2-411/2011. Включение земельного участка в состав наследственной массы, признание права собственности.



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Абаза РХ 14 декабря 2011 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Глазуновой М.С.,

при секретаре Шишковой Е.А.,

с участием истца Дайбова И.К.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Дайбова С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-411/2011 по исковому заявлению Дайбова И.К. к Администрации муниципального образования г. Абаза о включении земельного участка в состав наследственной массы, признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Дайбов И.К. обратился в суд с иском, сообщив, что ДД.ММ.ГГГГ скончалась его мать ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде земельного участка, ранее занятого жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом, расположенный на земельном участке, принадлежал наследодателю на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии был снесён по причине большого износа. Решением исполнительного комитета Абазинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разрешено строительство нового жилого дома на указанном земельном участке. Строительство дома не было осуществлено, на момент смерти наследодателя на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.

Являясь единственным претендующим наследником первой очереди по закону, при обращении к нотариусу Таштыпского нотариального округа истец получил рекомендации обратиться в суд, поскольку право собственности на данный объект недвижимости за умершей зарегистрировано не было.

Просил включить в состав наследственной массы земельный участок общей площадью 584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий наследодателю ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на праве личной собственности, а также признать за ним, Дайбовым И.К., в порядке наследования право собственности на вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании истец Дайбов И.К. настоял на заявленных требованиях, приведя в обоснование иска доводы, содержащиеся в заявлении, и сославшись на документы, приложенные к нему.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Дайбов С.К. против удовлетворения заявленных Дайбовым И.К. требований не возражал, поскольку в управление наследственным имуществом после смерти их матери ФИО1 не вступал и вступать не намерен.

Представитель ответчика – администрации МО г. Абаза – в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие, и не возражал против удовлетворения заявленных требований. В связи с вышеизложенным суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, поскольку такой порядок рассмотрения иска не противоречит ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав истца и третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, но суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Личность истца установлена на основании предъявленного паспорта , выданного на имя Дайбова И.К., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>.

Повторным свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец является сыном умершей согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, о чём произведена запись за .

В соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ Дайбов И.К. подарил ФИО1 жилой одноэтажный деревянный дом, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке размером 584 кв.м., общей полезной площадью 23,6 кв.м., в том числе жилой площадью 16,2 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом зарегистрирован по праву собственности за ФИО1, о чем свидетельствует штамп на оборотной стороне договора.

Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ из решения исполнительного комитета Абазинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об индивидуальном строительстве» ФИО1 разрешено строительство нового дома общей площадью 42 кв.м. со сносом старого и надворных построек на участке по <адрес>.

Истцом представлен технический паспорт домовладения по адресу: <адрес> по состоянию на 01.06.2011 года, согласно которому объектом учёта является домовладение с надворными постройками, расположенное на земельном участке площадью 584 кв.м., по факту 592 кв.м., застроенной площадью – 59,2 кв.м., не застроенной – 532,8 кв.м. Из технического паспорта следует, что правообладателем объекта является ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше документы не содержат каких-либо сведений, из которых следовало бы, что у ФИО1 могли возникнуть ограничения в праве собственности на земельный участок по указанному адресу.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

Право собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного ил индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Таким образом, формально мать истца ФИО1 при жизни не успела зарегистрировать право собственности на земельный участок по указанному выше адресу, однако документами, представленными в материалы дела, подтверждается возникновение данного права при её жизни, что является основанием для включения земельного участка в состав наследственной массы.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).

Согласно делу по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, всё имущество, принадлежащее наследодателю на день открытия наследства, принял по закону её сын Дайбов И.К. Сын умершей Дайбов С.К. отказался от наследства и не возражал против получения свидетельства о праве на наследство Дайбовым И.К.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, но также имущественные права и обязанности. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, судом не установлено оснований считать, что признание иска ответчиком противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем заявленное истцом требование подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Дайбова И.К. удовлетворить.

Включить земельный участок общей площадью 584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий наследодателю ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ на праве личной собственности, в состав наследственной массы.

Признать за Дайбовым И.К. в порядке наследования право собственности на земельный участок общей площадью 584 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его вынесения через Абазинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья М.С. Глазунова