Решение по иску Боева С.В. к Окуловой Л.Г. о признании права собственности



        К делу №2-595/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

5 июля 2011 года       г. Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего       Макаренко В.А.

при секретаре        Головатовой А.П.

с участием истца       Боева С.В.

представителя истца Боева С.В.     Кругловой Е.С.

действующей на основании доверенности № 2496 от 23.05.2011 года

представителя ответчика Окуловой Л.Г. Рейх А.В.,

действующей на основании доверенности № 3723 от 01.07.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боева С.В. к Окуловой Л.Г. о признании права собственности, встречному иску Окуловой Л.Г. к Боеву С.В. о признании договора купли-продажи незаключенным,

У С Т А Н О В И Л:

Боев С.В. обратился в Абинский районный суд с иском к Окуловой Л.Г. о признании права собственности на домовладение и 1/2 земельного участка, расположенных в хуторе <адрес>. Требования мотивированы тем, что 03 июня 2008 года уплачено ответчику Окуловой Л.Г. за указанное недвижимое имущество <данные изъяты> рублей, о чем была составлена расписка в присутствии свидетелей, составление договора купли-продажи было отложено до момента оформления ответчиком правоустанавливающих документов на домовладение и земельный участок, поскольку данное имущество ей перешло по завещанию после смерти матери, и она на тот момент еще не оформила его надлежаще. В подтверждение своего намерения продать имущество Окулова Л.Г. вручила ему документы для оплаты текущих коммунальных платежей и передала домовладение в пользование, где он с семьей зарегистрировались, осуществили перестройку и капитальный ремонт дома, который находился в аварийном состоянии после пожара. В настоящее время ответчик имеет все необходимые документы для оформления договора купли-продажи, однако уклоняется от совершения сделки, на его письменное обращение также не отреагировала, в связи с чем он вынужден обратиться в суд.

Представитель ответчика Окуловой Л.Г. Рейх А.В. заявила встречное исковое заявление, в котором просит признать незаключенным договор купли-продажи по расписке от 03.06.2008 года между Боевым С.В. и Окуловой Л.Г., мотивируя требования тем, что деньги в сумме <данные изъяты> рублей были переданы не Боевым С.В., а его женой, <данные изъяты> Расписка, по которой передавались деньги, представлена истцом как договор купли-продажи, однако, он не соответствует нормам гражданского законодательства, поскольку не определено недвижимое имущество, подлежащее передаче, его расположение, цена, порядок и срок платежа, то есть, не согласованы существенные условия договора.

Истец Боев С.В. и его представитель Круглова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и настаивали на их удовлетворении, встречные исковые требования не признав пояснили, что при составлении расписки и передаче денег за дом и половину земельного участка в <адрес>, присутствовали свидетели, которые подтвердили факт передачи денег своими подписями, а также были соседи Ш.В.И. Передача денег осуществлялась непосредственно в отчуждаемом доме, сумма была оговорена - <данные изъяты> рублей окончательно. Просят исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречного искового заявления - отказать.

Представитель ответчика Окуловой Л.Г. Рейх А.М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что супруги Боевы являются родственниками сожителя Окуловой Л.Г. - П.А., у которых она в связи с тяжелым материальным положением в 2007 году неоднократно занимала деньги, всего <данные изъяты> рублей, которые своевременно отдать не смогла, в связи с чем решила продать за <данные изъяты> рублей доставшийся по завещанию после смерти матери дом и 1/2 земельного участка по <адрес>. О сумме будущей сделки знали С.Н.С. и С.В.П. Боева Н.Н. согласилась, и они составили расписку на <данные изъяты> рублей как аванс в счет основной суммы, из которых <данные изъяты> рублей - сумма долга, то есть фактически Боева Н.Н. передала ей <данные изъяты> рублей. Расписку писала лично Окулова Л.Г., свидетелей С.В.П. при этом не было, Боева продиктовала их паспортные данные и сказала, что подпишет у них сама. Просит удовлетворить заявленные требования по встречному исковому заявлению, в удовлетворении иска Боева С.В. - отказать в связи с неуплатой им суммы 200 000 рублей в счет оплаты стоимости дома. Исковые требования о признании договора купли-продажи незаключенным поддержала.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 марта 2011 года, собственником жилого дома площадью 64,8 кв.м. и земельного участка площадью 4499 квадратных метра, расположенных в хуторе <адрес>, является Окулова Л.Г.

Как усматривается из расписки от 03.06.2008 года, Окулова Л.Г. получила от Боева С.В. <данные изъяты> рублей за домовладение и земельный участок 50 % от площади. Расписка составлена в присутствии свидетелей С.В.П. и С.Н.С., имеются их подписи.

О фактическом совершении сделки купли-продажи свидетельствуют и показания свидетелей Б.Н.Н., С.В.П. и Ш.В.И., подтвердивших факт передачи ответчику денег в сумме 150 000 рублей в счет уплаты за дом и 1/2 земельного участка в хуторе <адрес>, при этом свидетели настаивали на присутствии при составлении расписки С.Н.С. и С.В.П.

