о признании бездействия Администрации МО г. Абаза в непринятии мер по надлежащему содержанию автомо



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абаза Дата обезличена года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Демкиной В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен г. по заявлению прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Администрации МО г. Абаза в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таштыпского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, жителей муниципального образования г. Абаза, указав, что на основании обращения граждан г. Абаза на бездействие администрации муниципального образования г. Абаза, прокуратурой Таштыпского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования город Абаза, распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 29.05.1996 г. № 118 были переданы в муниципальную собственность Таштыпского района. 11.02.2009 г. согласно акту приема-передачи основных средств автодороги г. Абаза переданы конкурсным, управляющим МУП «АГ ЖКХ» в муниципальную собственность МО г. Абаза, приняты централизованной бухгалтерией Администрации МО г. Абаза на баланс Администрации МО г. Абаза и в. настоящее время входят в состав муниципальной казны муниципального образовании город Абаза. Право собственности МО г. Абаза на дороги, не являющиеся государственной собственностью, не зарегистрировано, поскольку данные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. В соответствии с п. 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Учитывая, что дорога в границах города Абаза находится в ведении муниципального образования и находится в состоянии, не соответствующем нормам, о чем свидетельствует акт комплексного обследования улиц. 23 апреля 2010 года проведена комплексная проверка автомобильной дороги муниципального образования г. Абаза в комиссионном составе во главе с первым заместителем Главы муниципального образования г, Абаза Дороховым А.С. В ходе проведения обследования администрации муниципального образования г. Абаза предложено устранить выявленные недостатки в установленные сроки и результаты комплексной проверки рассмотреть на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. По результатам проведенной проверки главным государственным инспектором внесены предписания от 27.04.2010 г. и 28.04.2010 г. о выполнении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города Абаза.

Так, согласно предписания отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по г. Абаза от 04.05.2010 года предлагается: восстановить горизонтальную разметку согласно ГОСТ 52289-24 г. и ГОСТ 51256-1999 года на протяжении улиц: Степная, Вокзальная, Осипенко, Ленина, Некрасова, Лазо, Кулакова, Набережная, ТЭЦ, Красноармейская, Набережная, Парковая, Рудная; произвести ямочный ремонт обслуживаемой автодороги на протяжении улиц: Степная, Вокзальная, Осипенко, Ленина, Некрасова, Лазо, Кулакова, Набережная, ТЭЦ, Красноармейская, Набережная, Парковая, Рудная; произвести грейдирование обочин на протяжении улиц: Степная, Вокзальная, Осипенко, Ленина, Некрасова, Лазо, Кулакова, Набережная, ТЭЦ, Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная; на протяжении ул. СМП провести освещение; установить дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» на ул. Вокзальная (церковь); установить ограждение для пешеходов АГБ, «Престиж»; произвести демонтаж дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», удалить горизонтальную разметку 1.14.1 «Зебра»; привести в соответствие два смотровых колодца согласно ГОСТ 3634 на перекрестке ул. Некрасова – Ленина; удалить с дорожного полотна речной камень, произвести отсыпку ям, грейдирование обочин по ул. ТЭЦ. Однако, администрация муниципального образования г. Абаза необоснованно не предприняла необходимых мер к проведению мероприятий по содержанию дорог в части осуществления вышеуказанных ремонтных работ, что создает угрозу для населения муниципального образования г. Абаза и предпосылки для нанесения ущерба. Неисполнение органом местного самоуправления требований Закона в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения конституционных прав граждан.

Просит признать бездействие администрации муниципального образования г. Абаза, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа, незаконным, обязать администрацию муниципального образования г. Абаза принять меры по осуществлению ремонтных и восстановительных работ, в том числе: - восстановить горизонтальную разметку согласно ГОСТ 52289-2-4 г. и ГОСТ 51.256-1999 года на протяжении улиц: Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Кулакова, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная; произвести ямочный ремонт обслуживаемой автодороги на протяжении улиц Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Кулакова, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная. Произвести грейдирование обочин на протяжении улиц: ул. Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Кулакова, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная, на протяжении ул. СМП провести освещение, установить дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» на ул. Вокзальная (церковь), установить ограждение для пешеходов АГБ, «Престиж», произвести демонтаж дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», удалить горизонтальную разметку 1.14.1«Зебра»; на перекрестке ул. Некрасова - Ленина привести в соответствие два смотровых колодца; согласно ГОСТ 3634 по ул. ТЭЦ удалить с дорожного полотна речной камень, произвести отсыпку ям, грейдирование обочин в срок до 01.08.2010 г.

В судебном заседании представитель прокурора Таштыпского района по доверенности Осеева Л.Н. уточнила требования в части проведения освещения не по ул. СПМ, а по улице МПС, просила исключить из перечня улиц, на которых необходимо проведение работ, улицу Кулакова, отозвала требование в части приведения в соответствие двух смотровых колодцев на перекрестке Некрасова – Ленина. В части установления дорожных знаков 1.16 «Неровная дорога» на ул. Вокзальная (церковь), демонтажа дорожных знаков 5.19.1.,5.19.2 «Пешеходный переход», удаления горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» отказалась от требований в связи с добровольным исполнением. В остальной части требования поддержала в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении. Суду пояснила, что на сегодняшний момент Администрация МО г. Абаза не выполнила предписание от 24.04.2010 г., а именно, ими не произведен ямочный ремонт автодороги, грейдирование произведено без отсыпки ям, что подтверждается актом от 07.06.2010 г. о проведении контрольной проверки. Утверждает, что состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжей части (п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93), а именно покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, срок ликвидации повреждений не более 10 суток. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см. и глубине 5 см. Таким образом, те работы, которые Администрация провела по ул. ТЭЦ не соответствуют ГОСТу. Кроме того, согласно п.4.6.3. ГОСТа Р 50597-93 автодорога должна быть освещена, однако до настоящего момента на дороге по ул. МПС нет осветительных приборов. Поясняет, что срок выполнения мероприятий ею определен до 01.08.2010 года в связи с тем, что в предписании последний срок для его исполнения указан 31.07.2010 года.

Представитель ОГИБДД ОВД по г. Абаза Забавников А.Ф. суду пояснил, что бездействие Администрации МО г. Абаза подтверждается тем, что после первого предписания от 24.03.2010 г. никаких действий со стороны Администрации не было, после второго предписания 28.04.2010 г. были произведены некоторые работы, 07.06.2010 г. проведена контрольная проверка, по результатам которой установлено, что пункты 2,3,7,8 предписания от 24.04.2010 г. не выполнены, а именно: не произведен ямочный ремонт автодороги, согласно ГОСТ 50597 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», однако, срок ликвидации просадок, выбоин и иных повреждений (ям) – 10 суток. Грейдирование произведено без отсыпки ям, согласно ГОСТ 50597 п.3.2., 3.2.2 состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытие должны соответствовать значениям, установленных для покрытий проезжей части (3.1.1., 3.1.2); горизонтальная разметка 1.14.1 «Зебра» удалена после контрольной проверки. Два смотровых колодца на перекрестке ул. Некрасова-Ленина не приведены в соответствие с ГОСТ 3634, т.е. не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см. Согласно п.6.2.1. ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» линии, надписи и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершенствованное дорожное покрытие, то есть после ремонта выбоин, ям, просадок. Считает, что критическое состояние автомобильных дорог в городе нарушает порядок и безопасность дорожного движения, что может в будущем повлечь серьезные последствия для участников дорожного движения.

В судебное заседание представители ОАО «В-Сибпромтранс», ООО «Руд-Автотранс», ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ» не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие (ч.2 ст. 257 ГПК РФ).

Представитель Администрации МО г. Абаза по доверенности Машура С.Н. требования прокурора Таштыпского района не признает, считает, что вывод прокурора о бездействии Администрации МО г. Абаза в сфере дорожной деятельности необоснован, так как Главой МО г. Абаза и Администрацией МО г. Абаза осуществляются все меры по решению вопроса местного значения, предусмотренного действующим федеральным законодательством и уставом МО в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. А именно, во исполнение муниципальной целевой программы «Автомобильные дороги муниципального образования город Абаза на 2009-2011 г.г.» заключены договоры и контракты с ООО «Руд - Автотранс», ГУП «Абазинское ДРСУ», ОАО «В-Сибпромтранс», ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ».

Представитель Администрации МО г. Абаза по доверенности Сапилкина Л.А. требования прокурора Таштыпского района не признает. Суду пояснила, что во исполнение ст.13, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5, ст. 26 Устава муниципального образования город Абаза, на территории МО в 2009-2010 г.г. утверждены мероприятия по благоустройству города, в состав которых входит, в том числе, и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа, а также Постановлением Главы МО г. Абаза от 07.04.09 г. № 305 утверждена муниципальная целевая программа «Автомобильные дороги муниципального образования город Абаза на 2009-2011 г.г.». Расходы на выполнение данных программ предусмотрены в бюджете МО г. Абаза на 2009 год, утвержденном решением: Абазинского городского Совета депутатов от 11.01.2009 г. № 185, с изменениями, внесенными решением Абазинского городского Совета депутатов от 29.12.2009 г, № 254.

Во исполнение указанных актов и мероприятий в 2009 г. были заключены договоры и контракты с ООО «Руд-Автотранс», с ГУП «Абазинское ДРСУ», с ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ», муниципальный контракт с ФГУП ГСМЭП МВД России на выполнение работ по разметке дорог и пешеходных переходов. Всего в бюджете МО г. Абаза на мероприятия по ремонту и содержанию дорог в 2009 г. было предусмотрено 1 979 тысяч рублей, израсходовано 1 941,1 тысяч рублей. В 2010 году расходы на выполнение указанных выше программ: предусмотрены в бюджете МО г. Абаза, утвержденном решением Абазинского городского Совета депутатов от 22.12.2009 г. № 250. Данные расходы отражены в приложении №8 к решению № 250 от 22.12.2009 г., в строках «Дорожное хозяйство» и «Благоустройство». Во исполнение данных программ и решения о бюджете в 2010 г. заключены следующие договоры и контракты: 31 декабря 2009 г. заключен договор подряда с ООО «Руд-автотранс» сроком действия с 01.01.10 г. по 28.02.10 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и пешеходных дорожек, при этом на финансирование контракта предусмотрено 99 931,63 рубль. В состав работ входило в зимний период- очистка дорог от снега, очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега, очистка обочин от снега, россыпь противогололедных материалов, в летний период- очистка покрытий от щебня и грязи, полив дорожных покрытий водой. Работы осуществляются по маршруту автобуса «ПРП-Мичурина», а также на перекрестках центральных дорог и 142 улицам города. 05 марта 2010 г. по результатам проведенного открытого аукциона заключен муниципальный контракт сроком действия с 01.03.10 г. по 30.04.10 г. с ООО «Руд-Автотранс» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и пешеходных дорожек, при этом на финансирование контракта предусмотрено 221 999,25 рублей. В состав работ входило в зимний период- очистка дорог от снега, очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега, очистка обочин от снега, россыпь противогололедных материалов; в летний период- очистка покрытий от щебня и грязи, полив дорожных покрытий водой. Работы осуществляются по маршруту автобуса «ПРП-Мичурина», а также на перекрестках центральных дорог и 142 улицам города. В настоящее время в стадии заключения с ООО «Руд-автотранс» находится договор на содержание дорог в период с 28 мая 2010 года по 28 июня 2010 года.

Кроме того, Администрацией МО г. Абаза также заключены договоры на монтаж и демонтаж дорожных знаков с ГОССМЭП МВД РФ (Филиал по РХ), согласно которому выполняются работы по установке, ремонту и демонтажу дорожных знаков. Всего в бюджете МО г. Абаза на мероприятия по ремонту и содержанию дорог в 2010 г. предусмотрено 2 159 тысяч рублей, по состоянию на 01.05.2010 г. израсходовано 185,8 тысяч рублей.

Комплексная проверка дорог, по результатам которой 23.04.2010 г. был составлен акт проверки, является одной из форм работы комиссии по безопасности дорожного движения (состав комиссии утвержден постановлением Главы МО от 08.06.2009 г. № 600) и комиссии по проведению комплексного обследования улиц и дорог (состав комиссии утвержден Постановлением главы МО от 03.04.2009 г. № 284). Работа данных комиссии ведется на основании актов комплексной проверки автомобильных дорог (в частности, в 2010 г. такая проверка была проведена 23.04.2010 г.), предписаний ОГИБДД, а также по мере возникновения вопросов, требующих решений комиссий. В результате комплексной проверки, проведенной с участием сотрудников ГИБДД 23.04.10 г. в адрес Администрации МО г. Абаза были выданы предписания от 27.04.10 г. и 28.04.10 г.

Нарушения ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», установленные предписанием от 27.04.10 г., устранены в полном объеме, работы по замене и демонтажу дорожных знаков выполнены на основании договора б/н от 09.04.10 г., заключенного с ФГУП ГОССМЭП МВД России. Частично выполнены работы и по устранению нарушений ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно произведено грейдирование обочин центральных улиц, установлены дорожные знаки «Неровная дорога» на ул. Вокзальная, произведен демонтаж дорожных знаков «Пешеходный переход», удалена разметка «Зебра», по ул. ТЭЦ удален с дорожного полотна речной камень, произведена отсыпка ям, грейдирование обочин.

Для восстановления горизонтальной разметки по автомобильным дорогам города, осуществления ямочного ремонта обслуживаемой автодороги, установки ограждения для пешеходов возле МУЗ «Абазинская городская больница», супермаркета «Престиж» предписанием от 28.04.10 г. установлены более длительные сроки, в рамках которых и запланировано выполнение данного вида работ. Кроме того, осуществление работ по разметке дорог и их ямочному ремонту в весеннее время было невозможно из-за неблагоприятных погодных условий. Данные виды работ возможно выполнять только в теплое время года (как правило, июнь-сентябрь), в период работы асфальто-бетонного завода. Кроме того, заключение контрактов и договоров на выполнение таких видов работ, как ямочный ремонт, грейдирование дорог, разметка дорог, возможно только по результатам аукционов, проведенных в соответствие с федеральным законом: от 21.07.05 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В настоящее время осуществляется размещение муниципального заказа способом открытого аукциона, по итогам будут определены победители, с которыми в срок не ранее 10 дней с момента подведения итогов аукциона будут заключены муниципальные контракты.

Выполнение работ по содержанию дорог осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Предписание, выданное ОГИБДД ОВД по г. Абазе 24.03.10 г., содержащее требование об устранении водяного затора в районе ТЭЦ, было отработано Администрацией МО г. Абаза в установленные сроки. Так, в целях устранения скапливания воды на дороге в районе ТЭЦ, Администрация МО г. Абаза неоднократно (12.03.10 г., 19.03.10 г., 29.03.10 г., 30.03.10 г.) обращалась с претензионными письмами о некачественном содержании дорог к организации-подрядчику, а именно ООО «Руд-Автотранс». В частности, в результате обследования дорог было установлено скопление воды в самом низком месте автодороги по ул. ТЭЦ. После проведения обследования дороги в целях устройства водоотвода с автодороги на объект незавершенного строительства - водоочистной станции ТЭЦ, Администрация МО г. Абаза неоднократно (23.03.10 г., 24.03.10 г.) письменно обращалась к руководству организации- собственника объекта, а именно ОАО «Евразруда», о принятии срочных мер к устройству дренажной системы в районе ТЭЦ. Наличие такой системы в обязательном порядке должно быть предусмотрено в проектной документации строящегося объекта, которая находится во владении ОАО «Евразруда». В связи с отсутствием экземпляра такой документации в Администрации МО г. Абаза, последняя не имеет возможности осуществления контроля соответствия объекта незавершенного строительства (в том числе и дренажной системы) проектной документации и строительным нормам. В связи с этим Администрацией МО г. Абаза в адрес ОАО «Евразруда» и были направлены указанные выше обращения. Однако 25.03.10 г. в адрес Администрации МО г. Абаза фактически поступил отказ от принятия каких-либо мер. Ситуация по водоотводу с автодороги по ул. ТЭЦ была решена путем заключения договорных отношений с ОАО «В-Сибпромтранс» и ООО «Руд-автотранс».

Предписание от 28.04.10 г., выданное директору ГУП «Абазинское ДРСУ», не имеет отношения к делу, так как данное предприятие и обслуживаемые им дороги не находятся в ведении муниципального образования г. Абаза. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что предписание ОГИБДД ОВД по г. Абазе от 27.04.10 г., выданное в адрес Администрации МО г. Абаза не содержит указание на определённые сроки, а предписание ОГИБДД ОВД по г. Абазе от 28.04.10 г. (или от 04.05.10 г., как оно значится в заявлении прокурора), выданное в адрес Администрации МО г. Абаза содержит указание на более поздние сроки от 05.05.10 г. до 31.07.10 г. Кроме того, Администрация МО г. Абаза не может исполнить пункт предписания, касающегося наружного освещения ул. МПС, поскольку нет технической возможности установки опор для монтажа линии освещения, так как необходимо сначала проложить кабельную линию для установки светильников по действующей ЛЭП, находящейся на обслуживании Абаканской дистанции электроснабжения. Ремонт тепловых колодцев на перекрестке улиц Некрасова-Ленина не входит в компетенцию Администрации МО г. Абаза, поскольку указанные колодцы принадлежат ГУП «Хакресводоканал», регистрация права на указанные объекты находится в стадии оформления. На момент реализации указанного имущества оно находилось на праве аренды у ООО «Абаканское монтажно-промышленное предприятие» ЗАО «Востоксантехмонтаж».

Таким образом, считает, что Главой МО г. Абаза и Администрацией МО г. Абаза в рамках предоставленной данным органам местного самоуправления компетенции осуществляются все меры по решению вопроса местного значения, предусмотренного действующим федеральным законодательством и уставом МО в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, следовательно, вывод прокурора о бездействии Администрации МО г. Абаза в сфере дорожной деятельности необоснован. Кроме того, считает необоснованным требование об обязании совершить определенные действия, т.к. в настоящее время данные вопросы либо уже решены, либо находятся в стадии решения.

Представитель Администрации МО г. Абаза по доверенности Матвеева Л.Н. требования прокурора Таштыпского района не признает. Суду пояснила, что не согласна с позицией ОГИБДД по поводу состояния укрепительной полосы. Считает, что поскольку в районе МО г. Абазы обочины относятся к категории грунтовых, группы «В», то и требования к их содержанию по ГОСТу должны соответствовать п.3.2.3, а не п.3.2.2. Чтобы привести все дороги в норму согласно ГОСТу необходимо затратить около половины миллиарда рублей, таких денег у Администрации нет, поэтому производится незначительный ремонт дорог во избежание аварийных ситуаций.

Заслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.1, 3 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 05.04.2010 года жители города Абаза обратились к Прокурору Республики Хакасия, где указывают на бездействие Главы Администрации МО г. Абазы по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования и улиц в городе Абаза л.д.18).

Согласно Распоряжению Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 29.05.1996 г. №118 автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования город Абаза были переданы в муниципальную собственность Таштыпского района.

Согласно Постановлению Администрации Таштыпского района № 297 от 02.10.1996 г., автомобильные дороги г. Абазы переданы в муниципальную собственность местного самоуправления Абазинского городского Совета депутатов.

Согласно договору б/н от 05.05.1999 г. автодороги г. Абазы были переданы в хозяйственное ведение МУП «Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство»

Согласно акту приема-передачи основных средств от 11.02.2009 г., автодороги г. Абаза переданы конкурсным управляющим МУП «АГ ЖКХ» в муниципальную собственность МО г. Абаза, приняты централизованной бухгалтерией Администрации МО г. Абаза на баланс Администрации МО г. Абаза и в настоящее время входят в состав муниципальной казны муниципального образовании город Абаза.

Частями пятыми статей 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов изначально было отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (соответственно уровню муниципальных образований - в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов поселения либо в границах городского округа) за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 5 ст. 26 Устава муниципального образования г. Абаза, утвержденного решением Абазинского городского Совета депутатов от 05.07.2005 г. № 24 (с изменениями от 26.02.2010 г.) к полномочиям Администрации муниципального образования г. Абаза по решению вопросов местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Начальником ОГИБДД ОВД по г. Абаза Скидан С.В. 24.03.2010 г. Главе Администрации МО г. Абаза вынесено предписание с указанием, что в целях устранения нарушений ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» необходимо принять меры по удалению скопления воды по ул. Речная (район ул. ТЭЦ) и обработке данного участка противогололедным материалом, установлен срок выполнения работ с 24.03.2010 г. по 27.03.2010 г.

Актом комплексной проверки автомобильных дорог МО г. Абаза от 23.04.2010 г. выявлены недостатки в содержании автомобильных дорог в границах муниципального образования г. Абаза л.д. 22-23)

24.03.2010 г. в адрес Главы Администрации МО г. Абаза вынесено предписание начальника ГИБДД с указанием, что в целях устранения нарушений ГОСТа Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предлагается выполнение следующих мероприятий: восстановить горизонтальную разметку согласно ГОСТ Р 52289-2004 г. и ГОСТ Р 51256-1999 г. в срок до 31.07.2010 г.; произвести ямочный ремонт обслуживаемой автодороги в срок до 31.07.2010 г.; произвести грейдирование обочины в срок до 14.05.2010 г.; на протяжении ул. СМП провести освещение в срок до 31.05.2010 г.; установить дорожные знаки 1.16 «Неровная дорога» на ул. Вокзальная (церковь) в срок до 06.05.2010 г.; установить ограждение для пешеходов АГБ, «Престиж» в срок до 31.07.2010 г.; произвести демонтаж дорожных знаков 5.19.1., 5.19.2 «Пешеходный переход», удалить горизонтальную разметку 1.14.1. «Зебра» в срок до 06.05.2010 г., перекресток ул. Некрасова-Ленина привести в соответствие смотровые колодцы 2 шт. согласно ГОСТ 3634 в срок до 14.05.2010 г.; по ул. ТЭЦ удалить с дорожного полотна речной камень, произвести отсыпку ям, грейдирование обочин в срок до 05.05.2010 г.

Согласно п. 3.2.2 «Обочины и разделительные полосы» Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221 (дата введения 01.07.1994 г.) состояние укрепительных полос по степени деформации и ровности их покрытия должно соответствовать значениям, установленным для покрытий проезжей части (п.п.3.1.1 и 3.1.2).

В соответствии с п 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельно допустимые повреждения группы «В» дорог и улиц на 1000 кв.м. покрытия, не более 2,5 (7,0) срок ликвидации повреждений не более 10 суток.

В соответствии с п 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см. и глубине – 5 см.

В обоснование своих возражений Администрацией МО г. Абаза предоставлены на исследование опубликованные в средствах массовой информации извещения о проведении открытых аукционов, письменные обращения в организации, муниципальные контракты, договора.

Договор б/н от 09.04.2010 г., договор №6 от 11.01.2010 г. «На исполнение работ и услуг для муниципальных нужд» заключены между Администрацией МО г. Абаза и Федеральным Государственным Унитарным предприятием «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД России» на выполнение работ по замене, установке и техническому обслуживанию дорожных знаков, согласно заявок «Заказчика» в целях повышения безопасности дорожного движения в 1-ом и 2-ом квартале 2010 г.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Суд принимает отказ представителя прокурора Осеевой Л.Н. от требований, а именно: об исключении из перечня улиц, на которых необходимо проведение работ, улицу Кулакова, о приведении в соответствие двух смотровых колодцев на перекрестке Некрасова – Ленина, об установлении дорожных знаков 1.16 «Неровная дорога» на ул. Вокзальная (церковь), о демонтаже дорожных знаков 5.19.1.,5.19.2 «Пешеходный переход», удаления горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра», поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Администрацией МО г. Абаза не опровергается факт неисполнения предписаний в части проведения ямочных работ, грейдирования и разметки автодорог по указанным в заявлении улицам.

В отношении проведения освещения на ул. МПС суд полагает недостаточным принятых мер, кроме того, данные меры предпринимались уже после обращения прокурора Таштыпского района в суд.

Доводы представителей Администрации МО г. Абаза о том, что в бюджете нет достаточных средств для приведения автомобильных дорог в соответствии с ГОСТом суд не принимает во внимание, поскольку к полномочиям Администрации муниципального образования г. Абаза относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд не соглашается с мнением представителей Администрации МО г. Абаза об отсутствии бездействия с их стороны, так как комплексная проверка состояния автомобильных дорог была проведена только после указания начальника МОБ МВД РХ по инициативе ГИБДД при ОВД по г. Абаза, при чем необходимость проведения ряда мероприятий была очевидна вне зависимости от погодных условий в 2010 году. Кроме того, действия Администрации в области содержания дорог обусловлены только вынесенными в их адрес неоднократными предписаниями со стороны сотрудников ГИБДД, а не по своей инициативе, что также подтверждается письмом главного гос.инспектора безопасности дорожного движения по г. Абаза в адрес главы МО от 12.04.2010 г.

Государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГК РФ в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 223-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации муниципального образования г. Абаза, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа, незаконным, обязать администрацию муниципального образования г. Абаза:

- восстановить горизонтальную разметку согласно ГОСТ 52289-2-4 г. и ГОСТ 51.256-1999 года на протяжении улиц: Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная;

- произвести ямочный ремонт обслуживаемой автодороги на протяжении улиц Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная.

- произвести грейдирование обочин на протяжении улиц: ул. Степная, ул. Вокзальная, ул. Осипенко, ул. Ленина, ул. Некрасова, ул. Лазо, ул. Набережная, ул. ТЭЦ, ул. Красноармейская, ул. Набережная, ул. Парковая, ул. Рудная,

- на протяжении ул. МПС провести освещение,

- установить ограждение для пешеходов в районе Абазинской городской больницы, «Престиж»,

- по ул. ТЭЦ удалить с дорожного полотна речной камень, произвести отсыпку ям, грейдирование обочин - в срок до 01.08.2010 г.

Взыскать с Администрации Муниципального образования г. Абаза государственную пошлину в доход соответствующего бюджета 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Абазинский районный суд.

Председательствующий судья подпись

Копия верна.

Судья Н.А. Панова