ерхний колонтитул">
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Абан 19 мая 2010 г.
Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием помощника прокурора Абанского района ФИО1, ответчика Ф В.И., при секретаре С О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ф В.И. об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с требованием обязать индивидуального предпринимателя Ф В.И. разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный в квартале 126, выделе 10, Почетского участкового лесничества КГУ «А», представить указанный проект на государственную экспертизу проектов освоения лесов в Агентство лесной отрасли Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования обосновывает тем, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что с Дата обезличена года по настоящее время индивидуальный предприниматель Ф В.И. не соблюдает требования Лесного кодекса Российской Федерации. Ф В.И. осуществляет свою деятельность в квартале 126 выдела 10 Почетского участкового лесничества КГУ «А», площадью 0,85 га. Указанный лесной участок используется для рекреационной деятельности, Ф В.И. указанный лесной участок использует на основании договора аренды лесных участков 74/р от Дата обезличена. На указанном лесном участке расположены объекты строительства, используемые для отдыха людей, при этом на используемые лесные участки отсутствует проект освоения лесов. Без утвержденного проекта освоения лесов не определены вид и объем разрешенного использования лесов, мероприятия по охране защите, воспроизводству лесов, мероприятия по созданию лесной инфраструктуры. Нарушение ответчиком требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного участка, используемого с нарушением, кроме того, в соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, нерациональное использование лесов нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района ФИО1 поддержала исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в полном объеме.
Ответчик Ф В.И. исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что начал подготовку по разработке проекта освоения лесов, представлению проекта на государственную экспертизу, постарается устранить указанные прокурором нарушения к сентябрю 2010 г., т.к. устранение указанных нарушений связано со значительными материальными затратами.
Заслушав прокурора, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования, заявленные Красноярским природоохранным прокурором, подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Ф В.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Номер обезличен по Красноярскому краю, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись 03 марта 2005 г. за основным государственным регистрационным номером 304240102200030 г.
Индивидуальный предприниматель Ф В.И. использует на основании договора аренды лесного участка Номер обезличенр, заключенного с Агентством лесной отрасли Красноярского края 03 декабря 2008 г., лесной участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Почетское участковое лесничество КГУ «А», квартал 126, часть выдела 10, участок имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-098-2008-10-3302-8, предназначен для вида использования лесов: рекреационная деятельность. На указанном лесном участке расположены объекты строительства, используемые для отдыха людей, при этом на используемый лесной участок отсутствует проект освоения лесов.
В соответствии с ч.1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п.4 Приказа МПР РФ Номер обезличен от Дата обезличена «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (Федеральный закон от Дата обезличена N 201-ФЗ).
Индивидуальный предприниматель Ф В.И. в нарушение положений лесного законодательства осуществляет пользование лесным участком без проекта освоения лесов.
Согласно ч.2 ст.24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Частью 4 ст.61 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
В соответствии с частью 3 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с ч.З ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 9 Приказа МПР РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство основывается на принципах, в том числе на принципе использования лесов, способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Таким образом, без утвержденного проекта освоения лесов не определены вид и объем разрешенного использования лесов, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, мероприятия по созданию лесной инфраструктуры.
Приказом МПР РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден порядок и сроки проведения экспертизы проекта освоения лесов.
Нарушение ответчиком Ф В.И. требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Из чего следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника нарушенного лесного участка.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. Так, проект освоения лесов включает в себя мероприятия по охране и защите лесов, нерациональное использование лесов нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая, что ответчиком Ф В.И. на день рассмотрения гражданского дела не выполнены мероприятия по разработке проекта освоения лесов на вышеуказанный лесной участок, проект освоения лесов не представлен ответчиком на государственную экспертизу проектов в Агентство лесной отрасли Красноярского края, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для устранения указанных нарушений лесного законодательства - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
По правилам подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на индивидуального предпринимателя Ф В.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать индивидуального предпринимателя Ф В.И. разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Почетское участковое лесничество КГУ «А», квартал 126, часть выдела 10, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-098-2008-10-3302-8, предназначенный для вида использования лесов - рекреационная деятельность, и представить указанный проект на государственную экспертизу проектов освоения лесов в Агентство лесной отрасли Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Ф В.И. в доход местного бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Черенкова