Свидетель Х.В.Д., глава администрации Ольгинского сельского поселения, пояснил, что он занимает данную должность с 2008 года, и может утверждать, что с этого времени супруги Боевы проживают в <адрес> <адрес>, их земельный участок и придворовая территория всегда ухожены. Ранее дом и земельный участок были запущены: участок зарос сорной растительностью, а дом был в разрушенном состоянии, без окон, двери с прохудившейся крышей после пожара.

Факт проживания Боева С.В. по указанному адресу и произведение им оплаты коммунальных услуг за воду с августа 2008 года по настоящее время подтверждается справкой директора муниципального унитарного предприятия «Ольгинское ЖКХ».

Кроме того, депутат Совета Ольгинского сельского поселения Абинского района подтверждает, что Боев С.В. купил у Окуловой Л.Г. жилой дом и 1/2 земельного участка в <адрес>, дом в 2002 году выгорел в результате пожара, после чего в доме на протяжении долгих лет никто не проживал, участок был заброшен.

В судебном заседании установлено, что на момент составления расписки, а фактически безграмотно и упрощённо составленного договора купли - продажи недвижимого имущества, истец Боев С.В. с согласия ответчика Окуловой Л.Г. уже проживал в доме, пользовался им и 1/2 земельного участка, осуществлял ремонт домовладения, огородил его, что свидетельствует о явном намерении ответчика произвести отчуждение недвижимого имущества.

Доводы представителя ответчика о том, что сумма сделки фактически составляет <данные изъяты> рублей, суд считает надуманными, и они опровергаются отчетом эксперта-оценщика, согласно которому рыночная стоимость отремонтированного домовладения с учетом стоимости земельного участка по состоянию на 15 марта 2011 года составляет <данные изъяты> рублей, в том числе стоимость земельного участка <данные изъяты> рубля. То есть стоимость домовладения в настоящее время составляет <данные изъяты> рублей.

Как установлено в судебном заседании, на момент продажи в 2008 году домовладение находилось в состоянии, непригодном для проживания, по сути, являлось нежилым, были отключены коммуникации - электро и водоснабжение, что не отрицается сторонами, подтверждается свидетельскими показаниями и сведениями, предоставленными администрацией Ольгинского сельского поселения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что цена домовладения на момент его отчуждения в 2008 году не может быть равной стоимости, определенной экспертом на 15 марта 2011 года, поскольку произведенные истцом работы значительно повысили его стоимость.

Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Отсутствие в расписке условий, необходимых, по мнению представителя ответчика для принятия ее в качестве договора купли-продажи недвижимого имущества, объясняется юридической неграмотностью сторон, а доводы представителя истца о том, что деньги Окулова Л.Г. получила не от Боева С.В., а его супруги, не имеют существенного значения для дела, поскольку сумма за отчуждаемое имущество была передана, о чем Окулова Л.Г. без давления со стороны, добровольно, написала соответствующую расписку, где также обязалась уплатить задолженность за электроэнергию и воду в случае ее наличия.

Действия ответчика по передаче домовладения и земельного участка в пользование истца, передача ему книжек по уплате коммунальных платежей, согласие на регистрацию истца в доме после получения денег в сумме <данные изъяты> рублей подтверждают, что Окуловой Л.Г. продано недвижимое имущество.

Расписка не содержит каких-либо условий о внесении истцом в будущем дополнительных платежей в размере <данные изъяты> рублей, сроках их уплаты, что свидетельствует о достигнутой сторонами договоренности относительно цены имущества в <данные изъяты> рублей.

Суд полагает, что условия сделки купли-продажи недвижимого имущества, а равно их выполнение подтверждены распиской, которая в соответствии с законом отнесена к допустимым доказательствам, то есть соответствующим нормам нравственности и истинности. Изменение намерений Окуловой Л.Г. относительно стоимости имущества не может нарушить право истца на возникновение у него права собственности на имущество, стоимость которого он оплатил в полном объеме, что нашло свое подтверждение в суде.

Согласно ч. 3 ст.165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от её регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда..

При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Боевым С.В. право собственности на 1/2 доли земельного участка общей площадью 4499 кв.м., кадастровый номер 23:01:0101001:184, назначение: земли населенных пунктов - личное подсобное хозяйство, и жилой дом общей площадью 64,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на 1/2 доли земельного участка общей площадью 4499 кв.м., кадастровый номер 23:01:0101001:184, назначение: земли населенных пунктов - личное подсобное хозяйство, и жилой дом общей площадью 64,8 кв.м. расположенных по адресу: <адрес>.

В удовлетворении встречного искового заявления Окулова Л.Г. к Боев С.В. о признании договора купли-продажи незаключенным - отказать.

Взыскать с Боева С.В. в доход государства государственную пошлину в размере 2200 (две тысячи двести) рублей.

Взыскать с Окулова Л.Г. государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий