Взыскание морального вреда здоровью, причинённого преступлением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абаза 02 июня 2011 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Глазуновой М.С.,

с участием истца С. Е.А., её представителя адвоката Табастаева А.А.,

при секретаре Демкиной В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 98/2011 по исковому заявлению С. в интересах несовершеннолетнего С. к Ю. о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

С. в интересах несовершеннолетнего сына С. обратилась в суд с иском к Ю. о взыскании компенсации морального вреда, сови требования мотивировав тем, что проживала в браке с С. с 1985 г. по 1994 г., от брака имеет сына С. После расторжения брака фактически жили одной семьей, С. платил алименты, вел домашнее хозяйство, занимался воспитанием ребенка. Отношения между ними были нормальные. 25.08.2010 г. Ю. на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры, действуя с прямым умыслом на убийство С. нанес последнему удар ножом в живот справа. От полученного телесного повреждения С. скончался. Вследствие чего, ее несовершеннолетний сын потерял близкого ему человека, родного и единственного отца – С. В результате преступных деяний Ю., от осознания о перенесенных физических страданиях, преждевременной и трагической смерти отца ему причинен моральный вред. Сын стал плохо себя чувствовать, потерял покой и сон, она, как мать вынуждена давать сыну успокоительные медицинские препараты, так как смерть отца отразилась на его здоровье и психическом состоянии. Сын постоянно находился и общался с отцом. Делился с ним сокровенными подростковыми переживаниями, прислушивался к советам отца. После его смерти сын стал замкнут, молчалив. Некоторые просьбы стал воспринимать агрессивно, озлоблено. Чувствует себя не защищенным. В связи со смертью отца прекращены выплаты алиментов на содержание сына, что также отразилось на его материальном состоянии. Оценивает компенсацию морального вреда причиненного её сыну С. в сумме 300000 рублей.

Просила взыскать с Ю. в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, расходы на представителя в размере 5000 рублей.

В судебном заседании С. поддержала требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Суду пояснила, что от брака с С. имеют троих детей. Приговором Абазинского районного суда Ю. осужден 21.01.2011 года по ч.1 ст. 105 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором суда с Ю. в пользу ее дочери Б. взыскана компенсация морального вреда, связанного с причинением смерти ее отцу – С., 300000 рублей. Сначала она не предала серьезного значения изменению у сына поведения. 21.04.2011 г. её сына поставили на диспансерный учет к дерматологу в <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты> Указанное заболевание вызвано пережитым ребенком стрессом. В настоящее время Денис находится в реабилитационном центре в <адрес>. Осознание того, что отца не вернуть, нанесло сильный удар на психику ребенка, в связи с чем он приобрел неизлечимую болезнь. Несмотря на то, что по документам она и С. брак расторгли, они совместно проживали и вели совместное хозяйство. С. занимался воспитанием Дениса, ездил с ним на рыбалку, подготавливал его для участия в соревнованиях в школе.

Представитель истца Табастаев А.А. поддержал требования истца в полном объеме.

Ответчик Ю. в зал судебного заседания не явился, отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК – 2 ГУФСИН России по <адрес>. О времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, однако, отзыва с отражением мнения по заявленным требованиям от него не поступало.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, определив юридические обстоятельства имеющие значение для правильного и законного разрешения спора, суд приходит к следующему.

Общие положения о возмещении вреда содержатся в ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которой, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Приговором Абазинского районного суда от 21.01.2011 г. Ю. осужден за совершение убийства, т.е. умышленного причинения смерти С. (ч.1 ст. 105, ст. 64 УК РФ) к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Взыскана компенсация морального вреда в пользу Б. в порядке компенсации морального вреда, связанного с причинением смерти ее отцу – С. 300000 рублей. Приговор вступил в законную силу 14.02.2011 г.

Из свидетельства о рождении следует, что С.Денис родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> у матери – С., отца – С.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно представленной суду характеристики, выданной директором МОУ « АСОШ » С. Денис обучается в школе с первого класса, до 6-го класса он рос в полной семье. Мальчик тяжело пережил смерть отца, сейчас они живут вдвоем с матерью, заработанная плата которой небольшая, поэтому он питается в столовой бесплатно. Несмотря на то, что смерть отца нанесла ему тяжелую травму, внешне он этого не показывает, в классе старается вести себя как и прежде.

Представленной суду справкой, выданной 12.05.2011 г. врачом – дерматологом ФИО3 <данные изъяты> подтверждается, что С. Денис, ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у дерматолога с 21.04.2011 года с диагнозом <данные изъяты> по настоящее время.

Согласно материалов исполнительного производства в отношении должника С. возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа о взыскании алиментов 1/6 части всех видов доходов в пользу С. на содержание сына С. Дениса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Исполнительное производство окончено постановлением от 16.11.2010 года.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу С. в интересах несовершеннолетнего сына С., суд учитывает, что ребенок потерял отца в раннем возрасте, остался без его заботы, воспитания и материальной поддержки в будущем. Перенес серьезное потрясение, на фоне которого приобрел трудно излечимое заболевание. Причинение вреда смертью отца неокрепшей психике ребенку, которому на тот момент исполнилось 12 лет, по мнению суда не нуждается в доказывании. Исходя из требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 300000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно, представленной квитанции от 24.02.2011 С. оплатила адвокату Табастаеву А.А. за составление искового заявления 1500 рублей, 3500 рублей за представительство в суде.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГК РФ).

На основании изложенного, учитывая, что истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины (п.4 ч.1 ст. 333.36 НК РФ), суд считает, что в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с Ю. следует взыскать в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Ю. в пользу С., действующей в интересах несовершеннолетнего С. Дениса 300000 (триста тысяч) рублей – компенсацию морального вреда причиненного преступлением, расходы за услуги адвоката в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток с момента его вынесения в окончательной форме, через Абазинский районный суд РХ.

Судья Глазунова М.С.