Приговор по ч. 1 ст. 109 УК РФ - причинение смерти по неосторожности ребенку



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Абаза РХ 24 ноября 2010 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Шестакова О.В.,

с участием государственного обвинителя в лице помощника прокурора Таштыпского района РХ Осеевой Л.Н.,

подсудимой Кузьменко О.В. и ее защитника-адвоката Загрядской Е.Г., действующей на основании ордера № №

при секретаре Демкиной В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-116/2010 в отношении

Кузьменко О.В., <данные изъяты> ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Кузьменко О.В. совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности. Обстоятельства совершенного ею преступления, направленного против жизни, состоят в следующем.

2 июня 2010 года в период времени с 00 часов 10 минут до 05 часов 30 минут Кузьменко О.В. в помещении комнаты общежития, расположенной по адресу: РХ <адрес>17, находясь на кровати, в положении лёжа, решила накормить грудью своего новорожденного сына Д., 10.02.2010 года рождения. Не уделив должного внимания безопасности ребенка, действуя небрежно, имея реальную возможность накормить его в ином положении, Кузьменко О.В., не предвидя наступления его смерти, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть наступление тяжких последствий в виде наступления смерти, дала новорожденному сыну в рот свою грудь, после чего уснула, закрыв ему тем самым органы дыхания. Не обеспечив, таким образом, безопасность всего процесса кормления грудью новорожденного ребенка, Кузьменко О.В. своими неосторожными действиями создала опасную для его жизни ситуацию, состоящую в угрозе его дыханию, в результате чего произошло закрытие ее грудью дыхательных путей новорожденного Кузьменко Д.Д., находящегося в силу своего малолетнего возраста в беспомощном состоянии.

Труп малолетнего Кузьменко Д. рядом с собой Кузьменко О.В. обнаружила в 5 часов 30 минут тех же суток. Смерть Кузьменко Д.Д. в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы наступила от механической асфиксии при закрытии дыхательных отверстий носа и рта мягким предметом. Каких-либо телесных повреждений при исследовании трупа не обнаружено. Механическая асфиксия является опасным для жизни состоянием, а в данном случае являлась непосредственной причиной смерти, поэтому расценивается как тяжкий вред здоровью.

В судебном заседании подсудимая Кузьменко О.В. виновной себя по предъявленному обвинению полностью признала, однако давать показания по существу обвинения отказалась, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.

Огласив показания подсудимой, данные в ходе предварительного следствия, показания потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимой Кузьменко О.В. в совершении ею преступления, обстоятельства которого приведены в установочной части настоящего приговора.

Вывод суда о виновности подсудимой в совершении преступления - причинении смерти по неосторожности, основан на анализе показаний свидетелей, потерпевшего, её собственных показаний, данных в ходе предварительного расследования, письменных доказательствах, исследованных в судебном заседании в условиях состязательности и равноправия сторон.

Так, настоящее уголовное дело возбуждено постановлением следователя от 02.07.2010 года в отношении Кузьменко О.В., в действиях которой усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (л.д. 1). Об обнаружении признаков данного преступного деяния составлялись рапорта, представленные в уголовном деле (л.д. 4, 18). Уголовное дело расследовано с соблюдением правил подследственности, в рамках процессуальных сроков (л.д. 5-6).

Местом происшествия, как следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, являлась комната № общежития, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес> РХ, <адрес>. На кровати, расположенной в указанной комнате, обнаружен труп новорожденного ребенка, без видимых телесных повреждений (л.д. 8-12).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 03.08.2010 года смерть Кузьменко Д.Д., 10.02.2010 года рождения, наступила от механической асфиксии при закрытии отверстий носа и рта мягким предметом (прикладывание с правой стороны женской груди при присыпании, согласно обстоятельствам дела), что подтверждается признаками, выявленными при исследовании трупа. Каких-либо телесных повреждений при судебно- медицинском исследовании трупа не обнаружено. Механическая асфиксия является опасным для жизни состоянием, а в данном случае являлась непосредственной причиной смерти, поэтому расценивается как тяжкий вред здоровью (л.д. 40-42).

