Апелляционное определение по иску Черкасова А.Н. к Кустовой Е.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, с апелляционной жалобой истца Черкасова А.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 115 Абинского района от 30.06.2011г.



Судебный участок №115                  Дело № 2-7/2011г.

Мировой судья Ксенофонтова В.В.

                              А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«09» августа 2011 года       г. Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего               Осташевского М.А.,

при секретаре                 Сафоновой И.В.,

с участием истца                                                      Черкасова А.Н.,

представителя ответчика Кустовой Е.Н.                                      Володина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции гражданское дело по иску Черкасова А.Н. к Кустовой Е.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

с апелляционной жалобой ответчика истца Черкасова А.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 115 Абинского района Краснодарского края от 30 июня 2011 года,

                                                  У С Т А Н О В И Л:

Черкасова А.Н. обратился к мировому судье судебного участка № 115 Абинского района Краснодарского края с иском к Кустовой Е.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Решением мирового судьи судебного участка №115 Абинского района Краснодарского края исковые требования Черкасова А.Н. удовлетворены частично.

Истец Черкасов А.Н. не согласившись с принятым по делу решением подал апелляционную жалобу в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 115 Абинского района Краснодарского края от 30.06.2011 г. отменить, т.к. считает его не законным и необоснованным.

Истец Черкасов А.Н. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.

Представитель ответчика Кустовой Е.Н. - Володин О.А. в судебном заседании просил решение мирового судьи судебного участка № 115 Абинского района Краснодарского края от 30.06.2011 года по делу по иску Черкасова А.Н. к Кустовой Е.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком оставить без изменения, а апелляционную жалобу Черкасова А.Н. без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Черкасов А.Н. приобрел у Остапенко В.И. земельный участок , площадью 1436 кв.м, расположенный в ст<адрес> с объектами недвижимости: саманный жилой дом, пристройка, остекленная веранда, летняя кухня, гараж, навес,сооружения, что подтверждается договором купли продажи от 21.02.2005г.

Как следует из вышеуказанного договора купли-продажи, данный земельный участок и жилой дом ФИО принадлежали на основании договора купли-продажи от 28.01.1999 года и свидетельства на право собственности на землю.

Судом установлено, что ответчик Кустова Е.Н. является собственником земельного участка, площадью 1790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 01.06.2010 года на основании договора купли-продажи земельного участка с 1/2 частью домовладения от 05.05.2000 года, на основании договора купли-продажи 1/2 части домовладения и земельного участка от 22.01.1999 года.

Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок по <адрес>, принадлежащий Черкасову А.Н. граничит с земельным участком по пер. Труда, принадлежащим Кустовой Е.Н. Предыдущие собственники земельных участков и по <адрес> в ст. ФИО и ФИО согласовали между собой тот факт, что ФИО, проживавшая в домовладении по пер. Труда, 26 в ст. Холмской построит гараж с заступом на земельный участок . Таким образом, что гараж частично находился на территории земельного участка , в связи с чем, граница земельных участков в этом месте изменится, так как проходит по стене гаража, и об указанном, было известно истцу в момент приобретения им жилого <адрес> по пер. <адрес>

Кроме того, при проведении межевания земельного участка по <адрес>, также зафиксировано, что межа проходит не прямо по границе участков, а с заступом на земельный участок , в том месте где находится соседский гараж глубиною в 0,8 м. и длиной в 8,2 м. Межа проходит непосредственно по стенам гаража, что подтверждается как техническим паспортом на жилой дом по пер<адрес>, выданным 22.03.2000 года, так и планом участка и планом размещения строений на земельном, расположенным в <адрес>

Согласно примечаний 1,2 к п. 2.12. СНиП 02.07.01-89, в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило 6 м.. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1. м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1.

Учитывая вышеуказанные требования СНиП, при соблюдении технических требований по размещению строений, гараж «Г2», расположенный на территории земельного участка по <адрес>, должен был располагаться на расстоянии не менее 1 м. от границы с соседним участком домовладения , либо должно иметься согласие владельца участка на размещение здания гаража по межевой границе.

В судебном заседании установлено, что предыдущий собственник земельного участка и домовладения по пер. ФИО, 21.01.1999 года дала свое согласие о размещении гаража домовладения с выступом на земельный участок , данных факт подтверждается заявлением ФИО, заверенным главой администрации Холмского станичного округа. Также вышеизложенное не оспаривается и сторонами по делу.

Определяя межевую границу между земельными участками и по пер. <адрес>, <адрес>, мировой судья исходил из того, что территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Как следует из схемы границ земельных участков, на меже между вышеуказанными участками находится гараж, принадлежащий собственнику домовладения по пер. Труда.

В судебном заседании установлено, что при приобретении в собственность жилого дома и земельного участка Черкасову А.Н. и Кустовой Е.Н. было известно о том, что между их земельными участками находится гараж, который располагается таким образом, что одна его стена имеет заступ на земельный участок по пер. <адрес> связи с чем, границы участка именно в месте расположения гаража изменились и проходят по стене гаража.

Согласно ч. 1 ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.ст. 304, 305 ГК РФ собственник и лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, имеют право требовать устранения всяких нарушений их права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В соответствии с копией технического паспорта БТИ на домовладение по pep. Труда, строительство гаража литер «Г2» выполнено в 1991 году. Здание гаража кирпичное, кровля односкатная - шиферная по деревянным балкам. Ворота расположены с восточной (фасадной) стороны гаража. К воротам имеется проезд автотранспорта с пер. Груда через домовладение . Что свидетельствует о том, что расположение данного гаража относительно границы с соседним домовладением не препятствует эксплуатации данного строения по своему целевому назначению.

Согласно комиссионному заключению экспертов от 10.06.2011 года, домовладения и по пер. <адрес> являются соседними и граничат боковыми границами. На южной границе земельного участка , являющейся общей с земельным участком домовладения , расположен гараж литер «Г2» и навес литер «ГЗ». На северной границе, являющейся общей с земельным участком домовладения , расположен шиферный навес без литеры. Фактическая граница земельных участков домовладений и имеет криволинейную конфигурацию и проходит в направлении от <адрес> в сторону их тыльных фактических границ, а именно: по существующему забору от точки 6 до точки 5 - 15,4 м., от точки 5 до точки 4 (являющейся углом строения литер «Г2») - 0,90 м., от точки 4 до точки 3 (являющейся углом строения литер «Г2»)-8,12 м., от точки 3 до точки 2 -0,82 м., от точки 2 до точки 1 по существующему забору - 57,01 м. На территории домовладения по <адрес> расположен гаража, построенный в 1991 года, здание гаража кирпичное, кровля односкатная - шиферная по деревянным балкам. Уклон кровли здания гаража ориентирован в строну земельного участка соседнего домовладения , устройство водосточной системы не предусмотрено. В связи с чем, сток атмосферных осадков с кровли гаража осуществляется на территорию участка - под фундамент гаража. Согласно п. 3.26 СНиП III - 10-75 отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. В связи с тем, что гараж лит «Г2» располагается по границе с соседним земельным участком домовладения , отсутствует участок «ремонтной зоны» с южной стороны здания, то есть участок земли не менее 1 м., расположенный по периметру строения и позволяющий обеспечить доступ владельца к постройке для проведения ремонтно-восстановительньгх или профилактических работ, обеспечивающих поддержание конструкции строения в рабочем состоянии. Следовательно, при сохранении существующей границы между земельными участками и по <адрес>, беспрепятственно осуществлять уход за гаражом литер «Г2» домовладения по пер. Труда, без доступа на территорию соседнего участка по пер. Труда, технически не представляется возможным. Учитывая, что на размещение строение и сооружений на территориях малоэтажного жилищного строительства, возводимых в период с 01.01.1990 года, распространяются требования СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Раздел 1 -5,6 (пункты 6.1-6.41, таблица 10), 7-9; Приложение 2 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно Примечаний 1,2 к п.2.12 СНиП 2.07.01.-89 В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений(комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило 6м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19 данных норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном Приложении 1.

При вынесении решения, мировой судья, верно учел тот факт, что между предыдущими собственниками земельных участков и по <адрес> имелось согласие о размещении гаража домовладения с выступом на земельный участок , которое отражено в заявлении ФИО и данное заявление заверено главой администрации Холмского станичного округа. Кроме того, предоставление ответчиком истцу права два раза в год на обслуживание стены гаража, находящейся на земельном участке истца не умаляет право собственности ответчика и не нарушает право истца на обслуживание принадлежащего ему имущества, в течение длительного времени между сторонами сложился порядок пользования земельными участками в основе которого лежит устное добровольное соглашение сторон по поводу обслуживания стены гаража, то есть гражданско-правовой договор, подтвержденный многолетней практикой. Такой подход имеет правовое обоснование, так как соответствует ст. 8 ГК РФ, согласно которой права и обязанности возникают из договора и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья сделал правильный вывод о частичном удовлетворении исковых требований Черкасова А.Н., верно оценив и проанализировав исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности.

С учетом изложенного и конкретных обстоятельств по делу, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение вынесенным мировым судьёй при соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В решении мирового судьи отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удостоверяющими требования закона об их относимости и допустимости, оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Мировым судьёй не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, юридически значимые обстоятельства определены верно, представленным доказательствам дана правовая оценка.

В соответствии со ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 327, ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 115 Абинского района Краснодарского края от 30 июня 2011 года по делу по иску Черкасова А.Н. к Кустовой Е.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком оставить без изменения, апелляционную жалобу Кустовой Е.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий: