2-425/2011. Включение имущества в состав наследственной массы.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абаза 15 декабря 2011 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Пановой Н. А.,

при секретаре Демкиной В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-425/2011 г. по исковому заявлению Шефер Л.Б., Волковой Т.Б. к Администрации муниципального образования г. Абаза о включении имущества в состав наследственной массы,

У С Т А Н О В И Л:

Шефер Л.Б., Волкова Т.Б. обратились в суд с иском, в котором указали, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ их матери ФИО1 открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей наследодателю на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 24.08.1998 г., зарегистрированного в Администрации Таштыпского района. Они являются наследниками первой очереди, но вступить в права наследования невозможно, по причине того, что право собственности наследодателя не было зарегистрировано в органах БТИ, согласно законодательства того времени.

Просили суд включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы Шефер Л.Б., Волкова Т.Б. исковые требования поддержали, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель Администрации Муниципального образования г. Абаза по доверенности Загрядская В.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражает против удовлетворения требований истца в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, ходатайствующего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению.

Согласно договору о возмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Абазы передала в собственность ФИО1 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 27,1 кв.м., в том числе жилой 13,0 кв.м. Договор зарегистрирован в Администрации Таштыпского района, и 21.09.1998 г. в Таштыпском БТИ.

Из технического паспорта, составленного по состоянию на 03.06.2011 г. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, следует, что его правообладателем является ФИО1 на основании договора о безвозмездной передаче жилья от 24.08.1998 г.

Из архивного дела № 2048/01-009 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, хранящегося в Таштыпском филиале ГУП РХ «УТИ» следует, что ФИО1 обратилась в БТИ с заявлением о передаче в единоличную собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО2 от приватизации квартиры отказался в пользу ФИО1

Свидетельством о смерти подтверждается факт смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождении, уроженки <адрес> в <адрес>, о чём составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено и подтверждается представленными документами, что истцы Волкова ФИО12 (до вступления в брак – Эткина) и Шефер ФИО13 (до вступления в брак – Эткина) приходились умершей ФИО1 дочерьми.

Из наследственного дела № 132/2011 по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследство, оставшееся после её смерти, приняли в установленный законом срок Волкова Т.Б., Шефер Л.Б.

В соответствии со ст. 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ устанавливается требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество - возникновение, переход, ограничение и прекращение - подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав).

В соответствии с абз. 2 статьи 7 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1 право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом суд учитывает, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном, муниципальном жилищном фонде, фонде предприятий в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации в соответствующем учреждении).

Таким образом, ФИО1 в установленном законом порядке совершила все необходимые, указанные непосредственно в законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» юридически значимые действия для приватизации вышеуказанной квартиры, однако по независящим от неё причинам право собственности на указанную квартиру у неё не возникло, поскольку после регистрации договора в соответствующем органе не произвела государственную регистрацию права на недвижимое имущество в соответствующем учреждении, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Согласно выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним Абазинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от 09.08.2011 г., право на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

В судебном заседании установлено, что отсутствие государственной регистрации права собственности и смерть ФИО1 в настоящее время исключают возможность проведения государственной регистрации её прав на недвижимое имущество на основании Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем другой способ оформления её права собственности на квартиру, кроме судебного решения, невозможен.

Таким образом, учитывая, что ответчик не оспаривает права наследников на недвижимое имущество, суд приходит к выводу о возможности включения в наследственную массу квартиры, принадлежащей наследодателю на праве собственности.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Истцы Волкова Т.Б., Шефер Л.Б. приняли наследство после смерти ФИО1 в установленном порядке, что подтверждается материалами наследственного дела.

Оценивая в совокупности полученные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов о включении квартиры в состав наследственной массы подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей в <адрес>, принадлежавшую наследодателю на праве собственности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Абазинский районный суд Республики Хакасия.

Судья Н.А. Панова