Показания потерпевшего Т.М.Н. – сотрудника Отдела по делам образования МО г. Абаза, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, данные в ходе предварительного расследования, оглашены в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ. Ими установлено, что обстоятельства уголовного дела ему стали известны после сообщения об обнаружении трупа ребенка и возбуждения уголовного дела (27-29, 48).

Свидетель З.О.Е. – врач-педиатр акушерско-гинекологического отделения МУЗ «Абазинская городская больница» суду показала, что в данной должности работает с 2005 года. Подсудимая ей известна в связи с работой и наблюдением за ребенком, которое ею осуществляется, как врачом. В ее обязанности входит выявление патологий и его лечение. Каких-либо патологий у ребенка, родившегося у подсудимой, не было. Перед выпиской из отделения, всем матерям, в том числе подсудимой, разъяснялись правила ухода за ребенком, акцентируя внимание на том, что кормить ребенка следует в положении сидя, кормление в положении лёжа допускается только при невозможности в вертикальном положении по состоянию здоровья. После выписки ребенка посещала медсестра на дому, и никаких претензий по поводу ребенка не было.

Свидетель М.Ю.Г.. – участковый врач-педиатр суду дала показания аналогичные показаниям свидетеля З.О.Е. Кроме того, ее показания, данные в ходе предварительного следствия, оглашены в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ в части. Ими установлено, что при выписке из отделения больницы подсудимой разъяснялись правила ухода и обращения с новорожденным ребенком и, в частности, сообщалось о том, что спать он должен отдельно, кормление должно производиться в положении сидя (л.д. 58-60). Свои показания свидетель полностью подтвердила.

Свидетель Ч.В.В. – фельдшер МУЗ «Абазинская городская больница», суду пояснила, что она дежурила в больнице, когда в шестом часу поступило сообщение о наступлении смерти новорожденного Кузьменко Д.. По приезду к месту жительства подсудимой она застала ее рыдающей. Ребенок был мертв и лежал на кровати. По внешним признакам она определила, что вероятной причиной смерти являлось удушение. По обстановке было видно, что мать Кузьменко О.В. до этого спала на той же кровати, где и был обнаружен ребенок.

Показания данного свидетеля в судебном заседании были оглашены в части даты, времени события в порядке ст. 281 УПК РФ. Ими установлено, что на место происшествия, в комнату № <адрес>, Ч.В.В. прибыла 02.06.2010 года в 5 час. 45 мин. (л.д. 52-54). Данные показания свидетель Ч.В.В. полностью подтвердила, сославшись на давность события.

Оценка показаний приведенных выше свидетелей позволяет сделать вывод о том, что правила ухода за новорожденным ребенком подсудимой разъяснялись надлежащим образом и ей были известны.

Свидетель И.Л.Д. суду показала, что с подсудимой Кузьменко О.В. она знакома длительное время, охарактеризовала ее положительно. Ей известно, что у Кузьменко О.В. было на иждивении 3 детей. Младшему Кузьменко Д.Д. было 4 месяца, когда он умер. Дату точно не помнит, в начале лета 2010 года в вечернее время она и Т.С.В. помогали Кузьменко О.В. копать грядки на огороде. Примерно около 17 часов Т.С.В. купил бутылку водки, которую они на троих распили, после чего, закончив работу примерно в 20 часов, они поехали по домам. Рано утром следующего дня Кузьменко, позвонив по телефону, сообщила о том, что ее ребенок мертв. Сразу же после этого она пришла к Кузьменко О.В. домой, где увидела лежащего на кровати ребенка со следами крови в районе носа. Смерть ребенка, как ей стало известно от Кузьменко О.В., наступила в результате несчастного случая. Кузьменко спала вместе с ребенком в кровати, ночью его кормила грудью, а утром обнаружила мертвым. Затем туда же прибыли сотрудники милиции и скорой помощи.

Показания свидетеля И.Л.Д.И.Л.Д. данные в ходе предварительного следствия, в порядке ст. 281 УПК РФ оглашены в судебном заседании в части даты и времени события. Ими установлено, что копка грядок имела место 01.06.2010 года. Около 5 час. 45 мин. 02.06.2010 года Кузьменко О.В. позвонила И.Л.Д. по телефону, сообщив о смерти ребенка. Свои показания свидетель полностью подтвердила, дополнив, что после приезда милиции и скорой помощи к ней также приехал Т.С.В.

Аналогичные показания относительно обстоятельств совершенного преступления в судебном заседании даны свидетелем Т.С.В. Данный свидетель также подтвердил свои показания, данные в ходе предварительного расследования, оглашенные в части даты и времени, когда он и И.Л.Д. помогали Кузьменко О.В. в огороде и употребляли спиртное, и времени, когда последняя ему сообщила о смерти ребенка, из которых следует, что 01.06.2010 года около 17 часов он помогал Кузьменко О.В., и в это же время они употребляли спиртное, а примерно в 5 час. 40 мин. следующих суток Кузьменко ему сообщила о смерти ребенка. Свои показания данный свидетель полностью подтвердил.

В судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ оглашены показания не явившихся свидетелей П.Н.В. и несовершеннолетнего К.В.В.К.В.В. которые ими давались в ходе предварительного расследования.

Показаниями свидетеля П.Н.В. установлено, что Кузьменко О.В. проживает в соседней комнате, отзывается о ней положительно. Утром 02.06.2010 года П.Н.В. от Кузьменко О.В. стало известно о смерти новорожденного ребенка, которого она уложила спать вместе с собой, ночью кормила грудью, а проснувшись утром, обнаружила мертвым. В дальнейшем от Кузьменко О.В. узнала, что смерть ребенка наступила в результате механической асфиксии путем закрытия дыхательных путей мягким предметом (л.д. 55-57).

Показаниями несовершеннолетнего свидетеля К.В.В. установлено, что в начале июня 2010 года днем он ходил с матерью копать грядки, после чего они вернулись. Ночью он лег спать вместе с братом, а мать легла с новорожденным на свою кровать. Какого-либо шума ночью не слышал, а утром его разбудила мать, сообщив, что младший брат Д. умер. О причине смерти не сообщала (л.д. 71-74).

В судебном заседании в порядке ст. 276 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя оглашены показания подсудимой Кузьменко О.В., данные в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемой и обвиняемой. Из ее показаний в качестве обвиняемой, данных ДД.ММ.ГГГГ, следует, что признавая полностью себя виновной по предъявленному обвинению и раскаиваясь в содеянном, Кузьменко О.В. сообщала, что по адресу: <адрес> РХ, <адрес>17 она проживает вместе со своими малолетними детьми: Кузьменко Р. 5-ти лет и Кузьменко Т. 11-ти лет. Также у нее был третий сын Кузьменко Д., родившийся 10.02.2010 года.

При выписке из роддома г. Абазы врач-педиатр ей объяснила, о правильном уходе за ребенком, чтобы в доме было чисто, тихо и без посторонних лиц, обратив внимание на то, что у ребенка должна быть своя кроватка, и ложиться вместе с ребенком не рекомендуется, так как это опасно для его жизни и здоровья. Также ей пояснили, что нельзя употреблять спиртные напитки. Врачу она пояснила, что ей известно, как обращаться с детьми. Кроме того, правила по уходу за ребенком ей разъяснялись участковым врачом-педиатром М.Ю.Г. и данные указания ей были известны, т.к. у нее уже был третий ребенок. Указания врачей она полностью выполняла, но иногда ребенка укладывала спать вместе с собой.

01 июня 2010 года около 16 часов она вместе со своими знакомыми Т.С.В. И.Л.Д. и детьми ходили на огород. Поработав некоторое время, Т.С.В. съездил в магазин и купил одну бутылку водки емкостью 0,5 литра, которую они втроем распили и продолжили работать. Примерно в 20 часов разъехались по домам. Спиртных напитков больше не употребляла и примерно в 00 часов 10 минут 02.06.2010 года легла спать. При этом старшие сыновья легли вдвоем на диван в комнате, а она вместе с младшим сыном Д. легла на кровать и уснула. Ночью, в какое время точно не помнит, проснулась, чтобы покормить Кузьменко Д.Д. грудью. Находясь в кровати, в положении лёжа, она вытащила правую грудь, дала ее в рот ребенку и стала кормить. Во время кормления уснула, тем самым оставив процесс кормления бесконтрольным. Она не предвидела и не желала того, чтобы ее малолетний сын умер, но понимала, что такой способ кормления не безопасен, тем более, что врачи неоднократно предупреждали ее, что кормить лёжа не рекомендуется. При этом, она действовала осознанно и у нее была реальная возможность кормить ребенка по-другому, так как это положено, чтобы не создавать угрозы для его жизни и здоровья. Проснувшись в 05 часов 30 минут в той же позе чтобы вновь покормить ребенка, она обнаружила, что сын не подает признаков жизни. После этого она сразу же позвонила И.Л.Д. и Т.С.В. которые тут же приехали. Кто вызывал работников скорой медицинской помощи, не помнит (л.д. 96-99).

Аналогичные показания относительно обстоятельств дела подсудимая Кузьменко О.В. давала и в качестве подозреваемой в ходе предварительного расследования (л.д. 78-81).

Анализируя вышеприведенные показания подсудимой, судом отмечается, что обстоятельства, при которых имело место преступное деяние изложены в них в достаточной мере последовательно и подробно. Содержание показаний в данных протоколах согласуются между собой. Не противоречат они и другим, исследованным в судебном заседании доказательствам, в связи с чем оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется. Во время допроса в качестве подозреваемой и обвиняемой участвовала ее защитник – адвокат Загрядская Е.Г., принимавшая участие и при рассмотрении дела в суде. Права, предусмотренные ст.ст. 46, 47 УПК РФ, подсудимой разъяснялись. Кроме этого, до нее доводилось, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации она не обязана свидетельствовать против самой себя, своего супруга и близких родственников. Показания в ходе производства предварительного следствия она давала добровольно, какого-либо давления на нее со стороны сотрудников милиции не оказывалось, о чем прямо указывается во всех протоколах, фиксирующих данные следственные действия. Перед началом допросов подсудимой разъяснялось, что ее показания могут быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу, в том числе и в случае отказа от них в последующем, на что указывают ее подписи в протоколах. Нарушений требований уголовно-процессуального закона при допросах допущено не было.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания расценивать показания подсудимой Кузьменко О.В., данные в ходе предварительного расследования, в качестве допустимых доказательств ее вины в совершении преступления.

Таким образом, суд, оценив по настоящему уголовному делу доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу о доказанности вины Кузьменко О.В. в причинении смерти по неосторожности и квалифицирует ее действия по ч. 1 ст. 109 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).

При решении вопроса о назначении наказания подсудимой суд исходит из положений ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, относящегося к небольшой тяжести, все обстоятельства уголовного дела, данные, характеризующие ее личность, согласно которым она характеризуется удовлетворительно. Учитывается также влияние назначенного наказания на исправление и перевоспитание осужденной, ее семейное положение, условия жизни семьи, ее состояние здоровья, наличие у нее хронического заболевания и возраст. Принимается также во внимание полное признание подсудимой своей вины.

В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ, судом учитывается наличие у подсудимой на иждивении двоих малолетних детей.

Назначая наказание, суд, кроме того, руководствуется требованиями ст. 43 УК РФ, в силу которых наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также для исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о возможности исправления и социальной адаптации подсудимой Кузьменко О.В. в условиях, не связанных с реальной изоляцией от общества.

Руководствуясь ст. ст. 296-299, 307-310 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Кузьменко О.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ), и назначить ей наказание в виде ли­шения сво­бо­ды на срок 1 /один/ год.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Кузьменко О.В. наказание считать условным, с испытательным сроком в 2 /два/ года, возложив на нее исполнение следующих обязанностей: 1) в течение испытательного срока не менять места своего жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за исправлением осужденных; 2) являться на регистрацию согласно графику, установленному контролирующим органом, но не реже 2 раз в месяц.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранную по настоящему уголовному делу в отношении Кузьменко О.В., отменить по вступлении приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован и опротестован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Абазинский районный суд РХ в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осуждённая вправе ходатайствовать о своём участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья О.В. Шестаков