Об обжаловании действий органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Абан 10 июня 2010 г.

Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием помощника прокурора Никольской М.Н., представителя ответчика администрации Долгомостовского сельского совета Ш., при секретаре С

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Абанского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления администрации Долгомостовского сельского совета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к администрации Долгомостовского сельского совета об оспаривании действий органа местного самоуправления администрации Долгомостовского сельского совета по нарушению требований законодательства Российской Федерации «О недрах» и просил обязать администрацию Долгомостовского сельского совета в срок до 01 июня 2011 года определить хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по водоснабжению на территории Долгомостовского сельсовета.

В обосновании требований указал, что прокуратурой Абанского района проведена проверка исполнения законодательства «О недрах» в деятельности муниципального образования Долгомостовский сельсовета.

В ходе проведения проверки исполнения указанного законодательства установлено, что в деятельности администрации Долгомостовского сельсовета, расположенного по адресу Красноярский край, Абанский район, с. Долгий Мост, ул. Помозова, д. 16, имеются существенные нарушения требований Федерального Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1.

Как установлено в ходе проверки по решению Абанского районного Совета депутатов №7-70 Р от 10 февраля 2006 года в муниципальную собственность Долгомостовского сельсовета были переданы три водонапорные башни, расположенные в с. Долгий Мост, ул. Восточная; на территории Д-Мостовского ЛПХ; с. Долгий Мост, ул. Заречная, д. 22 «А». Данные объекты были включены в реестр муниципальной собственности Долгомостовского сельсовета.

С 2007 года администрация Долгомостовского сельсовета приступила к эксплуатации водонапорных башен (добыче подземных вод) для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой учреждений и организаций, расположенных на территории сельсовета, кроме того, в ноябре 2009 года была запущена водопроводная башня (являющаяся объектом муниципальной собственности Долгомостовского сельсовета), расположенная по адресу: с. Долгий Мост, ул. Капустина, д. 13 «А».

Источником водоснабжения является вода подземного горизонта.

На основании действующего законодательства «О недрах» администрация Долгомостовского сельсовета не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем, не может быть водопользователем, следовательно, администрации не может быть представлена лицензия на право пользования недрами.

В связи с незаконными действиями администрации Долгомостовского сельсовета учреждения, расположенные на территории Долгомостовского сельсовета, получают услугу водоснабжения не в соответствии с качеством, отсутствует контроль за состоянием воды, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ-52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Впоследствии помощник прокурора Абанского района Никольская М.Н. исковые требования уточнила, указав, что администрация Долгомостовского сельсовета самостоятельно оказывает услуги по водоснабжению, чего не вправе делать, данным органом ненадлежащим образом организована деятельность по водоснабжению населения, что свидетельствует о бездействии и просила признать незаконным бездействие администрации Долгомостовского сельсовета по организации водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования Долгомостовский сельсовет. Обязать администрацию Долгомостовского сельсовета организовать водоснабжение населения на территории муниципального образования Долгомостовского сельсовета в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в срок до 01 июня 2011 года.

В судебном заседании пом. прокурора Никольская М.Н. поддержала уточненные требования в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требовании.

Представитель ответчика Администрации Долгомостовского сельского совета Ш заявленные прокурором требования признала в полном объеме. Пояснила, что действительно на балансе администрации Долгомостовского сельсовета стоят четыре водонапорных башни, которые производят забор воды из подземных скважин, лицензии на добычу воды у администрации нет, в настоящее время администрация самостоятельно оказывает услуги по водоснабжению, до настоящего времени на водонапорные башни не зарегистрировано право собственности, хотя три башни переданы в муниципальную собственность сельсовета на основании решения Абанского районного Совета депутатов еще 10 февраля 2006 г., одна построена в 2009 г. Водой от водонапорных башен снабжаются больница, школа, детский сад, котельные.

Суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, с учетом следующего.

В силу ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно п.1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с п. 4 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию (п.2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее Порядок)) Настоящий Порядок не распространяется на предоставление в пользование участком недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

Как видно из материалов дела, в частности из пояснительной записки к водохозяйственному балансу администрации Долгомостовского сельсовета, из сведений об использовании воды, водонапорные башни производят забор воды из скважины, вода подземного горизонта является источником централизованного водоснабжения и на предоставление в пользование участка недр для добычи подземной воды распространяется вышеуказанный Порядок.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Также согласно п. 5 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции хозяйствующими субъектами являются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что администрация Долгомостовского сельсовета не может являться пользователем недр.

Вместе с тем, в соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. к вопросам местного значения поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В соответствии с п.1.4. ст.7 Устава Долгомостовского сельского совета Абанского района Красноярского края, к вопросам местного значения относятся организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Судом установлено, что администрация Долгомостовского сельсовета является собственником четырех водонапорных башен, расположенных в с. Долгий Мост, подтверждением этого служит имеющееся в материалах дела решение Абанского районного Совета депутатов от 10.02.2006 г. «О передаче объектов недвижимости в муниципальную собственность муниципальных образований района (сельсоветов)», которым утвержден перечень объектов недвижимости, переданных в муниципальную собственность в том числе и Долгомостовского муниципального образования. В перечне указаны сооружения «Водонапорная башня». Согласно выписки из реестра муниципального имущества администрации Долгомостовского сельсовета на балансе стоят четыре водонапорные башни.

Судом установлено, что администрация Долгомостовского сельсовета осуществляет использование подземных водных объектов - водонапорных скважин в с.Долгий Мост для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой учреждений, не имея соответствующего права пользования участком недр для целей добычи подземных вод, без соответствующей лицензии, т.е. с нарушением требований Закона «О недрах», при этом ответчик бездействует и не принимает мер по организации водоснабжения населения, проживающего на территории Долгомостовского сельсовета, в соответствии с требованиями законодательства «О недрах».

В связи с незаконными действиями администрации Долгомостовского сельсовета учреждения, расположенные на территории Долгомостовского сельсовета, получают услугу водоснабжения не в соответствии с качеством, отсутствует контроль за состоянием воды, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ-52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Учитывая, что для организации водоснабжения населения на территории муниципального образования Долгомостовского сельсовета в соответствии с требованиями Закона «О недрах» необходимо определенное время, суд, с учетом мнения сторон, считает, что необходимо установить срок для устранения нарушения до 01 июня 2011 года.

В связи с удовлетворением заявления прокурора, в соответствии со ст.103 ГК РФ, ст.333.19 НК РФ взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит уплате госпошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Абанского района Красноярского края к администрации Долгомостовского сельского совета об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Долгомостовского сельского совета по организации водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования Долгомостовский сельсовет, выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ «О недрах».

Обязать администрацию Долгомостовского сельского совета в срок до 01 июня 2011 года организовать водоснабжение населения на территории муниципального образования Долгомостовского сельского совета в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Взыскать с администрации Долгомостовского сельского совета государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья