П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
п. Абан 24 апреля 2012 года
Судья Абанского районного суда Красноярского края Кизилова Н.В.,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора <адрес> Ш.,
подсудимой И.,
защитника Ереминой О.С., представившей удостоверение и ордер,
представителя потерпевших М.,
при секретаре Удодовой Ю.В.,
рассмотрев материалы уголовного дела № в отношении: И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в д.Белоярск, <адрес>, гражданки РФ, не военнообязанной, имеющей образование 9 классов, вдовы, безработной, проживающей по адресу: д.Воробьевка, <адрес>, ранее не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.219 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ И., на основании устной договоренности, арендовала у Р. дом, расположенный по <адрес> № в <адрес>, в связи с чем, являясь квартиросъемщиком имела полномочия по пользованию указанным жилым домом.
В соответствии со ст.34 Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ гола «О пожарной безопасности», граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 указанного Федерального Закона лица, уполномоченные пользоваться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, и пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) на граждан Российской Федерации возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. И., проживая в доме по указанному адресу на правах арендатора жилого дома, обязана была соблюдать требования пожарной безопасности, и нести ответственность за их нарушение.
ДД.ММ.ГГГГ И., проживая с малолетними детьми И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, и являясь квартиросъемщиком данного жилого помещения, в нарушение п.70 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при эксплуатации печного отопления запрещается допускать перекаливание печи, подложив в раскаленную печь дрова и зная, что в доме используется неисправное печное оборудование, вмонтированная в печь, расположенную в комнате дома, духовка имеет прогары металла, к выполнению возложенных на нее обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности отнеслась легкомысленно и, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий, в виде возгорания дома, и возможной гибели, находящихся в жилище малолетних детей, без достаточных оснований, самонадеянно, повесила на печь, над духовкой, в комнате дома, сушиться хлопчатобумажный пододеяльник. В нарушение п.70 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при эксплуатации печного отопления запрещается оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям, И., оставив в доме своих малолетних детей И., И. под присмотром, находящегося в гостях, малолетнего С., который является инвалидом детства, оставила без личного присмотра топящуюся в доме печь, поручив малолетнему С. надзор за топившейся печью, ушла около 12:00 часов ДД.ММ.ГГГГ из дома в гости к своей подруге. В результате допущенных И. нарушений правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, около 14:00 часов ДД.ММ.ГГГГ, в комнате указанного дома, от перегрева печи, произошло тепловое самовозгорание висевшего на печи хлопчатобумажного пододеяльника, находившегося в непосредственной близости к части перегретой отопительной печи, и возгорание внутреннего интерьера <адрес> в <адрес>, в результате чего внутренний интерьер дома был поврежден.
В ходе возникшего пожара были причинены телесные повреждения малолетнему И. в виде термической травмы, сопровождавшейся наличием обширных термических ожогов 3 степени (3а и 3б стадий), 70% площади кожных покровов - в области лица, туловища, верхних и нижних конечностей, с признаками ожога верхних дыхательных путей (по клиническим данным), с явлениями ожогового шока 3 степени, комы 2-3 степени (по клиническим данным). Смерть И. констатирована в стационаре ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 50 минут. Данная термическая травма отнесена критериям, характеризующим квалифицирующий признак: вреда опасного для жизни человека, по указанному признаку, согласно правилам «Определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека», квалифицируется как тяжкий вред здоровью; состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти. Данные повреждения возникли незадолго до наступления смерти, от воздействия высокой температуры, пламени огня, в условиях пожара. Малолетнему И. были причинены телесные повреждения в виде -термической травмы, сопровождавшейся термическими ожогами пламенем 3 степени (3а и 3б стадии), общей площадью 40%, - в области головы, туловища, верхних и нижних конечностей, ожогом верхних дыхательных путей с явлениями отека и сужения голосовой щели; ожоговым шоком 3 степени, что подтверждается данными клинического наблюдения больного в стационаре, данными морфологического и гистологического исследования. Смерть констатирована в стационаре ДД.ММ.ГГГГ, в 05 часов 45 минут. Данная термическая травма, с термическими ожогами пламенем 3 степени (3а и 3б стадии), общей площадью 40%, с ожогом верхних дыхательных путей с явлениями отека и сужения голосовой щели, ожоговым шоком 2-3 степени, характеризующим квалифицирующий признак: вреда опасного для жизни человека, по указанному признаку, квалифицируется как тяжкий вред здоровью; состоит в прямой причинно-следственной связи наступлением смерти. Данные повреждения возникли незадолго до поступления в стационар, от воздействия высокой температуры, пламени огня, в условиях пожара. Имеющиеся признаки в виде наличия копоти в верхних дыхательных путях является признаками прижизненного пребывания ребенка в условиях пожара.
Нарушение квартиросъемщиком И. правил пожарной безопасности состоит в прямой и причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения смерти малолетним И. и И.
Подсудимая И., заявила о согласии с предъявленным обвинением, вину свою признала в полном объеме предъявленного обвинения и поддержала свое ходатайство, заявленное на предварительном следствии о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Указанное ходатайство заявлено ею добровольно и после проведения консультации с защитником Ереминой О.С. В чем состоит существо особого порядка судебного разбирательства, и каковы его процессуальные последствия она осознает.
Государственный обвинитель Ш., представитель потерпевшего М., в суде выразили свое согласие на постановление приговора без проведения судебного разбирательства.
Суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласилась подсудимая И. обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Суд квалифицирует действия И. по ч.3 ст.219 УК РФ как нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.
Согласно выводам судебно-психиатрической комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ И., обнаруживает признаки умственной отсталости легкой степени со слабовыраженными нарушениями поведения. В применении к ней принудительных мер медицинского характера в соответствии со ст.97 УК РФ И. не нуждается (л.д. 198-200).
Суд находит выводы врачей правильными, поскольку они соответствуют материалам дела, данным о личности подсудимой, убедительно аргументированы. Сама подсудимая правильность выводов врачей комиссии не оспаривает.
Поскольку подсудимая И. полностью признала свою вину, в содеянном раскаялась, осознает характер и последствия заявленного ею ходатайства, наказание за совершенное подсудимой преступление, предусмотренное ч.3 ст.219 УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы, имеются основания применения особого порядка принятия судебного решения по делу в соответствии со ст.ст.314-316 УПК РФ.
При определении вида и размера наказания подсудимой И. суд учитывает: характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, данные о ее личности, удовлетворительные характеристики по месту жительства, то, что преступление совершено ею впервые и относится к категории преступлений, совершенных по неосторожности, в том числе обстоятельства смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденной, а также состояние ее психического здоровья.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание И., суд учитывает признание вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, психическое состояние ее здоровья.
Обстоятельств, отягчающих наказание И., судом не установлено.
С учетом приведенных выше обстоятельств, а также того, что только лишение свободы в полной мере отвечает целям восстановления справедливости, а также целям исправления подсудимой, суд считает, что наказание подсудимой должно быть назначено только в виде лишения свободы, с отбыванием наказания в соответствии с п.«А» ч.1 ст.58 УК РФ в колонии-поселении.
Рассматривая вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного ч.3 ст.219 УК РФ, суд не находит оснований для назначения И. дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд не находит оснований для предусмотренного ч.6 ст.15 УК РФ изменения категории преступления на менее тяжкое.
Вещественное доказательство: счетчик, хранящийся при уголовном деле, следует вернуть собственнику Р. по принадлежности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать И. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.219 УК РФ и на основании указанной статьи назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в колонии-поселении, с самостоятельным следованием к месту отбывания наказания.
Срок отбывания наказания исчислять И. со дня прибытия в колонию- поселение.
Меру пресечения И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Вещественное доказательство: счетчик, хранящийся при уголовном деле, вернуть собственнику Р.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения с соблюдением требований ст.317 УПК РФ, путем подачи жалобы через Абанский районный суд.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий