Дело № 2-1235/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 декабря 2010 г. г.Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Макаренко В.А.
при секретаре Сафоновой И.В.
с участием истца Ершова И.Б.
представителя ответчика Бронфман Е.В.
действующей на основании доверенности от 11.01.2010 года № 01-3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова И.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Абинском районе о перерасчете размера досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Ершов И.Б. обратился в суд с иском, в котором просит установить юридический факт наличия на 01.09.2004г. двадцати лет специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотренного пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, обязать ответчика произвести с 01.09.2004г. перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости из заработка за период с 01.07.1987г. по 30.06.1992г. с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, предусмотренного п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, обязать ответчика доплатить несвоевременно полученные суммы пенсии по старости за период с 01.09.2004г. по 31.12.2009г., а также обязать ответчика произвести с 01.01.2008 г. перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости с учетом размера, предусмотренного ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях» для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, произвести доплату пенсии за период с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г.
Свои требования мотивирует тем, что с октября 2001 г. ему назначена трудовая пенсия по инвалидности 3 группы. В августе 2004г. он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, поскольку на дату обращения имел более 25 лет страхового стажа, в том числе, более 20 лет стажа работы, с учетом периодов работы с тяжелыми условиями труда, в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. С 01.09.2004г. ему была назначена указанная пенсия по старости, которая была исчислена из его заработной плате за период с 01.01.2000г. по 31.12.2001г. Однако в специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 15.03.1972г. по 09.08.1972г. (4 месяца 25 дней) и с 03.01.1973г. по 12.04.1973г. (3 месяца 10 дней) в Строительном управлении - 6 треста «Союзводмеханизация» расположенном в г. Ухта Республики Коми, относящегося к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, так как отсутствовало документальное подтверждение того, что работа действительно протекала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Но в Пенсионном фонде также отсутствовали и сведения, опровергающие данное обстоятельство. Согласно расчетам Пенсионного фонда его специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г.), без учета периода работы в СУ-6 треста «Союзводмеханизация», на 01.09.2004г. составлял 19 лет 4 месяца 5 дней. С учетом же в специальный трудовой стаж периодов работы с 15.03.1972г. по 09.08.1972г. (4 месяца 25 дней) и с 03.01.1973г. по 12.04.1973г. (3 месяца 10 дней) он составлял 20 лет 10 дней. В сентябре 2010г. в УПФР в Абинском районе поступила уточняющая справка о его работе в период с 25.03.1972г. по 12.04.1973г. в Строительном управлении - 6 треста «Союзводмеханизация» расположенном в г. Ухта Республики Коми, относящегося к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Справка № 06-05/500 от 20.08.2010г., по причине реорганизации организации поступила только в сентябре 2010 года. На основании указанной справки и справок о его заработной плате за период работы в Славянском Отделении технологического транспорта ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» Управлением ПФР был сделан перерасчет пенсии с 01.01.2010г.,в результате значительно увеличился размер получаемой им пенсии по старости.
Согласно справке, выданной 06.04.2004г. Славянским ОТТ ОАО «РН-КНГ», которая также на момент назначения пенсии по старости имелась в пенсионном деле, заработная плате за период работы с 19.06.1987 г. по 14.05.1991г. ему начислялась с районным коэффициентом 0,7. Таким образом, учитывая фактическое наличие на дату назначения трудовой пенсии по старости 25 лет общего трудового стажа, в том числе 20 лет стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, а также наличие в пенсионном деле справки о заработной плате, начисленной с учетом районного коэффициента и сведений о размере данного коэффициента, считает, что размер его пенсии по старости должен был быть исчислен из заработка за период с 01.07.1987 г. по 30.06.1992 г. с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, а не 1,2.
В дополнительных требованиях истец просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе произвести с 01.01.2008 года перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом размера, предусмотренного статьей 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, и произвести доплату пенсии за период с 01.01.2008 года по 30.09.2010 года.
Представитель ответчика Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Абинском районе Бронфман Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что пенсия истцу назначена в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствие с которой, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненныхк районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Пенсия истцу назначалась с учетом не полного специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, т.е. при наличии 16 лет 1 месяца 13 дней работы в МКС, по достижении 56 лет, с учетом заработной платы за период работы в ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз», 2000-2001г.г.
Таким образом, на момент назначения досрочной трудовой пенсии истца, подтвержденный стаж работы на севере составлял 16 лет 1 месяц 13 дней (при требуемых 20), что не дает право на применение повышенного отношения заработков в указанных выше размерах. На 01.01.2002г. истец в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не проживал, в связи с чем применить повышенное отношение заработков по данному основанию также не представляется возможным.
Заявитель был поставлен в известность о порядке расчета пенсии с учетом заработной платы в соответствие пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» согласно которого, отношение фактического среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не выше 1,2.
Специальный стаж истца в соответствие с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составил 19лет 4 месяца 5 дней (с учетом суммирования периода работы в связи с тяжелыми условиями труда).
Таким образом, поскольку у истца на дату вступления в силу Закона № 312-ФЗ не выработан необходимый стаж работы в РКС (МКС) 20 лет, дающий право на повышенную базовую часть независимо от места жительства, то базовая часть трудовой пенсии истцу выплачивалась в размере, предусмотренном для лиц, не имеющим права на фиксированный базовый размер с учетом районного коэффициента.
В свою очередь, когда вопрос зачета периода работы требует дополнительного уточнения, органы ПФР, руководствуясь нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия назначения досрочных пенсий, в рамках своих полномочий вправе оказать содействие заявителю и истребовать необходимые документы. В связи с чем, истцу было оказано содействие в истребовании уточняющих справок.
На неоднократные запросы справка о работе за период с 15.03.1972г. по 09.08.1972г., с 03.01.1973г. по 12.04.1974г. поступила 08.09.2010г. (вход. № 5825).
В письменных возражениях истец указывает, что работы с тяжелыми условиями труда по своему правовому статусу приравнены к работам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. На дату назначения досрочной трудовой пенсии его специальный трудовой стаж составлял 20 лет 3 месяца 5 дней, в том числе 3 месяца 5 дней - работа с тяжелыми условиями труда, 20 лет - работа в МКС. Следовательно, утверждение представителя ответчика о наличии на дату назначения досрочной трудовой пенсии (01.09.2004г.) 16 лет 1 месяца и 13 дней специального стажа не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается записями о работе в трудовой книжке. С марта 1972 г. по май 1987 г. он фактически проживал и работал в местностях, приравненных районам Крайнего Севера, а с июня 1987 г. по апрель 1994г. работал вахтово-экспедиционным методом также в МКС. Однако, ответчиком при назначении досрочной трудовой пенсии не были засчитаны в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 15.03.1972 г. по 09.08.1972 г. и с 03.01.1973г. по 12.04.1973г. в СУ-6 треста «Союзпроводмеханизация» расположенного в г. Ухте Республики Коми, а также период работы с 25.05.1975г. по
21.08.1975г. в ССУ-8 треста «Сургутнефтеспецстрой», расположенного в г. Сургуте ХМАО, хотя при первоначальном назначении пенсии по инвалидности в 2002 году указанный период был засчитан как работа в МКС, об исключении в 2004 году из специального стажа данного периода работы он уведомлен не был и узнал об этом только в настоящее время. Как следует из подсчета специального стажа и подтверждается записями в трудовой книжке, его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на дату назначения досрочной трудовой пенсии составлял ровно 20 календарных лет и более 20 лет с учетом суммирования с работой с тяжелыми условиями труда. Таким образом, у ответчика не было оснований для отказа в исчислении базовой и страховой частей его пенсии по старости.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно архивной справке от 20.08.2010 г. № 06-05/500 Ершов И.Б. действительно работал в СУ-6 треста «Союзпроводмеханизация» трактористом с 15.03.1972 г., приказ о приеме на работу №10/к от 25.03.1972 г. по 12.04.1973 г., приказ об увольнении №7/к от 23.03.1973 г. Работа протекала в г.Ухта Республики Коми, местность приравненная к районам Крайнего Севера.
В соответствии с удостоверением пенсионера, Ершову И.Б. с 1.09.2004 года назначена пенсия по старости.
Пенсия истцу назначена в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствие с которой, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненныхк районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Пенсия истцу назначалась с учетом не полного специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, т.е. при наличии 16 лет 1 месяца 13 дней работы в МКС, по достижении 56 лет, с учетом заработной платы за период работы в ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз», 2000-2001г.г.
При этом, в соответствие со ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, з которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7- для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, з которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, з которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах 1,4; 1,7; 1.9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года применяется также:
для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
для лиц независимо от места жительства - мужчин, достигших возраста 55 пет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату соответственно не менее 25 и 20 лет страхового стажа.
Таким образом, на момент назначения досрочной трудовой пенсии истца, подтвержденный стаж работы на Севере составлял 16 лет 1 месяц 13 дней (при требуемых 20), что не дает право на применение повышенного отношения заработков в указанных выше размерах. На 01.01.2002г. истец в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не проживал, в связи с чем применить повышенное отношение заработков по данному основанию также не представляется возможным.
Кроме того, учет в повышенном размере указанного отношения заработков для лиц, не проживающих по состоянию на 01.01.2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Заявитель был поставлен в известность о порядке расчета пенсии с учетом заработной платы в соответствие с пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» согласно которому отношение фактического среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не выше 1,2.
В свою очередь, специальный стаж истца был откорректирован на основании определения КС от 12.07.2006г. № 261-0, в соответствии с которым период между вахтового отдыха засчитывается в календарном порядке в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в то время как ранее периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчислялись в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, нгемени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
Специальный стаж истца в соответствие с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составил 19 лет 4 месяца 5 дней (с учетом суммирования периода работы в связи с тяжелыми условиями труда).
С 1 января 2008 года предоставлено право на установление повышенной базовой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности, лицам проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин независимо от места проживания. При этом законодательно закреплено льготное исчисление стажа в зависимости от района проживания. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 312-ФЗ (абзацы первый и второй подпункта "а" пункта 1 статьи 1) дополнил статью 14 Закона № 173-ФЗ пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Таким образом, поскольку у истца на дату вступления в силу Закона № 312-ФЗ, не выработан необходимый стаж работы в РКС (МКС) 20 лет, дающий право на повышенную базовую часть независимо от места жительства, то базовая часть трудовой пенсии истцу выплачивалась в размере, предусмотренном для лиц, не имеющим права на фиксированный базовый размер с учетом районного коэффициента. В связи с чем требования истца о доплате базовой части трудовой пенсии с 01.01.2008г. по 30.09.2010г. несостоятельно. Данная правовая позиция подтверждена Определениями Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 г. № 1378-0-0, от 13.10.2009 г. № 1318-0-0 и от 21.10.2008г. № 795-0-Э.
Вместе с тем, несмотря на то, что из трудовой книжки не усматривался факт работы истца в период с 15.03.1972 г. по 09.08.1972 г. и с 03.01.1973 по 12.04.1973 г. (период с 10.08.1972 г. по 02.01.1973 г. курсы с отрывом от производства, не засчитывается ни в специальный, ни в общий трудовой стаж) в местности, приравненной к району Крайнего Севера, заявитель утверждал, что забота за указанный период протекала именно в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при этом не представив уточняющих документов.
На неоднократные запросы справка о работе за период с 15.03.1972 г. по 09.08.1972 г., с 03.01.1973 г. по 12.04.1974 г. поступила 08.09.2010 г.
В случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ), перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по 31 декабря 2010 года включительно (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В соответствии с указанными нормами Закона, истцу был произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом периода работы с 15.03.1972 г. по 09.08.1972 г., с 03.01.1973 г. по 12.04.1974 г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 01.01.2010 г. Выплата суммы пенсии с учетом перерасчета произведена в октябре месяце с учетом доплаты за период с 01.01.2010г. по 30.09.2010г.
Кроме того, истцу был произведен перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом № 312-ФЗ от 01.12.2007г., согласно которому при наступлении обстоятельств, возникших после 1. 01.2008г., перерасчет базовой части трудовой пенсии осуществляется со сроков, предусмотренных ст. 20 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г., согласно которой перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения. Поскольку обстоятельства, дающие право на указанный перерасчет (поступление необходимой справки, а также с учетом работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 01.09.2009г. по 31.12.2009г.) возникли после указанной выше даты, перерасчет базовой части пенсии истцу произведен с 01.10.2010г. на основании заявления № 196435 от 20.09.2010г.
Таким образом, решение о перерасчете как страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, так и о перерасчете базовой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом № 312-ФЗ от) 1.12.2007г. было вынесено в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Ершову И.Б. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Абинском районе о перерасчете размера досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский райсуд в течение 10 дней.
Председательствующий