Дело № 2-642/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2011 г. г.Абинск
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Храбан С.В.
при секретаре Хомченковой О.И.
с участием прокурора Титовой Е.В.
представителя заинтересованного лица - администрации Федоровского сельского поселения - Биушкина И.В.
представителя заинтересованного лица - отделения Государственного пожарного надзора Абинского района Федоренко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Федоровского сельского поселения,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Абинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка, соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Федоровского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что в администрации Федоровского сельского поселения принято постановление «Об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах поселений». Администрацией поселения разработана и принята целевая программа по обеспечению (первичными) мерами пожарной безопасности поселений. Указанной программой утвержден перечень мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на 2011 г., на реализацию которой предусмотрены выделенные из бюджета поселений денежные средства. Однако, реализация данной программы не обеспечивает в полном объеме пожарную безопасность населенных пунктов, объектов муниципальной собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются результатами данной проверки, которой установлен ряд нарушений, допущенных администрацией поселения в области пожарной безопасности. Здание администрации Федоровского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; территория и здание не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли; в здании отсутствуют планы эвакуации, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.043-2009; отсутствуют указатели эвакуационных выходов, указатели направления движения к эвакуационным выходам; на пути эвакуации применена горючая отделка; эвакуационные выходы не соответствуют требованиям действующих норм по ширине и высоте проемов; лестничная клетка не отдела от поэтажных коридоров перегородками с дверями; люк выхода на чердак не соответствует размерам 0,6 м х 0,8 м; соединения жил электропроводов в здании администрации выполнены скруткой (необходимо пайкой, с помощью клемм, зажимов); светильники не закрыты защитными плафонами. В нарушение ст.76 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расположение пожарной части не позволяет обеспечить прибытие отряда ПЧ-1 ГУ ПБЧС и ГО Краснодарского края в нормативное время (более положенных 20 минут) в населенные пункты, расположенные на территории Федоровского сельского поселения. Также в нарушение требований указанной статьи добровольная пожарная охрана с выездом пожарной техникой на территории населенных пунктов не создана. Кроме того, не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности, не создан кабинет с наглядной агитацией для проведения обучения; территории населенных пунктов не очищаются от сухой травы, мусора, камыша; дороги, проезды, подъезды к зданиям и сооружениям находятся в неудовлетворительном состоянии, не выполнены в полном объеме твердые покрытия, рассчитанные на давление оси пожарного автомобиля не менее 12 тонн. В некоторых населенных пунктах не имеется указателей улиц, номеров домов; на территориях населенных пунктов не имеется резерва материальных средств для проведения первоочередных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; отсутствуют локальные системы оповещения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара; отсутствует наружное освещение улиц, переулков, подъездов к зданиям и сооружениям, источников наружного противопожарного водоснабжения. Данные факты указывают на ненадлежащее отношение администрации Федоровского сельского поселения к выполнению в полном объеме мер пожарной безопасности, ставят под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории поселения, просит признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований ст.3,19, 34 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ст.ст.4,14 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.43,54, 63,67,76, 151 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, по обеспечению пожарной безопасности Федоровского сельского поселения, а также прилегающих к нему лесов; обязать администрацию Федоровского сельского поселения устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Абинского района Титова Е.В. отказалась от части требований, а именно: обеспечения планами эвакуации, выполненными в соответствии с ГОСТ Р 12.2.043-2009 г.; указателями эвакуационных выходов и направления движения к эвакуационным выходам; эвакуационных выходов, соответствующих требованиям действующих норм по ширине и высоте проемов, поскольку здание администрации является памятником архитектуры, а также в части обеспечения населенных пунктов, расположенных на территории Федоровского поселения добровольными пожарными дружинами. В остальной части просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации Федоровского сельского поселения Биушкин И.В. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать. В рамках реализации долгосрочной муниципальной программы «Водоснабжение и водоотведение Федоровского сельского поселения Абинского района» на 2010-2012 годы, с целью обеспечения улучшения водоснабжения и пожарной безопасности в станице Федоровской с учетом планируемой застройки полностью заменен водопровод, что позволило обеспечить станицу Федоровскую источниками противопожарного водоснабжения на 100%. Установлено 66 гидрантов, с учетом 1 очереди -90, в том числе по 2 возле каждого социального объекта. Стоимость гидрантов согласно локального сметного расчета (п. 14) составила 1349 тыс. рублей. Также в рамках программы на 2011 год запланирована замена водопровода в х. Васильевском с установкой двух пожарных гидрантов, в х. Свердловском 2 гидранта устанавливает СПХ «Кубань». Что позволит улучшить пожарное водоснабжения этих населённых пунктов. На запрос администрации в ПЧ1 ГУ ПБЧСиГО Краснодарского края на предоставление расчетного времени прибытия пожарного расчета в населённые пункты поселения, согласно полученным данным крайнее время прибытия в самый отдалённый населённый пункт составляет 15 минут. Согласно постановления Администрации Фёдоровского сельского поселения Абинского района от 05.05.2008 № 56 на предприятия Фёдоровского сельского поселения создана добровольная пожарная охрана. Очистка поселений от сухой травы производится МУП ЖКХ «Екатериновское» для данных нужд закуплена роторная косилка плуг и две ручных бензокосы. На территории поселения 53км дорог все с твёрдым покрытием, в 2011 году по программе софинансирования будет произведён ремонт дороги по улице 40 Лет Победы и Центральная в хуторе Екатериновском и станице Фёдоровской, на всех центральных улицах Фёдоровского сельского поселения установлено уличное освещение протяжённостью 8км. Аншлаги с указанием названия улиц и номеров домов установлены на пресечении улиц. Оповещение населения производится по средствам стационарных телефонов, сотовой связи и локальной системы оповещения созданной на территории поселения в которую входят 15 громкоговорителей и 3 пульта управления в МБУК «Федоровское КДЦ», на территории ПЧ1 и головным диспетчерским пунктом в здании администрации ФГУ ЭГТСКП. Правление атамана станицы Федоровской, 1910 г. постройки, согласно Закону Краснодарского края от 17 августа 2000 года №313-К3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края» является объектом культурного наследия регионального значения. В настоящее время в данном здании расположена администрация Федоровского сельского поселения Абинского района. В соответствии с Законом Краснодарского края от 3 ноября 2006 года № 1111-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Абинский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Абинский район, в состав которого они входят» административное здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность Федоровского сельского поселения Абинского района. В здании имеется 10 огнетушителей установлены таблички с указателями эвакуационных выходов есть план эвакуации, выполненный в соответствии с ГОСТ Р 12.2.043-2009 ИП Кочун Н.А. Лицензия МЧС РФ №1/154888. Бюджет Федоровского сельского поселения составляет 8 млн.рублей, в связи с чем невозможно выполнить все предъявляемые требования пожарной безопасности.
Представитель третьего лица - отделения государственного пожарного надзора Абинского района Федоренко М.В. в судебном заседании требования поддержал.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В Федеральном законе №69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности прокуратурой Абинского района в деятельности администрации Федоровского сельского поселения выявлены следующие нарушения: здание администрации Федоровского сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (табл. А1 СП 5.13130.2009 ст. 54 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (табл.2 СП 3.13130.2009 ст.54 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); территория и здание не доукомплектованы первичными средствами пожаротушения (п.108 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли (п.36 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствуют планы эвакуации, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.043-2009 (п. 16 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствуют указатели эвакуационных выходов, указатели направления движения к эвакуационным выходам (п.51 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); на путях эвакуации применена горючая отделка (п.53 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); эвакуационные выходы не соответствуют требованиям действующих норм по ширине и высоте проемов (ст.53 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); люк выхода на чердак не выполнен противопожарным размером 0,6x0,8 м (ст.90 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); соединения жил электропроводов выполнены скруткой, а не пайкой, с помощью клемм, зажимов (п.57 ППБ 01-03, ст.151 Ш23-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); допускается эксплуатация транзитной электропроводки (п.60 ППБ 01-03); светильники не закрыты защитными плафонами (п.60 ППБ 01-03); отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения (ст.62 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2 СП 8.13130.2009); отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжении, выполненные в соответствии с ГОСТ (п.90 ППБ 01-03). Обеспечение первичных мер пожарной безопасности: время прибытия пожарных подразделений ПЧ-1 ПБЧСиГО Краснодарского края, расположенной в х.Екатериновском, превышают нормативное время прибытия (более 20 минут) в х.Покровский и х.Косовичи. Добровольная пожарная охрана с выездной пожарной техникой не создана (ст. 76 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); противопожарная пропаганда населения не проводится. Не установлены информационные стенды, не распространяются памятки, листовки о мерах пожарной безопасности (ст.19 №69-ФЗ от 21.12.2004 года «О пожарной безопасности», ст. 63 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности. Не создан кабинет с наглядной агитацией для проведения обучения (ст.19 №69-ФЗ от 21.12.2004 года «О пожарной безопасности», ст.63 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); территории населенных пунктов не очищаются от сухой травы, мусора, камыша (п.21 ППБ 01-03); допускается выжигание сухой травы и камыша, что несет угрозу распространения огня на жилые дома населенных пунктов. Не проведена опашка по периметру населенных пунктов для предотвращения огня на жилые дома (ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.30 ППБ 01-03); дороги, проезды, подъезды к зданиям и сооружениям находятся в неудовлетворительном состоянии. Не выполнено твердое покрытие, рассчитанное на давление оси пожарного автомобиля не менее 12 тонн. В некоторые части населенных пунктов беспрепятственный проезд пожарной техники не возможен. Не нанесены указатели улиц, номера домов (ст.67 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). х.Екатериновский, х.Свердловский, х.Покровский, х.Васильевский, х.Косовичи не обеспечены нормативным запасом воды для целей наружного пожаротушения. Отсутствуют указатели источников наружного противопожарного водоснабжения (ст.68 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не создан резерв материальных средств для проведения первоочередных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Федеральный закон РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»); отсутствуют локальные системы оповещения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара (Федеральный закон РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»); отсутствует наружное освещение улиц, переулков, подъездов к зданиям и сооружениям, источников наружного противопожарного водоснабжения (п.27 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); допускается размещение объектов иного функционального назначения Ф-3 (здания по обслуживанию населения) и Ф-4 (здания научных и образовательных учреждений и т.д.), Ф-5 (здания производственного и складского назначения) с нарушением противопожарных расстояний от жилых домов (табл.11, ст.69 №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); Ежегодно производится порядка 50 выездов на тушение сухой травы и мусора в дачных обществах, (п. 21, 31 ППБ 01-03, ст.151 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Таким образом, населенные пункты Федоровского сельского поселения муниципального образования Абинский район не готовы к летнему пожароопасному периоду, что является неисполнением поручения Правительства РФ и Федерального законодательства РФ.
На запрос администрации Федоровского сельского поселения начальником филиала ГКУ КК Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне сообщено, что согласно п.1 ст.76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не должно превышать в сельских поселениях 20 минут. Филиал ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» пожарная часть №1, расположена в х.Екатериновском Федоровского сельского поселения. Время прибытия подразделения филиала ГКУ КК «Управления ПБ, ЧО и ГО» пожарная часть №1 в населенные пункты Федоровского сельского поселения составляет: ст.Федоровская расстояние 3 км, время прибытия 5-7 минут; х.Покровский 7 км, 10-12 минут; х.Васильевский 5 км, 7-9 минут; х.Свердловский 4 км, 6-8 минут; х.Косовичи 9 км, 12-15 минут.
В судебном заседании обозревались фотографии, представленные представителем администрации Федоровского сельского поселения, которые подтвердили факт наличия в администрации планов эвакуации, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.043.-2009, указателей эвакуационных выходов и направления движения к эвакуационным выходам.
В силу ст.3 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Первичные меры пожарной безопасности в соответствии с п.1 ст.63 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» осуществляются органами местного самоуправления, которые решают вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Правом граждан в области пожарной безопасности является право на получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны, право на участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны (ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Федоровского сельского поселения требования Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности в полном объеме не исполняются, в связи с чем, суд приходит к убеждению о том, что администрацией Федоровского сельского поселения допущены нарушения в области пожарной безопасности, которые необходимо устранить, поскольку они создают угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности граждан, затрагивают основополагающие конституционные права и свободы гражданина и человека, такие, как право на жизнь, на здоровье, право частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ - суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку его доводы нашли свое подтверждение в суде.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения и обязать администрацию Федоровского сельского поселения устранить нарушения, обнаруженные при проверке соблюдения требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,196,197- 199, 254 ГПК РФ,
суд
р е ш и л :
Заявление и.о. прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Федоровского сельского поселения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Федоровского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований ст.3,19, 34 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ст.ст.4,14 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.43,54, 63,67,76, 151 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности по обеспечению пожарной безопасности Федоровского сельского поселения, а также прилегающих к нему лесов.
Обязать администрацию Федоровского сельского поселения устранить выявленные нарушения путем обеспечения здания администрации Федоровского сельского поселения исправной, соответствующей всем требованиям и нормам законодательства о пожарной безопасности автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; первичными средствами пожаротушения, проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли; соединения жил электропроводов необходимой пайкой, с помощью клемм, зажимов; светильниками с плафонами.
Обязать администрацию Федоровского сельского поселения обеспечить организацию проведения систематического инструктажа населения мерам пожарной безопасности; создание кабинетов с наглядной агитацией для проведения обучения, организацией систематического очищения поселения от сухой травы, мусора, камыша; твердыми покрытиями, рассчитанными на давление оси пожарного автомобиля не менее 12 тонн все населенные пункты Федоровского сельского поселения; нанесением указателей улиц, номеров домов; резервом материальных средств для проведения первоочередных мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; локальными системами оповещения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуаций, пожара; наружным освещением улиц, переулков, подъездов к зданиям и сооружениям, источников наружного противопожарного водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Абинский райсуд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий