. На объекте размещения отходов отсутствует система защиты окружающей среды, санитарно-защитная зона не определена, не осуществляется производственный контроль, мониторинг окружающей среды.

Просит запретить размещение отходов на объекте размещения отходов, расположенного на территории МО СП «Майорский национальный наслег» Абыйского района, до внесения данного объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов и оформить разрешительные документы на объект размещения отходов МО СП «Майорский национальный наслег».

Заместитель прокурора Абыйского района Цыренжапов Ц.Д. (по поручению Якутского природоохранного прокурора РС (Я)) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что на объекте размещения отходов отсутствует система защиты окружающей среды, санитарная защитная зона не определена, не осуществляется производственный контроль, мониторинг окружающей среды. Объект не зарегистрирован в Государственном реестре объектов размещения отходов, в связи с чем подлежит запрете размещения отходов. Нарушаются права жителей наслега на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию МР «Абыйский улус (район)» оформить разрешительные документы на объект размещения отходов.

Представитель ответчика Администрации МР «Абыйский улус (район)» по доверенности Постникова Т.К. с исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме. В то же время пояснила, что полный запрет размещения отходов может привести к экологической катастрофе.

Представитель МО СП «Майорский национальный наслег» по доверенности Садовникова М.С. с исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме. Пояснила, что на выделенные средства в размере ** ***  рублей заказали технический паспорт в Абыйском филиале ГУП РЦТИ.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К., *******, пояснил, что проверку проводил  ***** 2011 года совместно с главой Майорского национального наслега А.. Объект находится на расстоянии 1-2 км. от населенного пункта Кэбэргэнэ. В ходе проверки были выявлены нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления. Объект не включен в федеральный реестр.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля и изучив материалы дела, установил следующее:

На территории МО СП «Майорский национальный наслег» Абыйского улуса (района), согласно акта проверки № ** от **** 2011 года, проведенной ОГЭК Абыйской УИОП, расположен полигон для свалки бытовых отходов и мусора. Проверкой установлено, что на полигоне нет гидроизоляции и отвод ливневых и дренажных вод. У администрации Муниципального образования отсутствуют лицензия на право обращения с отходами 1 и 4 класса опасности, проект рекультивации свалки и обустройства полигона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Законом Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-3 № 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)» предусмотрено размещение твердых бытовых отходов на санкционированных свалках. Требования к санкционированным свалкам определены статьей 7 указанного Закона, согласно которого размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов, при этом размещение отходов производится на полигонах или на санкционированных свалках.

Под объектами размещения отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон и другое).

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п. 9 ч. 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии п.6 указанной статьи федерального закона, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 1 января 2010 года, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 года №309-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно письма и.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РС (Я) от 09.09.2011 года, данный объект размещения отходов, расположенный на территории МО СП «Майорский национальный наслег», не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п.14 ч.1 ст.5 Устава МР «Абыйский улус (район), принятого решением Улусного (районного) Совета от 28 июля 2011 года, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

***** года между МР «Абыйский улус (район) и МО СП «Майорский национальный наслег» заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий, касающейся вопроса утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное соглашение истекает уже *****  2011 года. Кроме того, в соответствии с п.9 ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находится в собственности муниципального района. Соответственно собственник имущества должен заниматься оформлением разрешительных документов.

Указанные нарушения являются недопустимыми и подлежат устранению, так как в суде установлено и доказано, что до настоящего времени со стороны администрации муниципального района «Абыйский улус (район)» не приняты соответствующие меры для внесения объекта размещения отходов на территории наслега в Государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Якутского природоохранного прокурора РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить размещение отходов на объекте размещения отходов, расположенного на территории МО СП «Майорский национальный наслег» Абыйского района, до внесения данного объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Обязать Администрацию Муниципального района «Абыйский улус (район)» до 1 марта 2012 года оформить разрешительные документы на объект размещения отходов, расположенный на территории МО СП «Майорский национальный наслег»  Абыйского района.

Решение суда может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Абыйский районный суд.

Судья:                                                                                                             Н.Р. Шевелев