К делу № 2-165/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абинск. 28 февраля 2011 года.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Холошина А.А.,
с участием:
истца Полишко Н.К.,
её представителя Полишко Н.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Абинском районе по доверенности, Бронфман Е.В.,
при секретаре Стрелецкой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полишко Н.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Абинском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Полишко Н.К., обратилась в суд с указанным заявлением по тем основаниям, что 27 мая 2009 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Ответчик не засчитал ей в стаж период её работы с 23.11.1984 г. по 20.06.1994 г. в должности воспитателя детского сада № 23 ссылаясь на то, что за указанное время работы запись о работе не заверена печатью детского сада № 23. Период с 26.01.1993 г. по 02.05.1993 г. не отражен в трудовой книжке. Период работы с 03.05.1993 г. по 20.06.1994 г. не засчитан в специальный стаж, поскольку указанное в трудовой книжке наименование структурного подразделения отсутствует в разделе "Наименование учреждений", предусмотренного Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за N781.
Однако, с подобным выводом нельзя согласиться..
Из трудовой книжки усматривается, что 23.11.1984 г. она была принята на работу в качестве воспитателя детского сада № 23 треста юридическое лицо в котором проработала до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до её увольнения по сокращению штатов, о чем в трудовой книжке сделана соответствующая запись, заверенная подписью старшего инспектора отдела кадров и печатью юридическое лицо
В период её работы в данной организации произошла ее реорганизация. Трест юридическое лицо был преобразован в акционерное общество юридическое лицо с образованием в этом обществе управления социальной сферы с передачей в его ведение детского садика № 23.
Запись о реорганизации треста усматривается из записи в трудовой книжке, где под № 12 от 25.01.1993 г. где указано, что детский сад № 23 переведен в юридическое лицо 1. Её увольнения в этой связи не было. Условия, содержание, характер и должностные обязанности её труда не изменились. Она как работала воспитателем детского сада, так и продолжала работать в составе реорганизованного предприятия до сокращения штатов, т.е. до 20.06.1994 г..
Таким образом, в стаж педагогической деятельности незаконно не было засчитано время её работы воспитателем в детском саде № 23 Управления социальной сферы АО юридическое лицо с 23 ноября 1984 года по 20 июня 1994 года.
Полишко Н.К. просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе включить в специальный педагогический стаж период работы в должности воспитателя детского сада № 23 треста юридическое лицо с 23 ноября 1984 г. по 20 июня 1994 г. и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с 27 мая 2009 г..
В судебном заседании Полишко Н.К., уточнила исковые требования, указав в заявлении об уточнении исковых требований, что просит суд обязать ответчика зачесть период её работы с 23.11.1984г. по 25.01.1993г. в должности воспитателя детского сада № 23 и назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения с иском в суд, то есть с 17.01.2011г., поскольку на дату обращения в суд у неё выработан специальный стаж более 25 лет. необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Абинском районе, по доверенности, Бронфман Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала доводы ранее представленных письменных возражений, указав, что согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовой пенсии по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002г. № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила от 29.10.2002г. № 781), вступившие в силу с 14.11.2002г.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004г., утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 09.02.2005г. указывается, что условием назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности является выполнение работы в должности в учреждениях указанных в Списке, и его несоблюдение является основанием для отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы в должностях или в учреждениях, не предусмотренных Списком, и соответственно для отказа в назначении пенсии.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Введение пенсий за выслугу лет педагогических работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.
Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет.
При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, в связи с чем, Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 Закона от 17 декабря 2001 г., для соблюдения принципа равенства в сфере пенсионного обеспечения, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, установил запрет вводить различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории лиц, чья профессиональная деятельность связана с осуществлением педагогической деятельности в должностях и учреждениях указанных в Списке, вне зависимости от их ведомственной подчиненности.
Таким образом, на сегодняшний день право на досрочное назначение пенсии имеют педагогические работники образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.
Причины отказа в зачете оспариваемого периода с 03.05.1993г. по 20.06.1994г. в педагогический стаж, обусловлены следующим.
В соответствии с трудовой книжкой, истица с 03.05.1993г. принята в порядке перевода в Управление социальной сферы АО ТКПС из д/сада № 23 -воспитателем. Как усматривается из данной записи, Полишко Н.К. принята воспитателем в учреждение не предусмотренное Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и не является учреждением для детей. Поскольку для обоснованного зачета в специальный стаж необходимо соблюдение одновременно двух условий, т.е. работа в должностях и учреждениях предусмотренных Списком, отсутствие выполнения одного из них лишает заявителя права на зачет периода работы в педагогический стаж.
Кроме того, истцу не засчитан период работы с 23.11.1984г. по 25.01.1993г. ни в общий трудовой, ни в специальный стаж, на основании следующего.
В соответствии с Инструкцией «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях» трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Записи в трудовую книжку вносятся на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, переводах и увольнении и заверяются в установленном порядке.Записи о приеме и увольнении должны содержать сведения: о датах приема, увольнении, записи о наименовании работы или должности, на которую принят работник, причина увольнения, на основании чего внесена запись - приказ (распоряжения), его дата и номер.
Запись о работе в трудовой книжке истицы за указанный период не заверены печатью организации, в которой она осуществляла свою трудовую деятельность.
В ст. 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ закреплена обязанность Пенсионного фонда и его территориальных органов осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения сумм пенсий.
На основании данной статьи Правлением Пенсионного фонда РФ было принято постановление от 30.01.2002г. № 11п «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных документов о трудовом стаже и заработке».
Таким образом, руководствуясь нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия назначения досрочной трудовой пенсии, органы ПФР в рамках своих полномочий истребуют от работодателей необходимые документы, подтверждающие право на назначение пенсий.
В связи с установленными нарушениями, Полишко Н.К., была поставлена в известность о невозможности зачета периода работы с 23.11.1984г. по 25.01.1993г. в общий трудовой и специальный стаж, и необходимости предоставления уточняющих справок.
Однако, представленные истцом выписки из приказов не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный в них период работы не соответствует периодам работы указанным в трудовой книжке.
Поскольку запись о работе истца за указанный выше период работы внесена в трудовую книжку с нарушениями существующего Порядка считает, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Абинском районе правомерно отказала Полишко Н.К. в зачете указанного периода работы в общий трудовой стаж и соответственно в специальный.
В связи с вышеизложенным, оценив представленные документы, комиссия пришла к выводу о том, что истица не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в связи с чем, приняла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы суд приходит к убеждению, что уточнённые исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются в соответствии с законом.
Законом, устанавливающим основание возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. №319-Ф3).
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении права на досрочную трудовую пенсию, по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г № 2-П применяются:
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, которым необходимо руководствоваться в отношении периодов работы до 01.11.1999г..
Согласно Выписке из протокола № 120 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.08.2009г., 27.05.2009г. Полишко Н.К. обращалась за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ). Период работы 23.11.1984г. по 25.01.1993г. в должности воспитателя я/с № 23 ей не засчитан в общий и специальный трудовой стаж по следующим основаниям. Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы № 162 от 20.06.1974г., действовавшей в период работы заявителя, при увольнении рабочего все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Поскольку запись о периоде работы заявителя с 23.11.1984г. по 25.01.1993г. не заверена печатью детского сада № 23, следовательно, нет законных оснований для зачета указанного периода в общий стаж и специальный стаж.
Период работы с 03.05.1993г. по 20.06.1994г. не засчитан в специальный стаж на основании записи произведенной в трудовой книжке по следующим основаниям.
Списком № 781, разделом «Наименование учреждений» п. 1.13 предусмотрен перечень учреждений социального обслуживания. Так же при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы тип и вид образовательных учреждений соответствовали типам и видам, приведенным в Списках. Указанный Список содержит исчерпывающий перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, что исключает возможность его расширенного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Согласно записи в трудовой книжке заявитель принята на работу в управление социальной сферы в должности воспитателя. Более точное наименование структурного подразделения не указано.
Заявителем для подтверждения факта работы представлена справка о № П-100 от 11.08.2008г., выданная Государственным архивом Алматинской области, в которой содержатся сведения о периоде работы Полишко Н.К. в детском саду № 23 в период с 23.11.1984г. по 20.06.1994г.
Данная информация противоречит информации о периоде работы и учреждениях, указанных в трудовой книжке, поскольку период работы заявителя с 26.01.1993г. по 02.05.1993г. в трудовой книжке не отражен, а так же детский сад передан в распоряжение УСС приказом № 12 от 25.01.1993г., а запись о приеме в данную организацию отражена только 03.05.1993г. на основании приказа № 36а от 03.04.1993г.
Поскольку трудовая книжка и уточняющая справка содержат противоречивые сведения о характере работы заявителя. Управлением ПФР ранее были сделаны запросы о предоставлении уточняющих справок и о проведении документальной проверки первичных документов. На указанные запросы ответ не поступил. На основании вышеизложенного, нет законных оснований для зачета периода работы с 03.05.1993г. по 20.06.1994г. в специальный стаж.
Общий трудовой стаж Полишко Н.К. составил 20 лет 10 месяцев 11 дней. Специальный стаж в соответствии с под.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ при исчислении по Списку № 781 от 29.10.2002г. составляет 15 лет 29 дней. Специальный стаж в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П составляет 15 лет 8 месяцев 14 дней.
Комиссия приняла решение: отказать Полишко Н.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно трудовой книжке Полишко Н.К., она с 23.11.1984 года принята на работу в качестве воспитателя я/с №23(Пр. № 192 от 23.11.1984 г.в № 23), с 25.01.1993 г. детский сад № 23 переведён в юридическое лицо 1 (Пр.№ 12 от 25.01.1993 г.), с 03.05.1993 г. истец принята в порядке перевода в Управление социальной сферы «ТКПС» ( Пр.36 «а» от 03.04.1993 г.), 20.06.1991 г. уволена по ст.33 п.1 КЗоТ РСФСР (сокращение штата) ( Пр.196-к от 20.06.1994 г.).
Из архивной справки «Государственного архива Алматинской области» от 11.08.2008 г. усматривается, что согласно приказу № 192 по детскому ясли-саду № 23 треста юридическое лицо от 23.11.1984 г. Полишко Н.К. принята на работу воспитателем с 23.11.1984 г., на основании приказа № 196 по детскому ясли-саду № 23 г. треста юридическое лицо от 20.06.1994 г., 20.06.1994 г. уволена по ст.33 п.1 КЗоТ РСФСР (сокращение штатов) с должности воспитателя ясли-сада № 23.
Согласно ст.66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке Полишко Н.К. она с 23.11.1984 года по 25.01.1993 года работала в качестве воспитателя я/с № 23. Указанное обстоятельство также подтверждается архивной справкой «Государственного архива Алматинской области» от 11.08.2008 г..
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании периода с 23.11.1984 года по 25.01.1993 года работы Полишко Н.К. должности воспитателя ясли-сада № 23 треста юридическое лицо», в специальный педагогический стаж предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. №319-ФЗ), подлежат удовлетворению.
Согласно справке от 28.02.11г. № 33, Полишко Н.К., с 20.11.1995г. по настоящее время работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида № 11муниципального образования Абинский район в должности старший воспитатель.
При таких обстоятельствах, с учётом наличия у Полишко Н.К. на день обращения в суд 17.01.2011г. более 25 лет специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исковые требования Полишко Н.К. о назначении ей досрочной трудовой пенсии с 17.01.2011г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Абинском районе зачесть Полишко Н.К. период её работы с 23.11.1984 года по 25.01.1993 года в должности воспитателя ясли-сада № 23 треста юридическое лицо в специальный стаж предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Выплату пенсии назначить с 17.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: